Теги: камчатка, тихий океан, волны, скалы, остров старичков
Волны и скалы
Волны и скалы - Камчатка. Тихий океан, у острова Старичков
Другие фотографии на ФотоКто: ← Туманный Партенит... | птичка →
Просмотры: 1212
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 600D
Диафрагма:
f/5
Выдержка:
1/1600s
ISO:
320
Ф.расстояние:
140mm
Программа:
---
Дата съёмки:
01.01.2000 - 00:11:46
Региональный биологический (зоологический) памятник природы «Остров Старичков», созданный в 1981 году, входит в число ключевых орнитологических территорий глобального и регионального значения (общеазиатского значения) по программе «Ключевые орнитологические территории», программа «Important Bird Area»
Остров Старичков находится в Елизовском муниципальном районе Камчатского края. Расположен в акватории южной части Авачинского залива Тихого океана, в 8 километрах к югу от входа в Авачинскую губу (от мыса Безымянного) и в 3 километрах от побережья (от мыса Саранного).
Старичков — небольшой скалистый остров высотой 147,5 метра над уровнем моря, с крутыми берегами (35–45°), приступный практически только с западной стороны. В верхней части острова имеется плато, заросшее высокотравьем и кустарниковыми ивой и ольхой. Склоны острова также покрыты отдельными куртинами кустарников и травой.
На острове действует светящийся навигационный знак, установленный в 1937 году на южной оконечности острова и перенесенный в 1955 году на вершину [9].
Остров окружен рифами, рядом с островом возвышаются два кекура — Караульный и Часовой.
Граница памятника природы «Остров Старичков», утвержденная постановлением губернатора Камчатской области от 12.05.1998 года № 170, проходит «по урезу воды в период максимального отлива».
Первоначально остров Старичков имел другое название: Вилючинский. Для мореходов он всегда имел большое значение — как ориентир для входа судов в Авачинскую губу. Упоминание об острове Вилючинском встречается в трудах участников Второй Камчатской экспедиции 1732–1743 годов. Так, Степан Петрович Крашенинников описывает его как «небольшей каменной островок, Вилючинским называемой» [4, т. 1, с. 63]; Георг Вильгельм Стеллер — как «маленький каменистый остров с бесчисленным количеством гнездящихся на нем морских птиц; их ежегодно можно ловить молодыми и старыми; и они позволяют собирать во множестве их яйца. Остров этот именуется Вилючинским» [11, с. 31] .
В конце XVIII века остров стал официально называться как остров Старичков — по имени гнездящейся там птицы старик (ударение на букве «а»).
В давние времена остров Старичков был заселен людьми. Об этом мы читаем у исследователя Камчатки XIX века Карла Дитмара. Он посетил остров в сентябре 1851 года и в труде «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851–1855 гг.» писал, что остров «очень просторен и, по-видимому, в старину был населен камчадалами: и теперь еще совершенно ясно заметны ямы, скопления раковин и обломки костей указывают положение землянок прежних поселенцев» [1, с. 82].
Наш современник — камчатский историк и археолог А. В. Пташинский провел раскопки на острове и обнаружил там «следы поселения» с «восемью западинами жилищ и семью хозяйственными ямами». В статье «Остров Старичков — памятник истории» он написал: «Примерный возраст обнаруженного культурного слоя 200–300 лет. Можно предположить, что остров посещался и более древними жителями Авачинской губы» [9].
Из истории острова Старичков также интересен тот факт, что в 1731 году, когда на Камчатке произошел бунт камчадалов против произвола русских приказчиков и казаков, восставшие воспользовались островом, чтобы спастись от расправы при подавлении бунта.
Об этом пишет историк А. С. Сгибнев в «Историческом очерке главнейших событий в Камчатке с 1650 по 1856 гг.»: «Вахлач [один из предводителей восстания, попавший в плен]… объявил, что три тоена с множеством своих родственников ушли на Вилючинский остров (Старичек)», а оттуда «ушли на байдарах на Курилы» [10].
Сейчас остров Старичков — особо охраняемая природная территория.
Ученые, проводящие исследования на этом острове, отмечают его как уникальную среду обитания живых организмов и как незаменимый научный полигон для изучения птиц, растений, морских животных, обитателей подводного мира.
К острову возят туристов — посмотреть на многочисленные птичьи гнезда и норы, которыми буквально утыканы склоны, послушать гвалт огромного птичьего базара, полюбоваться на скалистые обнажения и на «стражей» острова — кекуры Караульный и Часовой.
Весь остров и оба кекура заняты морскими птицами, которые здесь гнездятся и образуют колонии.
Всего ученые насчитывают здесь 44 колонии одиннадцати видов морских птиц, среди которых: баклан берингов, баклан краснолицый (занесен в Красную книгу Камчатки), ипатка, кайратонкоклювая, кайратолстоклювая, моевка, старик (занесен в Красную книгу Камчатки), топорок,чайка тихоокеанская, чистик очковый, чистиктихоокеанский.
По численности преобладают два вида — старик и топорок.
По учетам, проводимым учеными на острове Старичков в 2008 году, численность стариков — 85,3 тысячи особей; топорков — 76,9 тысячи особей. Общая численность всех птиц острова Старичков была оценена в 182,9 тысячи особей [2].
Биолог Л. А. Зеленская в статье «Морские птицы острова Старичков (Авачинский залив)» пишет о старике: «Гнездится в небольших норах и нишах на задернованных склонах ниже скальных обрывов. Избегает гнездиться около ручьев. Нет гнезд стариков на кекурах и вершинном плато, в ивняках и ольховниках». О топорке: «Гнездится в норах, вырытых в почве. Нор топорков нет на кекурах, на верхнем плато острова, покрытом луговым высокотравьем, а также в ивняках и в нижней части склонов вдоль ручьев» [2].
Об образе жизни стариков коротко и ярко пишет в научных комментариях к книге Георга Стеллера «Описание земли Камчатки» камчатский ученый-орнитолог Е. Г. Лобков: «В колониях старики… ведут ночной образ жизни: на рассвете они покидают сушу. Днем на острове остаются только насиживающие птицы, а остальные скапливаются на воде недалеко от гнездовий, порой образуя своеобразные живые плавучие острова. Возвращаются они в колонию в вечерних сумерках» [11, с. 270].
Помимо 11 названных выше колониальных птиц, ученые отмечают на острове Старичков и другие виды. Среди них — белобрюшка (занесена в Красную книгу Камчатки), белоплечий орлан (занесен в Красную книгу России и Красную книгу Камчатки), ворон, глупыш, камчатская трясогузка, обыкновенная чечевица, овсянка-ремез, охотский сверчок, пеночка-таловка, северная качурка (занесена в Красную книгу Камчатки), сибирский горный вьюрок, сизая качурка (занесена в Красную книгу Камчатки), соловей-красношейка, черная ворона.
Раньше жители поселений, расположенных на берегу Авачинской губы, приплывали на остров для охоты на стариков и сбора яиц. Известно, что в XVIII веке охотники и сборщики даже ставили палатки на время своего пребывания на острове.
«Промысел птиц и яиц продолжался на острове столетиями вплоть до нашего времени, в частности до Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет», — пишет Е. Г. Лобков в статье «Фауна, население птиц и их роль в экосистеме острова Старичков» [5].
О том, что старик для местных жителей — объект охоты и сбора яиц, сообщали еще исследователи Камчатки XVIII века. Так, Георг Стеллер в «Описании земли Камчатки» писал о старике: «Эта птица кладет яйца более крупные, чем можно было бы предполагать, судя по ее величине. Мясо ее очень твердо и черного цвета» [11, с. 113].
Охоту местного населения на стариков Стеллер описывал так: «…Они [старики] еще глупее урилов, и ловят их еще более смешным способом, а именно: человек, одетый в камчатскую кухлянку, то есть плащевидное платье, садится на берегу под каким-нибудь утесом и сидит там неподвижно, тогда птицы кучами залезают под полы его кухлянки, чтобы там переночевать, после этого охотник хватает одну за другою и сворачивает им шеи» [11, с. 113–114].
Для современных посетителей острова Старичков объектами наблюдений, помимо птиц, являются морские млекопитающие. Здесь на прибрежных рифах устроили лежбища тюлень Стейнегера — антур (занесен в Красную книгу Камчатки) и ларга; в прибрежных водах обитают косатки и дельфины.
На острове Старичков обитает редкая бабочка, занесенная в Красную книгу Камчатки, — аполлон Феб.
По данным за 2008 год, на острове выявлено 105 видов сосудистых растений [6], в числе которых мшанка большая, внесенная в «Список видов растений, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде», опубликованный в Красной книге Камчатки.
В этот же «Список…» Красной книги Камчатки входят водоросли-макрофиты, обитающие в прибрежных водах острова, — константинеа морская роза, микамиелла Рупрехта.
Потенциальную угрозу негативного антропогенного воздействия на экосистему острова Старичков и прилегающей морской акватории могут представлять возросший в последние годы поток туристов и прибрежное рыболовство.