История:
Расположен у крепостной стены в восточной части города Смоленска. Основан в начале XIII века. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г.
В 1728 г. при монастыре открылась семинария – первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля.
В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения. К 80-м годам территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси имели необычное трехглавое завершение.
В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений утрачена, ограда сильно разрушена. Сохранились соборный храм, дом настоятеля и семинарский корпус, построенные во второй половине XVIII в. и расположенные на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной. Верхние объемы собора хорошо видны с больших расстояний из-за крепостной стены. В настоящее время монастырь возрождается.
Собор Спаса Преображения (1755 г.) – наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Центр композиции – сильно вытянуты вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный 8-гранным световым барабаном с главкой. Апонда 5-гранная, к трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию дополнили (видимо, в XIX в.) открытые, раскинувшиеся полукругом западные крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован.
В фасадах, с повышенным стремлением к нарядности, заметную роль играют орнаментальные мотивы. Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскепованны. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике – только на основных гранях (на диагональных – глухие). Проемы нижнего этажа – арочные, верхние – прямоугольные. Весьма разнообразны наличники: ленточные с ушами, пилястры, несущие фронтон; завершения включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях, открытые в пазухи сводов под нижним ярусом.
Внутри храм и трапезная в обоих этажах – бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана.
Aleksandr Ivanov67, эта фотография попала в ТОП-10 популярных фотографий проекта fotokto.ru за 25.06.2018 г. в рубрике «Компьютерное искусство». Спасибо, что вы с нами!
Расположен у крепостной стены в восточной части города Смоленска. Основан в начале XIII века. Первым игуменом был известный смоленский просветитель Авраамий. При осаде города в 1609-11 гг. постройки монастыря пострадали, а затем он прекратил существование и был возобновлен лишь после 1654 г.
В 1728 г. при монастыре открылась семинария – первое учебное заведение в Смоленске. До конца XVIII в. на территории монастыря построили несколько каменных семинарских зданий, кельи, дом настоятеля.
В 1755 г. выстроен каменный двухэтажный собор. В 1773 г. сооружена каменная церковь Введения. К 80-м годам территорию монастыря обнесли каменной оградой. Барочные ворота к западу от собора, по его оси имели необычное трехглавое завершение.
В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений утрачена, ограда сильно разрушена. Сохранились соборный храм, дом настоятеля и семинарский корпус, построенные во второй половине XVIII в. и расположенные на одной линии к востоку от собора, рядом с крепостной стеной. Верхние объемы собора хорошо видны с больших расстояний из-за крепостной стены. В настоящее время монастырь возрождается.
Собор Спаса Преображения (1755 г.) – наиболее яркий среди сохранившихся смоленских памятников барокко, с заметным влиянием украинского зодчества. Центр композиции – сильно вытянуты вверх двухэтажный четверик с большими полукруглыми фронтонами на северных и южных фасадах, увенчанный 8-гранным световым барабаном с главкой. Апонда 5-гранная, к трапезной примыкает колокольня на одной оси с храмом. Композицию дополнили (видимо, в XIX в.) открытые, раскинувшиеся полукругом западные крыльца (до 1930-х гг. это была открытая галерея). В 1972-74 гг. собор реставрирован.
В фасадах, с повышенным стремлением к нарядности, заметную роль играют орнаментальные мотивы. Углы объемов выступают между пилястрами, карнизы над пилястрами раскепованны. Окна на основном четверике помещены в три оси, в венчающем восьмерике – только на основных гранях (на диагональных – глухие). Проемы нижнего этажа – арочные, верхние – прямоугольные. Весьма разнообразны наличники: ленточные с ушами, пилястры, несущие фронтон; завершения включают в себя килевидные ниши, волюты и своеобразные картуши. Особенно интересен картуш над северным порталом, похожий на геральдический щит. Уникальны маленькие лежачие проемы в барочных обрамлениях, открытые в пазухи сводов под нижним ярусом.
Внутри храм и трапезная в обоих этажах – бесстолпные прямоугольные помещения, соединенные тремя арками. Первый этаж перекрыт сомкнутыми сводами с распалубками, во втором высокий сомкнутый свод над храмом прорезан кольцом светового барабана.