К ранним образцам принадлежат стелоподобные плоские статуи с нечетко выраженной или вовсе отсутствующей детализацией фигур. Это были грубо обтесанные каменные столбы, иногда с вырезанным в виде «сердечка» верхом. Такие фигуры впервые появились в донских степях в начале XI века.
Со временем на территории от Северского Донца до Приазовья возник другой вид половецких истуканов - с выпуклым изображением груди и руками, которые держали чаши на уровне живота. Мужские статуи всегда изображались с усами или бородой, а женские - с маленькими губами. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины оберегали их и давали им силу.
Периодом расцвета и распространения половецкой скульптуры считается XII век - время, когда большое количество заказов стимулировало производство и в половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. В конце же века произошло заметное упрощение форм, когда статуи почти не декорировалась.
В течение веков количество половецких баб постоянно уменьшалась. Первое их уничтожение было осуществлено татаро-монголами, которые, покоряя завоеванный народ, полностью разрушали его культ.
До XIX века каменные бабы стояли на видных местах украинских степей, обозначая пути и их ответвления. Под конец позапрошлого века отношение к ним изменилось не в лучшую сторону - почти все памятники были перемещены из своих первичных локаций. Местные жители украшали ими парки своих имений или использовали как строительный материал, как межевые знаки, угловые опоры в жилых и хозяйственных постройках, столбы в ограждениях или как точилки для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей статуй потеряно навсегда ...
Со временем на территории от Северского Донца до Приазовья возник другой вид половецких истуканов - с выпуклым изображением груди и руками, которые держали чаши на уровне живота. Мужские статуи всегда изображались с усами или бородой, а женские - с маленькими губами. Женские статуи символизировали непобедимость и бессмертие воинов. Покровители в образе женщины оберегали их и давали им силу.
Периодом расцвета и распространения половецкой скульптуры считается XII век - время, когда большое количество заказов стимулировало производство и в половецких мастерских изготовлялись тысячи статуй. В конце же века произошло заметное упрощение форм, когда статуи почти не декорировалась.
В течение веков количество половецких баб постоянно уменьшалась. Первое их уничтожение было осуществлено татаро-монголами, которые, покоряя завоеванный народ, полностью разрушали его культ.
До XIX века каменные бабы стояли на видных местах украинских степей, обозначая пути и их ответвления. Под конец позапрошлого века отношение к ним изменилось не в лучшую сторону - почти все памятники были перемещены из своих первичных локаций. Местные жители украшали ими парки своих имений или использовали как строительный материал, как межевые знаки, угловые опоры в жилых и хозяйственных постройках, столбы в ограждениях или как точилки для сап, топоров и ножей. Вследствие этого много мелких деталей статуй потеряно навсегда ...