Березовые ворота - Владимир Кузьмич Макаров, знаток и ценитель Гатчины:
Берёзовые ворота «нужно счесть за одну из самых удачных декораций Бренны в парке»
Берёзовые ворота – ворота на восточной границе Дворцового парка, построены в конце 18 в. по проекту архитектора В. Бренны и являющиеся лучшим его творением в Гатчинском парке. По своей архитектонике они не имеют аналогов среди прочих дворцово-парковых построек пригородов Петербурга. Берёзовые ворота являются восточным входом в парк. Кроме того, они входят в ансамбль Английского сада, образуя совместно с Берёзовым домиком и прилегающей к нему территорией «Берёзовый участок».
Композиция ворот состоит из трех частей. Основная масса сооружения создается двумя симметричными, прямоугольными в плане павильонами, которые играют роль пилонов, обрамляющих арочный проезд и поддерживающих верхний ярус ворот. Верхняя часть павильонов венчается карнизами и расположенными выше площадками. В павильонах располагаются помещения, которые освещаются окнами на торцевых фасадах постройки. Входы в павильоны располагаются в проезде, на внутренней стороне ворот. Внешние фасады ворот имеют полуциркульные ниши, где, по замыслу архитектора, должны были стоять статуи.
Архитектурное решение ворот близко по стилю к архитектуре Древнего Рима. Сооружение создает впечатление монументальности и триумфальности за счёт пропорций сооружения в целом и соотношения составляющих его элементов. Одинаковые по размеру высота и ширина постройки создают ощущение устойчивости и незыблемости, а монументальность сооружения подчёркивается, как бы зажатой между массивными павильонами аркой.
Особую выразительность за счет игры света и тени дают далеко вынесенные карнизы и глубоко врезанные ниши. Этот эффект подчёркивается также рельефными панно на стенах сооружения. Березовые ворота выполнены из пудостского камня, который благодаря своему цвету и фактуре акцентирует внимание на архитектонике здания, выполняя ритмическое членение его элементов: панно, фризов, усиливая противопоставление несомых и несущих конструкций и оптически подчёркивая упругость пролёта.
Композиция ворот состоит из трех частей. Основная масса сооружения создается двумя симметричными, прямоугольными в плане павильонами, которые играют роль пилонов, обрамляющих арочный проезд и поддерживающих верхний ярус ворот. Верхняя часть павильонов венчается карнизами и расположенными выше площадками. В павильонах располагаются помещения, которые освещаются окнами на торцевых фасадах постройки. Входы в павильоны располагаются в проезде, на внутренней стороне ворот. Внешние фасады ворот имеют полуциркульные ниши, где, по замыслу архитектора, должны были стоять статуи.
Архитектурное решение ворот близко по стилю к архитектуре Древнего Рима. Сооружение создает впечатление монументальности и триумфальности за счёт пропорций сооружения в целом и соотношения составляющих его элементов. Одинаковые по размеру высота и ширина постройки создают ощущение устойчивости и незыблемости, а монументальность сооружения подчёркивается, как бы зажатой между массивными павильонами аркой.
Особую выразительность за счет игры света и тени дают далеко вынесенные карнизы и глубоко врезанные ниши. Этот эффект подчёркивается также рельефными панно на стенах сооружения. Березовые ворота выполнены из пудостского камня, который благодаря своему цвету и фактуре акцентирует внимание на архитектонике здания, выполняя ритмическое членение его элементов: панно, фризов, усиливая противопоставление несомых и несущих конструкций и оптически подчёркивая упругость пролёта.