"Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!" - Третья могила Багратиона.
Прах знаменитого русского генерала перевозили в обычном рюкзаке на пригородной электричке...
"Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!"
Другие фотографии на ФотоКто: ← Холодное лето 2017-го..... | Слава ВМФ ! →
Просмотры: 1464
EXIF:
Изготовитель:
Panasonic
Камера:
DMC-LX100
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/800s
ISO:
200
Ф.расстояние:
10,9mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2017 (Windows)
Дата съёмки:
05.07.2017 - 13:54:32
Третья могила Багратиона
18 августа 1987 г. на пустынном в тот будний день Бородинском поле появилась маленькая траурная процессия: взвод солдат, несколько музыкантов духового оркестра и четверо офицеров, несущих гроб. Так хоронили легендарного полководца, воевавшего против наполеоновских войск, князя Багратиона. Хоронили уже в третий раз.
Первая его могила была в селе Сима на окраине нынешней Владимирской области, где генерал скончался 12 сентября 1812 г. от раны, полученной в сражении при Бородине. Позднее останки храброго военачальника по личному указанию императора Николая I решено было перенести на Бородинское поле. Там погребение происходило дважды, с интервалом в 148 лет.
“Чудо-богатырь” годится лишь в утиль
Первое из бородинских захоронений Багратиона состоялось в 1839 г. Государь Николай Павлович вместе с огромной свитой и 120-тысячным войском присутствовал на церемонии открытия монумента возле склепа, куда торжественно перенесли из Симы останки “чудо-богатыря русской армии”.
Никто тогда даже вообразить не мог, что эта могила будет уничтожена. Но именно так и произошло почти сто лет спустя, в 1932-м.
В молодой Стране Советов князь Петр Иванович Багратион оказался “разжалован” из национальных героев России и превратился в “какого-то царского генерала”. И это не просто презрительная фраза, это по тем временам фактически синоним страшного слова “контрреволюционер”! А величественный монумент над могилой полководца превратился для чиновников “от пролетарской культуры” в заурядное сооружение из чугуна, которое следует отправить на переплавку — ради выполнения плана по сдаче металлолома…
С помощью взрывчатки главный памятник Бородинского мемориала на бывшей батарее Раевского превратили в груду обломков. При этом расположенный рядом склеп Багратиона разрушило мощным взрывом, и останки генерала-героя оказались безжалостно вышвырнуты оттуда прочь. Образовавшуюся яму на месте уничтоженного захоронения стыдливо заровняли песком.
Однако вскоре выяснилось: “сборщики металлолома” поторопились. Буквально через несколько лет — к 125-летнему юбилею Бородина — генерал от инфантерии Багратион был в Советском Союзе “реабилитирован”! Так что к юбилейным торжествам пришлось по указанию властей спешно ставить на том песчаном пустыре простенький обелиск с лживой надписью: мол, здесь покоится полководец, герой Отечественной войны Багратион.
Эта “бутафория” красовалась на Бородинском поле полвека. В середине 1980-х, когда впереди замаячила очередная “круглая” дата грандиозной баталии, взорванный монумент на батарее Раевского решено было воссоздать в первоначальном виде. И Багратиона под ним похоронить по-настоящему, чтобы все стало, как прежде.
Церемония похорон Багратиона. Фото из архива И.Ф.Лаптева.
“Никакого праха в гробу не было! “
Второе бородинское погребение замечательного полководца состоялось 18 августа 1987 г., и было оно обставлено гораздо скромнее первого, “императорского”.
Полковник Иван Лаптев принимал участие в захоронении, проведенном в канун 175-летнего юбилея Бородинской битвы. Иван Федорович в своем письме, присланном несколько лет назад в редакцию “МК”, рассказал о некоторых подробностях той “закрытой” церемонии:
“…Именно мне поручили перезахоронить Багратиона. В то время я был полковником, начальником политотдела дивизии и служил вблизи поселка Бородино. Меня вызвал к себе 16 августа командир дивизии генерал-майор С. М. Ходькин и приказал подготовить все для похорон. На это я ему возразил, что церемонию по перезахоронению такого полководца, каким был Багратион, должен возглавлять как минимум министр обороны. Но приказ есть приказ! Я проштудировал статью Устава “Отдание воинских почестей при погребении” и подготовил все необходимое… Во время перезахоронения мне удалось увидеть содержимое гроба — он был совершенно пуст”.
Так неужели нынешняя могила героя, уже почти четверть века находящаяся в самом центре Бородинского мемориала, — это тоже бутафория?
Как следует из письма, Лаптев пытался выяснить, куда же могли деваться останки русского героя в 1932 г. Он разыскал нескольких местных старожилов, и те рассказали, что после взрыва памятника и могилы кости Багратиона валялись прямо около дороги. “Как мне поведали жители окрестных сел — Бородина, Горок, Семеновского, — эти самые кости темной ночью подобрали добрые люди: какая-то монашка и старик. Они и схоронили останки легендарного полководца… Эти люди вскоре умерли, унеся с собой тайну — место захоронения князя Петра Ивановича…”
Монумент на месте батареи Раевского.
“Мы извлекли из мусора 4 пуговицы и мелкие обломки костей”
Значит, гроб полководца, опущенный в склеп летом 1987 г., действительно пуст?
Разобраться в загадках нынешней могилы Багратиона корреспонденту “МК” помог в свое время археолог Евгений Морев, который в середине 1980-х несколько сезонов занимался раскопками на месте взорванного монумента.
— Историю про монашку, схоронившую уцелевшие после взрыва кости Багратиона, мне тоже доводилось слышать, — подтвердил Евгений Иванович. — Однако насчет того, что в восстановленном склепе якобы поставили пустой гроб, уважаемый автор письма ошибается… В 1985 г., работая на бывшей батарее Раевского, я обнаружил руины багратионовского склепа, заваленного землей и всяким мусором. Здесь и удалось отыскать фрагменты останков славного генерала. Мне в помощь было выделено несколько солдат из соседней воинской части. Эти молодые ребята прониклись ответственностью порученного им дела и действовали очень аккуратно. Они перебирали грунт из раскопа буквально кончиками пальцев… В итоге за два месяца кропотливой работы мы извлекли из мусора 4 пуговицы, лоскутки старой мундирной ткани, фрагменты эполет, обрывки кожаных ремней… А главное — обломки костей: мелкие кусочки черепа, ребер, кистей рук, позвонков… Все наши находки уместились бы в двух ладонях взрослого человека.
Собранные останки Морев переправил в столицу, надеясь там провести их экспертизу. Но денег на подобные работы в смете предусмотрено не было. Даже транспортировать прах легендарного героя сражений с Наполеоном пришлось самым примитивным образом: в рюкзаке, положенном на багажную полку пригородной электрички.
Потом бородинские находки долго лежали в рабочем кабинете Евгения Ивановича, дожидаясь своего часа. Увы! Исследованиями останков русского генерала в те годы никто не жаждал заниматься. От настойчивого энтузиаста-археолога все попросту отмахивались, и по прошествии нескольких месяцев бесплодных попыток Морев отвез (все так же в рюкзаке, пригородным электропоездом) багратионовский прах в Бородино.
— При повторном захоронении генерала на Бородинском поле найденные нами останки были зашиты в шелковый мешочек, который и положили в гроб. Конечно, мешочек этот получился очень маленьким, и потому немудрено, что Иван Федорович Лаптев мог его просто не заметить. Кроме того, в могилу поместили еще капсулу-гильзу, в которую запечатали копию акта о проведенных раскопках и сделанных находках.
Саму процедуру предания земле многострадального праха русского генерала-героя провели “в рабочем порядке”. Кроме солдат, приведенных полковником Лаптевым, на похоронах присутствовали только сотрудники Бородинского музея и строители, занимавшиеся восстановлением склепа и памятника.
Куда более пышно было обставлено открытие главного монумента, состоявшееся через пару недель и приуроченное к 175-летней годовщине битвы. Толпы людей, парадные шеренги войск, салют… В Бородино специально приехали “многозвездные” генералы, руководители области и района. Мероприятие почтил своим присутствием даже один из секретарей ЦК КПСС.
Но почему же не совместили обе эти церемонии? Почему не стали хоронить Багратиона одновременно с открытием памятника, при большом стечении народа? Сотрудники, работавшие тогда в Бородинском музее, объяснили ситуацию чисто техническими трудностями:
— Склеп и монумент на батарее Раевского расположены очень близко друг к другу. Так что стилобат — нижняя часть памятника — буквально нависает над могилой генерала. Было бы невозможно закончить полное восстановление монумента до тех пор, пока склеп не окажется замурован. Вот по этой причине и пришлось захоронить прах Багратиона еще до завершения всех строительных работ.
* * *
А куда же делась основная часть останков легендарного генерала? Зарыта неведомой монашкой где-то на сельском кладбище Бородина?
— Мне доводилось слышать и иные версии. Но они отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями, — рассказывает один из ведущих специалистов Государственного архива Российской Федерации Игорь Тихонов, долгие годы собирающий материалы о князе Багратионе. — Утверждают, например, что одна из местных жительниц собрала кости, валяющиеся вокруг взорванного склепа, положила их в деревянный ящик и закопала в соседнем Спасо-Бородинском монастыре — к юго-востоку от Спасской церкви. В других рассказах фигурирует некая учительница сельской школы, якобы зарывшая кости в овраге… Я пытался найти какую-то более достоверную информацию на сей счет, но безрезультатно. Целенаправленный поиск этого легендарного захоронения вряд ли увенчается успехом — помочь может лишь счастливый случай.
Значит, остается признать, что сейчас все уцелевшие останки генерала Багратиона погребены в склепе на Бородинском поле.
Александр Добровольский
(Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №25668 от 16 июня 2011)
http://www.mk.ru/social/2011/06/15/597625-tretya-mogila-bagrationa.html