Теги: русский стиль, тула, тульская епархия, тульская ефремовская епархия, тульская область, улица воронежская в туле, улица оборонная в туле, храм двенадцати святых апостолов
Тула. Храм Двенадцати святых Апостолов
Тула. Храм Двенадцати святых Апостолов
Другие фотографии на ФотоКто: ← Дворами | Над крышами →
Адрес: Тула, улица Оборонная (Воронежская), 92
Строительство: 1903-1909 годы
Стиль: Русский стиль, кирпичный стиль
По оценке, приведенной в «Тульских епархиальных ведомостях», в конце XIX века, несмотря на обширную территорию, занимаемую Тулой, и многочисленность населения, число храмов в ней было ограничено и мало отличало ее в этом отношении от некоторых уездных городов. К тому же большинство церквей сосредотачивалось в центре города. «Сближенные у кремля храмы и состоящие при них причты, служа духовным интересам центрального населения города, не могут удовлетворить религиозно-нравственных нужд окраин с многотысячным населением мастеровых и рабочих...», — отмечали «Тульские епархиальные ведомости».
В 1896 году по прибытии на тульскую кафедру преосвященный Питирим обратил внимание на недостаток храмов на окраинах Тулы. Убедившись затем, что недостаток этот «ставит в необходимость многих православных жителей города по году и более не бывать в церкви и не исполнять священнейшего долга христианского», Его Преосвященство решил приступить к обустройству храмов на окраинах. В результате в нашем городе появились четыре новых церкви - Свято-Знаменская, Двенадцати святых Апостолов, Феодосия Черниговского и Сионская при свечном заводе.
Первые три вышеназванных храма вначале были деревянными. В Заречье, например, под церковь переоборудовали пожертвованный для этой цели жилой дом. А на южной, так называемой Воронежской, окраине Тулы трудно даже было найти дом, который можно было бы нанять для проведения богослужений. Да и средств для найма не имелось. Благочинный тульских церквей Г.И. Панов обратился за помощью к лесоторговцам, имевшим «лесные дворы» близ южной окраины. Но пожертвованных ими материалов не хватало для начала строительства храма.
И тут помог случай. Г.И. Панов встретил своего знакомого И.И. Чистикова — церковного старосту села Никольского, что на Упе, Одоевского уезда. Тот сообщил, что в селе есть старый, но добротный деревянный (дубовый) храм, вместо которого уже построен новый каменный. С согласия причта и прихожан этот деревянный храм был передан в Тулу.
В начале сентября 1898 года Никольскую церковь разобрали, тщательно пронумеровали бревна и 20 сентября собрали, «с добавлением нижнего леса», на Конной площади в Туле. 30 ноября в здании церкви начала действовать церковноприходская школа. А 17 декабря 1898 года храм был освящен. Он оказался довольно большим, вмещал до 800 человек.
Приход нового храма составился из жителей ближних домов - прихожан соседних трех церквей, преимущественно Николо-Завальской. В большинстве своем это были бедные люди. Ежегодный сбор на каменный храм не превышал трехсот рублей.
Но появились благотворители, и первый из них — купец Дмитрий Яковлевич Ваныкин, оставивший по завещанию на храм 3000 рублей. В декабре 1902 года статский советник Василий Александрович Никольский пожертвовал для строительства каменного храма 10300 рублей на вечное поминовение его покойной жены Екатерины Андреевны. Он выразил желание, чтобы к возведению каменного храма приступили в начале 1903 года.
К 8 июля 1903 года был закончен фундамент каменной церкви и освящена закладка. Храм предполагался трехпрестольным: главный престол - во имя Двенадцати Апостолов; правый — во имя Николая Чудотворца, потому что большинство прихожан раньше были прихожанами Николо-Завальской церкви; левый - во имя великомученицы Екатерины, в память покойной жены главного жертвователя. В.А. Никольский передал еще 5 тысяч рублей на строительство каменной колокольни.
Каменный храм был заложен рядом с деревянным. По сей день небольшая часовня у западных входных дверей каменного храма ограждает место Святого Престола прежней деревянной церкви. Деревянную церковь вновь разобрали и в 1908 году перевезли в село Товарково нынешнего Богородицкого района. Постройку каменного храма завершили в 1908 году, а колокольни - в 1909-м (до этого при храме была временная звонница на четырех столбах).
Храм возведен в характерном для того времени русском стиле. Пять больших луковичных его глав опираются на массивный куб из красного кирпича. Наличники, кокошники, балясины, аркатурный пояс, сделанные из белого камня либо окрашенные в белый цвет, придают краснокирпичному зданию праздничный, нарядный вид. Колокольню венчает традиционный для древнерусского зодчества шатер, украшенный, правда, модернизированными декоративными элементами.
Центральный алтарь храма посвящен Двенадцати святым Апостолам, правый придел - святителю Николаю Чудотворцу, левый - великомученице Екатерине. Иконостас - деревянный, позолоченный, украшенный богатой резьбой. Полы в храме выложены многоцветной метлахской плиткой.
Строительство каменного храма финансировал, помимо В.А. Никольского, известный тульский кондитер Василий Евлампиевич Сериков (1852-1919). Он родился в сельце Елишкова Алексинского уезда в семье крепостного крестьянина. Окончил Алексинское уездное училище. Переехал в Тулу, женился, но первая его жена рано умерла. После смерти брата жены В.Е. Серикову досталось небольшое кондитерское заведение. В 1881 году на Никитской улице (ныне - улица Староникитская) Сериков построил двухэтажный дом, на первом этаже которого находился магазин, торговавший кондитерскими товарами. В 1902 году он построил кондитерскую фабрику (ныне ее корпуса принадлежат ОАО «Старая Тула»). Предприятие выпускало пряники многих сортов и видов, конфеты, шоколад, мармелад, халву. В.Е. Сериков был старостой храма Двенадцати Апостолов, попечителем церковноприходской школы. Похоронен у южной стены храма.
В 1912 году в церковноприходской школе при храме обучались 9 мальчиков и 15 девочек. Действовала богадельня для престарелых, рассчитанная на 5 человек. Здания школы и богадельни сохранились до наших дней; они находятся при входе в церковную ограду со стороны улицы Петра Алексеева.
В советское время храм ни разу не закрывался. В него были перенесены несколько особо чтимых икон из других тульских храмов: из Успенского женского монастыря — Тихвинская икона Божией Матери, Успения, святителя Николая; из Георгиевской церкви на Ржавце - икона Божией Матери «Троеручица», из церкви Флора и Лавра - Боголюбская икона Божией Матери.
Никогда храм не был обновленческим, хотя многие тульские храмы перешли в ведение обновленцев — священников, сотрудничавших с советской властью. Причт и прихожане хранили верность идеалам и заветам патриарха Тихона.
Со всего города люди собирались на проповеди отца Петра Павлушкова. 26 марта 1926 года он был арестован.
В обвинительном заключении говорилось: «Обвиняется в антисоветской агитации, каковую проводил при чтении проповедей с амвона, так, например: "Если мы не будем поддерживать Советскую власть, то от этого мы не пострадаем, а если не будем поддерживать закон Библии, то будем наказаны на том свете"». Решением Ревтрибунала священник был приговорен к трем годам исправительных работ, но через год и восемь месяцев отпущен. После освобождения прихожане восстановили его в штатной должности настоятеля церкви, удалив недавно назначенного обновленческого священника.
Но тоталитарное государство расправилось с неугодным священнослужителем. 9 сентября 1937 года отец Петр Павлушков был вновь арестован. Ему предъявили следующее обвинение: «В г. Туле при церкви 12 апостолов существовала контрреволюционная церковная группировка, которую возглавил настоятель указанной церкви Павлушков Петр Иванович с высшим академическим образованием. Группа ставила своей задачей объединение верующих вокруг церкви для борьбы с Советской властью. Павлушков в церкви на своих проповедях говорил: "Верующие люди должны быть в своей вере и не бояться ничего. <...> Теперь мучают за веру, но вы не бойтесь, у Господа невидимо все дела, все мученики записаны, как в особую книгу. Своих детей вы перевоспитывайте в христианском духе на смену себе».
Петр Павлушков был расстрелян в Тесницком лесу. Он канонизирован как священномученик.
Богослужения в храме Двенадцати Апостолов продолжались и в дни героической обороны Тулы. Настоятель храма отец Михаил Понятский в своем докладе в Московскую Патриархию вспоминал: «Окраина города, где находится церковь Святых Двенадцати Апостолов, беспрерывно подвергалась артиллерийскому обстрелу и бомбежке с воздуха. Снаряды ложились возле храма, и их осколками испещрены все стены, выбиты кирпичи, пробита крыша и сбит крест с колокольни. Люди собирались в разбитом храме, где не оставалось ни одного стекла, пели молебны, панихиды и другие службы. 21 ноября, в день памяти святого Архистратига Михаила, подвергли ожесточенному обстрелу сам храм, несколько снарядов разорвалось внутри храма. В храме был снег. Несмотря на такую обстановку, верующие под грохот канонады в разбитом, занесенном снегом храме при горящих кострах горячо молились».
В годы Великой Отечественной войны в храме проводился сбор пожертвований. Так, 23 февраля 1942 года прихожане и причт передали на нужды армии 3000 рублей и 50 полотенец.
Священник Михаил Понятский был награжден медалью «За оборону Москвы».
В 1969-1974 гг. настоятелем храма Двенадцати Апостолов был протоиерей Ростислав Романович Лозинский (1912-1994). Он родился в Пскове в семье инженера-электрика и учительницы. В 1934 году окончил богословский факультет университета в Тарту. Служил настоятелем церквей в Нарве, Таллине, Тарту, с 1957 года - в Иванове, с 1960 - в Костроме. В 1961 году экстерном окончил Московскую духовную академию, в 1968-м ему присвоили степень магистра богословия. Тогда же, в 1968 году, отец Ростислав был переведен в Тульскую епархию.
Выйдя за штат в 1974 году, P.P. Лозинский продолжил работу над докторской диссертацией, которую защитил в 1979 году. Неоценим его вклад в тульское краеведение. Два издания выдержала работа P.P. Лозинского «Страницы минувшего», посвященная тульским храмам.
В 1987 году он стал одним из зачинателей общественного движения «Тульский некрополь», занимавшегося спасением от сноса, благоустройством и изучением старинных кладбищ нашего города. Позже по инициативе отца Ростислава была организована группа добровольцев-энтузиастов, участвовавшая в восстановлении Щегловского монастыря.
В 1992 году P.P. Лозинскому присвоили звание «Почетный гражданин города Тулы».
P.P. Лозинский умер 7 апреля 1994 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Его похоронили рядом с храмом Двенадцати Апостолов.
В 1991 году храм был поставлен на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения.
С 1990 года территория храма Двенадцати Апостолов начала преображаться. Прежде заросшая бурьяном, она была благоустроена: появились цветники, дорожки, посыпанные гравием и уложенные плиткой. Были установлены новые фонари, высажено 200 туй и елочек. Но, в первую очередь, настоятель храма протоиерей Лев Махно занялся восстановлением захоронения благотворителя В.Е. Серикова.
Потом построили водосвятную часовню, вмещавшую 14,5 тонн воды. Ее 24 фигурных бронзовых крана отлиты в Санкт-Петербурге по рисункам резчика пряничных досок туляка Н.В. Горчакова. Была заново отделана крещальня. От трамвайной остановки к храму проложили удобную асфальтовую дорожку.
Ранее территорию храма огораживал старенький деревянный глухой забор с деревянной же калиткой. В 1993 году вместо него появилась красивая изгородь чугунного литья, изготовленная в АК «Тулачермет» по эскизам B.C. Матвеева. Большую помощь в устройстве ограды оказал председатель кооператива В.Н. Чистяков. Прекрасные кованые ворота, козырек и надверие в алтарь изготовил тульский кузнец Ю.Н. Орудии.
Была перекрыта вся крыша храма и пять куполов. К 100-летию храма вызолотили центральный иконостас. Сегодня храм является помощником по материальному содержанию тульской Православной классической гимназии. Священнослужители храма преподают в гимназии и на кафедре теологии Тульского государственного университета.
Подготовлено с использованием материалов книги Наталии Кириленко «Храмы города Тулы» (Тула, 2010).
http://tulaeparhia.ru/prixodyi/g.tula/xram-dvenadczati-svyatyix-apostolov.-gorod-tula/