Теги: псковская область, спасо-елеазаровский монастырь, путешествия
Спасо-Елеазаровский монастырь
Спасо-Елеазаровский монастырь - Псковская область
Просмотры: 1415
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/320s
ISO:
100
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
---
Дата съёмки:
02.12.2011 - 03:48:58
Прошло время, и в 1425 году здесь оказался 29-летний инок Снетогорской обители Ефросин. Он родился в селе Виделибье на Псковщине и до пострижения в монахи носил имя Елеазар. Известно, что монах был хорошо образован, считался большим любителем книг и богословом. В монашестве Ефросин совершил паломническое путешествие в Константинополь и встретился там с патриархом.
Поначалу инок жил в лесу в одиночку, но постепенно вокруг него собрались другие отшельники. Место, где они поселились, было удалено от людей. Самодельные деревянные кельи стояли под холмом, между двумя рукавами реки Толбы. И хотя все хотели построить здесь монастырь, для возведения храмов и других построек в речной пойме места особо не было.
По сохранившемуся преданию, Ефросин увидел сон, в котором перед ним предстали три святителя. Они дали старцу совет – срыть холм, и засыпать землей один из рукавов Толбы. Ефросин рассказал о чудесном видении монахам, и они поступили по совету святых. На образовавшейся площадке, благодаря инокам и крестьянам, появился собор и новые монашеские кельи.
В истории церкви Ефросин почитается, как подвижник и наставник. Он стал учителем для многих монахов, которые, выйдя из стен родного монастыря, основали на Псковских землях 10 других обителей. Любопытно, что многие из его учеников позже были причислены церковью к лику святых.
Сам Ефросин отличался большой скромностью и предпочитал вести уединенную жизнь. Поэтому, даже когда монастырь был основан, он не взял на себя обязанности его настоятеля и не принял сана священника. Первым, кто возглавил братию, был игумен Игнатий.
Незадолго до смерти Ефросин принял схиму под своим мирским именем Елеазар. Умер старец в 1491 году в возрасте 95 лет, и похоронили его в Трехсвятительском соборе. По завещанию Ефросина все принадлежавшее имущество разделили между братией, а в память об основателе монастырь стали называть Елеазаровским.
Псково-Печерская обитель выступала за сохранение независимости Пскова от московских князей. Елеазаровский монастырь, наоборот, призывал к сплочению разрозненных земель под руководством Москвы. В начале XVI века в обители жил старец Филофей. Сведений об этом монахе почти не сохранилось, за исключением его посланий, адресованных великому князю Москвы Василию III. Инок написал несколько писем, и в одном из которых говорил, что две Римские империи были разрушены, Москва является третьим Римом, а «четвертому – не бывать».
В своих посланиях Филофей назвал Василия III «царем православным» и призывал не преступать заповеди, заложенные его великими предшественниками – императором Константином, святым Владимиром и Ярославом Мудрым. Эта концепция была подхвачена великим князем и легла в основу русской государственности. Трактовка «Москва – третий Рим» получила широкое распространение, и начиная с Иоанна III, всех московских государей считали преемниками императоров Рима и Византии.
Монахи Елеазаровского монастыря занимались созданием рукописных книг. Жившие здесь иноки составили житие основателя обители – старца Ефросина, отредактировали вторую Псковскую летопись, а также переписали старый экземпляр «Слова о полку Игореве». Именно эту рукопись в конце XVIII века обнаружил известный коллекционер древностей - граф Алексей Мусин-Пушкин.
Приграничное положение негативно сказывалось на монастыре. Его неоднократно грабили нападавшие на русские земли литовцы, поляки и ливонские рыцари. К середине XVIII века роль Елеазаровской обители уменьшилась. В нее перевели монахов из нескольких упраздненных по указу Екатерины II монастырей, и обитель получила статус второклассного монастыря.
В начале XX века здесь велись ежедневные службы, и была богадельня, поддерживающая стариков и инвалидов. Монастырь жил по общежитскому уставу. Иноки старались придерживаться аскетичного образа жизни по примеру основателя обители – старца Ефросина. Насельники выполняли все хозяйственные работы, а также трудились в столярных, портняжных и сапожных мастерских.
В 1918 году новые власти закрыли монастырь, а иноков на подводах и отправили в сторону Петрограда. По сохранившимся документам все монахи были расстреляны. До 1920 года силами нескольких верующих поддерживалась жизнь монастырского храма, при этом несколько раз приезжающие комиссии вывозили из него церковные ценности.
Потом на монастырской территории организовали институт, однако, профессора и студенты вскоре перебрались в Петербург. Долгое время в бывшей обители поочередно располагались опытное сельхозпроизводство, Народный дом, воспитательное учреждение для умственно отсталых детей, санаторий для болеющих туберкулезом и база отдыха. Потом здесь находились детский лагерь и жилые помещения.
К 1999 году от старых монастырских построек сохранились только старинный Трехсвятительский собор с разрушенной колокольней и корпус для братии, построенный в начале прошлого века. Через год после передачи территории женской обители здесь прошла первая церковная служба. А затем в течение нескольких лет псковские реставраторы восстанавливали храмы и здания.
Сегодня монастырь прекрасно отреставрирован. Главным в нем считается величественный Трехсвятительский собор. Первый каменный храм появился на этом месте в 1447 году, а затем многократно перестраивался. В наши дни это – трехапсидная однокупольная церковь с небольшой колокольней над лестницей. На ней установлено 7 колоколов, отлитых воронежскими мастерами.
Как и во многих монастырях России, в обители под Псковом хранятся почитаемые верующими древние иконы. Одна из них – Цареградская икона Божией Матери появилась в Константинополе в середине XI века, а позже попала в Спасо-Елеазаровский монастырь.
Разграбившие обитель ливонские рыцари унесли святыню с собой. Считается, что икона утонула в Чудском озере. Вскоре после этого в монастыре появился список с этой иконы, который сохранился до наших дней. Икона написана на кедровой доске древнегреческим письмом. На ней изображена Богоматерь с сыном, и в руках Иисуса можно увидеть голубя.
Другая святыня православной обители – икона Спаса Елеазаровского, которую считают шедевром древнерусского искусства. Она появилась в 1352 году и почиталась, как чудотворная. В XIV веке с этой иконой обошли вокруг Пскова, и по преданию, многолюдный крестный ход остановил эпидемию моровой язвы.
В монастырь иконописный образ попал в 1766 году. В XX веке он оказался в Москве на реставрации и был возвращен в Псковскую область только в 2010 году. Сегодня Спасо-Елеазаровский монастырь – действующая женская православная обитель.
Также, фотография была опубликована в блоге «Фото дня».
Спасибо, что вы с нами!