Са́йма (фин. Saimaa, швед. Saimen) — самое крупное озеро Финляндии (более точно — озёрная система), четвёртое по величине пресноводное озеро Европы. Расположено на юго-востоке страны. Образовано совокупностью из восьми крупных и многочисленных мелких связанных друг с другом водоёмов с суммарной площадью поверхности около 4400 км². Длина береговой линии составляет почти 15 тыс. километров. На Сайме 13710 островов общей площадью 1850 км². Единственной вытекающей рекой является Вуокса, впадающая в Ладожское озеро.В 1791—1792 годах командующий русскими войсками в Финляндии А. В. Суворов создавал вдоль побережья военные форпосты. На тот период времени северо-западная часть озера принадлежала Швеции, и государственная граница с Россией проходила посреди водной глади. Существовавший здесь естественный водный путь, проходивший вдоль юго-восточного архипелага, был заперт шведскими батареями. Считается, что Суворову принадлежит идея соединить небольшими каналами внутренние заливы Саймы и сделать незаметными обходные пути для военных кораблей[9]. К работам привлекали и местное население, и российских солдат. Всего соорудили 4 небольших канала: Кутвеле, Кяюхкяя, Куконхарью и Телатайпале. Они образовали судоходный фарватер для российской сайменской флотилии между крепостями Олавинлинна и Лаппеэнранта. Впоследствии эти каналы сыграли важную для местных жителей роль в хозяйственном отношении, и в настоящее время представляют собой имеющую государственное значение ландшафтную достопримечательность[10]. Другие каналы соединяют Сайму с меньшими озёрами восточной Финляндии и образуют сеть водных путей, используемых как для перевозки грузов (лес, бумага, металл и пр.), так и в качестве туристических маршрутов.
В 1856 году был открыт судоходный Сайменский канал, соединивший Сайму с Финским заливом и превративший озеро в важную для значительной части Финляндии транспортную артерию. Это повлекло за собой уточнение параметров и картографирование водных путей озера. Первая карта подводного ландшафта была изготовлена в 1859 году и изображала подробности основных водных путей из Лаппеэнранты в Миккели, Ийсалми и Йоэнсуу. С 1857 года подробную подводную карту всего озера по заказу сената составлял бывший морской офицер Йохан Бартрам. В 1940 году эту работу продолжил Ааро Хеллаакоски.
В 1856 году был открыт судоходный Сайменский канал, соединивший Сайму с Финским заливом и превративший озеро в важную для значительной части Финляндии транспортную артерию. Это повлекло за собой уточнение параметров и картографирование водных путей озера. Первая карта подводного ландшафта была изготовлена в 1859 году и изображала подробности основных водных путей из Лаппеэнранты в Миккели, Ийсалми и Йоэнсуу. С 1857 года подробную подводную карту всего озера по заказу сената составлял бывший морской офицер Йохан Бартрам. В 1940 году эту работу продолжил Ааро Хеллаакоски.