error
Регистрация

Главное здание и северные флигели с каретной

 
 
Главное здание и северные флигели с каретной - Елена Павлова (Смолова)
Главное здание и северные флигели с каретной
Теги:  Усадьба Знаменское-Раёк, Тверская область, Торжокский район
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Собор Антверпенской Богоматери. "Вознесение Девы Марии" Рубенса (над алтарем) :: Елена Павлова (Смолова)
Башня замка Карла Притвица в Старом Гарклово :: Елена Павлова (Смолова)
Вид пальм в Лоро парке :: Елена Павлова (Смолова)
Главный господский дом-дворец. Купол Круглого зала :: Елена Павлова (Смолова)
Умиротворение :: Елена Павлова (Смолова)
Вид на замок с южного бастиона :: Елена Павлова (Смолова)
Боскет Французский партер. Памятник Крылову. Детали :: Елена Павлова (Смолова)
Вид на Большеохтинский мост :: Елена Павлова (Смолова)
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  ***   |   гость нежданный  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Елена Павлова (Смолова)
Елена Павлова (Смолова)
Усадьба "Знаменское-Раек", постростроенная во второй половине XVIII века, является жемчужиной творений великого русского архитектора Н.А. Львова (1751 - 1803). Она была задумана и спланирована как место приема и отдыха царских особ на пути из Санкт-Петербурга в Москву.
В работе над созданием усадебного ансамбля приняли участие русские архитекторы К. Буци и А. Трофимов, англичанин В. Ирвен, итальянец Ф. Руска. Изразцовые печи, паркет, предметы интерьера и посуда созданы по эскизам Н.А. Львова.
20.02.2018 - 13:34:30
 
Елена Павлова (Смолова)
Елена Павлова (Смолова)
Название усадьбы – Знаменское-Раек, – таит в себе загадку. Откуда пошло это, Раек? Одни исследователи полагают, что от погоста Рай, близ которого и выросла усадьба, другие – что сама императрица Екатерина Великая, побывавшая здесь и потрясенная увиденным, воскликнула: «Вот это Раек!». Еще одно толкование мы можем найти в словаре В.Даля: Раек – «ящик с передвижными картинками, на которое смотрят в толстое (брюшистое) стекло»; «вертеп, кукольный театр». Действительно, усадьба напоминает его.
Первые сведения о поместье относятся к XVII в., но его расцвет относится к следующему, XVIII веку. Тогда оно принадлежала сенатору, генерал-аншефу, генерал-губернатору Киева (1762-66), Санкт-Петербурга (1766-67) Ивану Федоровичу Глебову (1707-1774). Первое документальное свидетельство об усадьбе относится к 1746 году. В тот год рядом со старой церковью Знамения Божьей Матери, что на погосте Рай, началось строительство нового, каменного храма в стиле барокко, построенного к 1766 году.
В 1772 году Иван Федорович произвел семейный раздел имений. Поводом к этому послужило пострижение в монахини его супруги, Прасковья Ивановны, урожденной Грековой. По «общему согласию» Ивана Федоровича и его сыновей, был составлен « раздельный реестр», согласно которому село Знаменское отходило второму сыну, Федору Ивановичу (1734-1799). Однако полновластным хозяином имения последний стал только после смерти отца в 1774 году. И здесь на сцену выходит еще одна история, на сей раз любовная.
Первым браком Федор Иванович Глебов был женат на княжне Александре Ивановне Дашковой (1738-1769), приходившейся сестрой Михаилу Ивановичу Дашкову (1736-1764), супругу знаменитой Екатерины Романовны Воронцовой, сподвижницы Екатерины Великой. Сам Глебов принадлежал к не менее известному дворянскому роду, чьи предки прибыли из Швеции служить князю Дмитрию Донскому (1350-1389). Второй супругой Федора Ивановича стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751-1837). Она была последней представительницей знатного боярского рода, к которому принадлежала супруга царя Михаила Романова – царица Евдокия Лукьяновна. Елизавета Петровна с детства отличалась взбалмошным характером. Оставшись без матери, она стала единственным, избалованным дитя своего отца.
И именно в нее, капризную красавицу, без памяти влюбился овдовевший Федор Иванович. Однако он получил отказ: отцу Елизаветы Петровны разница в возрасте – 17 лет, – казалась слишком большой. И только перед смертью он благословил брак дочери. Так, в 1772 году породнились две знатные фамилии – Глебовы и Стрешневы. Впоследствии Елизавета Петровна добилась, чтобы ее сыновья носили двойную фамилию – Глебовы-Стрешневы и, таким образом, фамилия Стрешневых не угасла. Император Александр I 19 апреля 1803 года издал по этому поводу специальный указ.
Федор Иванович безумно ревновал свою супругу. Молодая, очаровательная, блестяще образованная, она не могла не привлекать внимания. Тем более что Глебовы вращались в высшем свете, среди самых блестящих людей екатерининской эпохи. Сама Елизавета Петровна относилась к супругу с почтением, а когда он вынужден был надолго оставлять дом, писала ему письма дважды в день. В своих воспоминаниях она отмечала, что он был единственным мужчиной, которого она уважала, но могла, тем не менее, подчинить своей воле.
После свадьбы молодые поселились в подмосковном имении Покровское (сейчас Покровское-Стрешнево, в черте Москвы). И вскоре Федор Иванович подарил своей супруге прекрасный подарок – дворец Елисаветино, ставший своего рода прелюдией к Знаменскому-Райку.
Место для дворца было выбрано не случайно: Глебов тешил себя надеждой, что здесь, среди Тверских лесов, молодая красавица будет всецело принадлежать ему. Проект дворца-усадьбы был поручен блестящему архитектору Николаю Александровичу Львову (1751-1804). И хотя документальных свидетельств, устанавливающих авторство Львова не обнаружено, тем не менее, достаточно сравнить Знаменское-Раек с другими постройками Львова, чтобы все сомнения в авторстве отпали. Кроме того, на потолке в кабинете Главного дома сохранился знак – «всевидящее око»: так архитектор-масон маркировал все свои творения. И здесь в наше повествование вплетается еще одна история – удивительного архитектора, «русского Леонардо», как называли его современники. Его имя стоит в одном ряду с такими мастерами классицизма, как Кваренги, Баженов, Казаков.
Поистине, это был настоящий энциклопедист, разносторонний человек. В те времена подобных людей называли «дилетантами», словом, которое имело положительный смысл и было начисто лишено того отрицательного оттенка, который мы вкладываем в него сегодня. И такому удивительному человеку, «гению вкуса» и было поручено создание дворца-усадьбы, «золотой клетки» для Елизаветы Петровны Глебовой-Стрешневой. Сам же Львов мечтал создать прекрасный уголок Италии в Тверской области.
Подготовительные работы к строительству начались еще в 1781 году. 30 июля 1787 года состоялась закладка дворца. Строительство продолжалось двенадцать лет. Непосредственно работы по строительству усадьбы возглавлял новоторжский архитектор Франц Иванович Буци. Кроме того, к работе были привлечены русский архитектор А.Трофимов, англичанин В. Ирвен, итальянец Ф. Руска. По эскизам Н.А. Львова также были выполнены изразцовые печи, паркет, предметы интерьера, посуда. В июле 1798 года состоялось торжественное освящение усадьбы. Празднество продолжалось три недели. Балы, пиры, салюты, катания на лодках и другие развлечения сменяли друг друга. Гости были потрясены и дворцом с его роскошными интерьерами, и парком с разнообразными затеями, каскадами прудов…
Увы, скоротечно время. 29 ноября 1799 года в возрасте 64 лет скончался Федор Иванович Глебов. Овдовевшая Елизавета Петровна теперь в основном жила в Москве и подмосковном Покровском-Стрешнево, являя тип московской барыни, чопорной и властной. Время от времени она наведывалась в усадьбу, приносившую немалый доход. Вторично замуж она так и не вышла. Она пережила мужа почти на 40 лет и скончалась 4 декабря 1837 года. После ее смерти наследницей усадьбы стала княгиня Варвара Федоровна Гедройц, в девичестве Бреверн – племянница Петра Федоровича Глебова-Стрешнева (1772-1807), старшего сына Федора Ивановича и Елизаветы Петровны. В 1888 году усадьбу приобрела Александра Сергеевна Дубасова, жена русского адмирала Федора Васильевича Дубасова, который некоторое время был генерал-губернатором Москвы.
Уже при наследниках, у которых не хватало средств на поддержание усадьбы на должном уровне, начался процесс разрушения парковых построек и общего упадка. Искусствовед А.Н.Греч, побывавший в Знаменском в 20-х годах ХХ века, так отзывался о нем: «Несомненно, исходя из Палладио, испытал Львов сильное влияние Камерона, восприняв его архитектурную грацию, характер его мягкого и изящного классицизма. От себя же внес архитектор то, что составляет иногда самое ценное в его дилетантском творчестве – выдумку. По-видимому, хозяин Райка (генерал-аншеф, крупный земельный магнат Федор Иванович Глебов) предоставил художнику полную свободу действия. … Роскошно разрослись липы старого английского сада, время наложило своеобразную «патину» на весь «ландшафтный парк» — разрушаясь, поглощаются природой произведения искусства, — и, верно, поэтому стала действительно близкой к «натуре» все же всегда ощутимая искусственность английского сада».
Время не пощадило усадьбу. После Октябрьской революции здесь располагались различные учреждения: пансионат для госслужащих, короткое время – картинная галерея, колония для несовершеннолетних, пионерский лагерь. В Великую отечественную войну здесь был госпиталь. И новый штрих в историю усадьбы: с ранениями тут лежал знаменитый летчик Маресьев. В 80-е годы располагался профилакторий, принадлежавший одному из тверских заводов. В конце ХХ века Знаменское-Раек фактически превратилось в руины. Именно в таком состоянии и застал его А.И.Солженицын, посетивший эти места 6 сентября 1996 года. Утрачены Полуденный (именной) домик, Троеграновый домик, храм Цереры, грот каскада прудов, каменный мост через Логовежь
20.02.2018 - 13:49:16
 
Просмотры: 1157
EXIF:
Изготовитель:
SONY
 
Камера:
NEX-5
 
Диафрагма:
f/8
 
Выдержка:
1/200s
 
ISO:
200
 
Ф.расстояние:
19mm
 
Программа:
NEX-5 Ver.03
 
Дата съёмки:
09.10.2015 - 16:39:05
 
Понравилось:
Олег Афанасьевич Сергеев
Николай Елисеев
Владимир и Ир. Кв.
марина ковшова
Дмитрий Солоненко
леонид логинов
Nikolay Monahov
Николай Кондаков
Alexander Andronik
Таэлюр
Viktor S
Vladimir Semenchukov
Вячеслав Медведев
wea *
Александр
Александр Резуненко
Галина .
Марина Леонидовна
Виктор Осипчук
Елена Ахромеева
 
Добавили в избранное:
марина ковшова
Николай Кондаков
 
Сообщить о нарушении