История курзала восходит к судовладельцу Якобу Пронку. В 1818 году он построил на тпобережье Схевенингена деревянный павильон с баней. Посетителям бани была предоставлена возможность принимать ванны с морской водой. Это приносило облегчение людям, страдающим ревматизмом. Начинание Пронка имело успех. В Схевенинген потянулись люди. (Дата «1818» сейчас считается датой основания бальнеологического курорта в Схевенингене.) В 1820 году Пронк заменил деревянную баню каменным зданием.
Факт, что Пронк открыл выгодный источник дохода, не осталось тайной для правительства Гааги. Чтобы пополнить общественную казну, было решено принять дело в свое ведение. В 1828 году баня перешла во владение города Гааги и исправно выполняла свои функции вплоть до конца XIX века.
В 1880-х годах было принято решение вместо городской бани построить курзал — заведение, предназначенное для отдыха и различных культурно-развлекательных мероприятий. Старое помещение было снесено, а на его месте в 1884–85 годах немецкими архитекторами Иоганном Фридрихом Хенкенхафом, его братом Якобом Хенкенхафом и Фридрихом Эбертом построено новое здание. В плане оно напоминало замок эпохи барокко с боковыми флигелями и располагалось параллельно линии побережья. Центральный зал нового здания был увенчан куполом, который быстро стал символом курорта. Фасад был выполнен из желто-красного облицовочного и светлого камня и своим внешним видом мало отличался от общепринятых в стране кирпичных фасадов. Важнейшим помещением здания был зал, в котором проходили музыкальные и праздничные мероприятия.
Жизнь курзала началась с трагедии: 1 сентября 1886 года он сгорел. Здание пришлось восстанавливать, и после 9 месяцев строительства курзал был вновь открыт 19 июня 1887 года. Потолок центрального зала в восстановленном здании был расписан мастерами из студии бельгийского художника ван Хука.
Схевенинген являлся известным курортом, а курзал был его центром. За долгие годы существования курзала его посещали многие знаменитости мирового уровня. В Золотой гостевой книге встречаются имена политиков, входивших в мировую элиту — Рузвельта, Черчилля, Брандта. Были в курзале и коронованные особы — австро-венгерский император Франц-Иосиф I, германский император Вильгельм II.
В ХХ веке курортные традиции Схевенингена претерпели ощутимые изменения. Высокопоставленный поток иссяк, в курзал приходила обыкновенная городская публика. Эти обстоятельства приняло в расчет управление курзалом, которое с 1903 года находилось в руках «Эксплуатирующего общества Схевенингена». Основной акцент был сделан на такие развлечения, как концерты, банкеты, танцевальные мероприятия и кабаре-шоу.
В середине ХХ века повысилась популярность отпуска за границей. Поток туристов в Схевенингене уменьшился и курзал стал работать со значительными убытками. К 1970-м годам здание сильно обветшало. «Эксплуатирующее общество Схевенингена» продало курзал консорциуму, который планировал это здание снести. Но резкий протест правительства Гааги помешал осуществить эти планы. Важнейшую роль в спасении курзала сыграл гостевой реестр, который стал предметом всеобщего внимания. В Золотой книге нашлись объекты изучения для графологов и историков, которые обнаружили в реестре единственный в своем роде кладезь информации.
В 1969 году курзал закрыли. В 1970-х годах в ходе реставрации он был полностью восстановлен и получил статус государственного памятника Нидерландов. В 1979 году курзал был вновь торжественно открыт в присутствии принцессы Беатрикс. С тех пор он функционирует, как отель группы «Steigenberger Hotels AG».
Farin Алёна
При всём моем уважении к голландцам они довольно беспардонно относятся к памятникам. Меня поразил один пример. Напротив королевского дворца в Гааге находится памятник Вильгельму Оранскому, установленный еще в 1848 году. Очень хороший памятник, плюс к тому Вильгельм Оранский для Голландии имеет то же значение, что Ленин для СССР в былую эпоху. И каждый день вплотную к постаменту припарковывается ларек на колесиках с фастфудом. По-моему, он даже облокачивается на постамент. В итоге сфотографировать памятник в полную величину просто невозможно.
Факт, что Пронк открыл выгодный источник дохода, не осталось тайной для правительства Гааги. Чтобы пополнить общественную казну, было решено принять дело в свое ведение. В 1828 году баня перешла во владение города Гааги и исправно выполняла свои функции вплоть до конца XIX века.
В 1880-х годах было принято решение вместо городской бани построить курзал — заведение, предназначенное для отдыха и различных культурно-развлекательных мероприятий. Старое помещение было снесено, а на его месте в 1884–85 годах немецкими архитекторами Иоганном Фридрихом Хенкенхафом, его братом Якобом Хенкенхафом и Фридрихом Эбертом построено новое здание. В плане оно напоминало замок эпохи барокко с боковыми флигелями и располагалось параллельно линии побережья. Центральный зал нового здания был увенчан куполом, который быстро стал символом курорта. Фасад был выполнен из желто-красного облицовочного и светлого камня и своим внешним видом мало отличался от общепринятых в стране кирпичных фасадов. Важнейшим помещением здания был зал, в котором проходили музыкальные и праздничные мероприятия.
Жизнь курзала началась с трагедии: 1 сентября 1886 года он сгорел. Здание пришлось восстанавливать, и после 9 месяцев строительства курзал был вновь открыт 19 июня 1887 года. Потолок центрального зала в восстановленном здании был расписан мастерами из студии бельгийского художника ван Хука.
Схевенинген являлся известным курортом, а курзал был его центром. За долгие годы существования курзала его посещали многие знаменитости мирового уровня. В Золотой гостевой книге встречаются имена политиков, входивших в мировую элиту — Рузвельта, Черчилля, Брандта. Были в курзале и коронованные особы — австро-венгерский император Франц-Иосиф I, германский император Вильгельм II.
В ХХ веке курортные традиции Схевенингена претерпели ощутимые изменения. Высокопоставленный поток иссяк, в курзал приходила обыкновенная городская публика. Эти обстоятельства приняло в расчет управление курзалом, которое с 1903 года находилось в руках «Эксплуатирующего общества Схевенингена». Основной акцент был сделан на такие развлечения, как концерты, банкеты, танцевальные мероприятия и кабаре-шоу.
В середине ХХ века повысилась популярность отпуска за границей. Поток туристов в Схевенингене уменьшился и курзал стал работать со значительными убытками. К 1970-м годам здание сильно обветшало. «Эксплуатирующее общество Схевенингена» продало курзал консорциуму, который планировал это здание снести. Но резкий протест правительства Гааги помешал осуществить эти планы. Важнейшую роль в спасении курзала сыграл гостевой реестр, который стал предметом всеобщего внимания. В Золотой книге нашлись объекты изучения для графологов и историков, которые обнаружили в реестре единственный в своем роде кладезь информации.
В 1969 году курзал закрыли. В 1970-х годах в ходе реставрации он был полностью восстановлен и получил статус государственного памятника Нидерландов. В 1979 году курзал был вновь торжественно открыт в присутствии принцессы Беатрикс. С тех пор он функционирует, как отель группы «Steigenberger Hotels AG».
При всём моем уважении к голландцам они довольно беспардонно относятся к памятникам. Меня поразил один пример. Напротив королевского дворца в Гааге находится памятник Вильгельму Оранскому, установленный еще в 1848 году. Очень хороший памятник, плюс к тому Вильгельм Оранский для Голландии имеет то же значение, что Ленин для СССР в былую эпоху. И каждый день вплотную к постаменту припарковывается ларек на колесиках с фастфудом. По-моему, он даже облокачивается на постамент. В итоге сфотографировать памятник в полную величину просто невозможно.