Радецкий Фёдор Фёдорович
Радецкий Фёдор Фёдорович
Другие фотографии на ФотоКто: ← Романтичное граффити на стене общежития | Эти глаза напротив... →
Просмотры: 755
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
DSC-T100
Диафрагма:
f/3,5
Выдержка:
1/20s
ISO:
400
Ф.расстояние:
5,8mm
Программа:
paint.net 4.0.13
Дата съёмки:
23.03.2010 - 19:14:15
Он сразу показал себя одарённым офицером. Фёдор Радецкий участвует в перестрелках, водит солдат в штыковые атаки, штурмует неприступные горные аулы. В 1847 году он отправляется в Санкт-Петербург, где поступает на учёбу в Императорскую военную академию — высшее военное учебное заведение страны. А в 1850 году, уже капитаном, Радецкий возвращается на Кавказ.
Его карьера складывается удачно: в 1857 году его производят в полковники, а в 1861 году он получает звание генерал-майора. Его доблесть была отмечена самим императором: Высочайшие приказы трижды сообщают ему о монаршем благоволении. Грудь боевого генерала украшают ордена: святой Анны, святого Владимира, святого Георгия, святого Станислава. Он получает золотую шашку с надписью «За Храбрость!» как признание его личной доблести на полях сражений
.
Но подлинная слава пришла к нему в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов – войне за независимость Болгарии…
12 апреля 1877 года Российская империя объявила Турции войну. Общий план кампании был таков: перейти через Дунай, оседлать Балканский хребет и развивать наступление на Константинополь. Уже в чине генерал-лейтенанта Радецкий командовал в составе этой армии восьмым пехотным корпусом. Он руководил переправой через Дунай в районе Зимницы, после чего его войска сходу атаковали и взяли город Систов. За умелое руководство этой операцией Радецкий был награждён орденом св. Георгия третьей степени.
Поначалу кампания развивалась удачно. Был взят перевал Шипка, русская армия оседлала Балканы и открыла себе дорогу на Константинополь, был захвачен Никополь.
Но сил для развития наступления у русских было недостаточно. Против войск Фёдора Радецкого возник мощный корпус Осман-паши. Западнее войскам генерала Шильдера, а позже генерала Криденера никак не удавалось завладеть Плевной, где закрепился корпус Сулейман-паши. После нескольких неудачных штурмов началась знаменитая осада Плевны, надолго сковавшая действия русских войск. Армия была вынуждена перейти к обороне.
Радецкий получил приказ удерживать контроль над 130-километровым участком Балканского хребта, частью которого был перевал Шипка. Генштаб предполагал, что Осман-паша двинется для атаки во фланг русских войск. Однако тот поступил иначе, 9 августа обрушившись на перевал Шипка в самом центре фронта. Против 7 тысяч русских, закрепившихся на перевале, турки бросили 40-тысячную армию – столько же, сколько имел Радецкий по всей длине 130-километровой линии обороны. Положение было очень опасным: если бы туркам удалось прорваться и развить наступление, то русская армия могла бы оказаться отрезанной от Дуная.
К 11 августа положение обороняющихся стало критическим. Русские несли громадные потери, но что ещё более важно, у них почти закончились боеприпасы. Во главе 4-й стрелковой бригады Радецкий лично спешит на помощь, но продвижение затрудняет 35-градусная жара – измученные зноем солдаты еле передвигают ноги. Радецкий принимает остроумное решение — посадить стрелков на казачьих лошадей по 2-3 человека. Это значительно ускорило темп продвижения и позволило Радецкому успеть на помощь защитникам Шипки.
Фёдор Радецкий берёт на себя командование обороной и 12 августа лично водит войска в штыковые атаки. Почти всё время он проводит на передовой, вдохновляя измученных солдат. Жестокие атаки продолжались до 14 августа, после чего их интенсивность заметно снизилась. Но держать оборону на Шипке армии Радецкого предстояло ещё долгие месяцы.
Только 28 ноября капитулировал блокированный в Плевне Осман-паша, и русская армия смогла продолжить наступление. Группировка Радецкого получает подкрепление и приказ атаковать позиции турок. Радецкий разрабатывает очень смелый план атаки: оставив на перевале значительный заслон, выделить два отряда атаки позиций противника с флангов. При этом правой колонне предстояло пройти порядка 20, а левой около 45 вёрст, и, выйдя на позиции к 27 декабря, одновременно начать атаку. Левая колонна вышла к цели вовремя и вступила в бой с турками, а правая, застряв в непроходимых снегах, задержалась. В 12 часов дня 28 декабря Радецкий, наблюдавший за боем с вершины горы святого Николая, отложил бинокль. Со словами «Пора кончать» он сам возглавил фронтальную атаку на турецкие позиции. Это рискованный шаг стал неожиданностью для турок: потеряв 5 тысяч человек, войска Радецкого захватили 32 тысячи пленных, 103 орудия и 6 знамён. Турецкая армия на данном участке фронта перестала существовать.
Фактически это был конец кампании. Радецкий глубоко врезался между турецкими армиями Сулейман-паши и Мехмета-Али, развивая наступление на Адрианополь. 8 января Адриантополь был взят, а 19 января Россия и Турция подписали предварительные условия мира.
Болгарский народ получил свободу. День подписания Сан-Стефанского мира до сих пор отмечается в Болгарии как национальный праздник. Фёдор Фёдорович Радецкий стал национальным героем Болгарии. Ему было присвоено звание генерала от инфантерии, он получил орден святого Георгия 2-й степени, стал почётным гражданином Полтавы и Петербурга. В 1882 году он был назначен командующим Харьковским военным округом, в 1889 стал членом Государственного Совета – высшего законосовещательного органа Российской империи.
Фёдор Фёдорович Радецкий умер в Одессе 14 января 1890, пребывая в зените славы. На Первом христианском кладбище в память о нём был воздвигнут большой монумент. На нём генерал Радецкий был изображён в доспехах античного воина — окружённый пушками, он утверждает православный крест на каменистом утёсе, символизирующем Балканы.
Помните же, люди, Фёдора Фёдоровича Радецкого – право же, он это заслужил!
варварами окажутся потомки героев.