Теги: Санкт-Петербург
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце
Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце
Другие фотографии на ФотоКто: ← Обводной канал Брестской крепости | Босс →
Просмотры: 589
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-WX300
Диафрагма:
f/6,3
Выдержка:
1/640s
ISO:
80
Ф.расстояние:
71,63mm
Программа:
PhotoScape
Дата съёмки:
15.04.2018 - 13:55:36
Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович).
Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж "лепному и живописному убранству", выдержанному в барочном стиле. За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части - Д. Венерони, за лепку - Дж.-Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан. Образа в трехъярусном иконостасе исполнил И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков. Евангелистов в парусах и плафон "Воскресение Христово" в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.
Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь. Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.
Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764-1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с "командою". Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя. В 1831 плащаницу "по образу старой" написал акад. А. Е. Егоров.
Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани.После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена В. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме.С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем. Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.
С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777-1794), духовника Екатерины II. Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним - Николай Григорьевич Кедринский.
Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.
Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим - администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.