error
Регистрация

"Победа"

 
 
"Победа" - Александр Корчемный
"Победа"
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
наглядная история, описанная в Библии :: Александр Корчемный
сдается квартира с хозяйкой :: Александр Корчемный
месяц, старый совсем... :: Александр Корчемный
Одесский вокзал :: Александр Корчемный
Зальцбургский кафедральный собор :: Александр Корчемный
это было бы смешно... :: Александр Корчемный
в восточном стиле... :: Александр Корчемный
Луврский обозреватель :: Александр Корчемный
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  С праздником Введения!   |   **  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Корчемный
Александр Корчемный
Победа — пассажирский теплоход, использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса —

Нью-Йорк — Одесса, принадлежал Черноморскому морскому пароходству. Первоначально судно имело

название «Магдалена».
После окончания Великой Отечественной войны в состав торгового флота СССР вошли немецкие

суда, поднятые из полузатопленного состояния и восстановленные на заводах и верфях Германии.

Одним из таких судов был и лайнер "Иберия" (построен в 1928 г.), получивший в советском

флоте гордое название "Победа". Это был довольно крупный по тем временам грузопассажирский

теплоход, рассчитанный на перевозку 340 пассажиров и 4000 т груза. Во время

восстановительного ремонта после войны его вместимость была доведена до 600 пассажирских

мест. Пассажирские каюты на четырех палубах были разных классов - от просторных люксов до

маленьких комнатушек на внутренних палубах. К услугам пассажиров были несколько ресторанов,

музыкальный салон, просторные фойе и другие общественные помещения. Имущество пассажиров и

коммерческий груз перевозились в шести трюмах в носовой и кормовой частях судна. Лайнер был

неплохо обеспечен спасательными средствами (около десятка больших шлюпок, спасательные пояса

и круги), но противопожарных средств было явно недостаточно. Установленный в машинном

отделении пожарный насос можно было применять в случае локального пожара, но потушить

крупный пожар или подать воду на мостик и в другие верхние помещения ему было не под силу.

Однако считалось, что этот недостаток восполнят огнетушители, установленные во всех

служебных помещениях и коридорах. Весной 1948 г. лайнер вошел в состав действующих

грузопассажирских судов Черноморского пароходства для перевозок пассажиров и грузов между

Одессой и Нью-Йорком с попутной доставкой репатриантов, возвращавшихся в СССР из

средиземноморских и черноморских стран. Экипаж теплохода насчитывал 199 человек, капитан

Николай Адамович Пахолок - опытный моряк, уроженец Скадовска, выросший на берегу моря. Его

помощником по противопожарной части был Александр Филиппович Набокин, имевший специальное

пожарно-техническое образование, но по характеру, видимо, довольно пассивный человек.

Необходимым опытом обладали и другие лица комсостава.
В июне-июле I948 г. теплоход "Победа", взяв на борт более 50 практикантов мореходных училищ,

совершил благополучный переход через океан, а 31 июля вышел в обратное плавание из Нью-Йорка

в Одессу. На борт было принято 323 пассажира и 277 т груза. В числе пассажиров были в

основном работники министерств иностранных дел и внешней торговли с семьями, а также

несколько представителей других ведомств, семья китайского маршала, следовавшая в Китай

через Советский Союз. Перед выходом судна в море произошли важные события, не попавшие в

поле зрения следствия и суда. О них - ниже. После нескольких дней плавания капитан получил

радиограмму от Черноморского пароходства, в которой предписывалось зайти в Александрию и

принять армян-репатриантов из Египта для доставки в Батуми. 22 августа судно покинуло

египетский порт и направилось в Батуми. Капитан доложил, что принял на борт 2020

репатриантов и 6 работников нашей миссии в Египте с семьями, было погружено также 1500 т

груза. В последних числах августа "Победа", завершив наиболее сложный участок пути, прибыла

в порт Батуми и 31 августа взяла курс на Одессу. На борту осталось 310 пассажиров и члены

экипажа. 1 сентября в час дня радиостанция Черноморского пароходства в Одессе получила

плановое донесение с теплохода о том, что прошли Новороссийск и к двум часам 2 сентября

предполагается прибытие в Одессу. После этого радиосвязь с судном прекратилась. Однако

вначале это никого не насторожило. И лишь с утра 2 сентября в Черноморском пароходстве

начали предпринимать меры к выяснению причин молчания теплохода, запросив суда в море и

порты на пути следования лайнера: никто связи с "Победой" не имел и сигналов SOS не слышал.

Обратились за помощью к командованию Черноморским флотом, и в море были посланы поисковые

самолеты морской авиации. В 21.00 один из летчиков сообщил, что обнаружил обгоревший

теплоход "Победа" в 70 милях к юго-востоку от Ялты, возле него находились пять шлюпок с

людьми. К аварийному судну из Феодосии, Севастополя, других мест была направлена помощь.
При расследовании обстоятельств аварии наряду с основной версией разрабатывался и вариант о

возможной диверсии. Было высказано предположение, что в Александрии при посадке большого

числа пассажиров на судно проникли диверсанты, которые и организовали пожар. Эта версия

возникла из-за того, что еще в Батуми после высадки репатриантов на судне в разных местах

были обнаружены кусочки какого-то вещества, похожего на руду. При поджоге они горели голубым

пламенем с высокой температурой. Один такой кусочек взял тогда для исследования сотрудник

госбезопасности Непряхин, погибший во время пожара. Что дало следствию еще один повод не

заниматься этой версией.
Однако главной причиной пожара все же признали воспламенение кинопленки. Были взяты под

стражу радиотехник лайнера, он же нештатный киномеханик П. Коваленко, капитан теплохода Н.

Пахолок, помощники по политчасти С. Першуков и А. Набокин, начальник радиостанции В.

Веденеев, а также работники береговых служб Черноморского пароходства - начальник

радиостанции А.Третьяк и групповой диспетчер М. Нефедов. К суду привлекли и известного

капитана М. Григора - начальника морской инспекции Черноморского пароходства. Следствие

длилось около 5 месяцев. 8 февраля 1949 г. Воднотранспортная коллегия Верховного суда СССР

на выездной сессии в Одессе под председательством Успенского с участием прокурора и

адвокатов рассмотрела дело по обвинению руководителей теплохода "Победа" в пожаре на судне,

повлекшем гибель людей и нанесшем большой материальный ущерб.
Суд вынес суровый приговор виновникам пожара: помощник капитана по пожарной безопасности А.

Набокин был приговорен к 25 годам лишения свободы, капитан судна П. Пахолок и киномеханик Н.

Коваленко - к 15 годам, помполит С. Першуков - к 10 годам, радист В. Веденеев - к 8 годам.

Работники береговых служб, косвенно виновные в трагедии, были приговорены к более мягким

наказаниям: начальник радиостанции Черноморского пароходства А. Третъяк - к двум годам

заключения, групповой диспетчер М. Нефедов - к исправительно-трудовым работам по месту

службы с вычетом 25% заработной платы в течение года. Начальник морской инспекции

пароходства М. Григор был оправдан, так как с апреля по сентябрь 1948 г. находился в

отпуске.

Но в следственных материалах и на суде почему-то отсутствовали события, произошедшие перед

выходом "Победы" из Нью-Йорка. Тогда местные власти затеяли странную дезинфекцию судна.

Несмотря на протесты капитана, экипаж судна двое суток проживал в гостиницах, а американцы

наводили на "Победе" нужный им "порядок": Кроме того, в одной семейной паре дипломатов,

уезжавших из США, возникла ссора - жена не захотела возвращаться на родину. В результате она

выпрыгнула в окно, а американцы взяли ее под свою опеку. Ее багаж был уже погружен на

"Победу" и находился в средней части судна, где и начался пожар: Весьма странно также и то,

что американское радио передало сообщение о пожаре еще до его фактического возникновения.

Все это осталось без должного внимания следствия и суда.

На суде тогдашний начальник черноморского морского пароходства П. Макаренко, вызванный как

свидетель, заявил: "Такого капитана, как Пахолок, и его экипаж нельзя судить, ибо они во

время аварии проявили столько мужества и отваги, что спасли корабль и сами привели его в

порт без посторонней помощи". На это председатель суда заявил: "Идет суд! Оставьте свои

"одесские штучки".

Так закончилось дело о пожаре на теплоходе "Победа", который продолжал работать в составе

Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 50-х годов он

числился среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время карибского кризиса, судно

использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 70-х годов оно было списано из

состава флота.

Теплоход «Победа» в 1968 году снимались в комедии Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» как

«Михаил Светлов» и именно на палубе «Победы», через 20 лет после трагедии Андрей Миронов

поёт песню про Остров невезения.
04.12.2017 - 06:41:29
 
Анатолий Колосов
Анатолий Колосов
Тёмная история...где "друзья" ,там и беда...
04.12.2017 - 07:50:13
 
Александр Резуненко
Александр Резуненко
Грустная история...
А раздолбайства и сейчас хватает...
Вот только стрелочники всегда и во всём виноваты...
04.12.2017 - 17:06:53
 
Александр Корчемный
Александр Корчемный
Согласен, спасибо!
04.12.2017 - 18:55:32
 
Фото Дня
Фото Дня
Александр, эта фотография попала в ТОП-10 популярных фотографий проекта fotokto.ru за 04.12.2017 г. в рубрике «События / Репортаж». Спасибо, что вы с нами!
05.12.2017 - 23:20:39
 
Просмотры: 1701
Понравилось:
isanit Sergey Breus
Alex
Юрий Поляков
Николай Кондаков
Елизавета Успенская
Елена Ахромеева
Александр Смольников
Владимир Стаценко
Dr. Olver  ( ОлегЪ )
оксана рахова
Александр Резуненко
Милешкин Владимир Алексеевич
Олег Савин
Александр
Вадим Якушев
Владимир Шибинский
Виктор Осипчук
Вячеслав Минаев
Елена Семигина
марк
 
Добавили в избранное:
isanit Sergey Breus
Николай Кондаков
Dr. Olver  ( ОлегЪ )
Александр Резуненко
Вадим Якушев
Анатолий Колосов
 
Сообщить о нарушении