error
Регистрация

Ярославль. Приход Димитрия Солунского. Храм Шуйской Смоленской иконы Божией Матери

 
 
Ярославль. Приход Димитрия Солунского. Храм Шуйской Смоленской иконы Божией Матери - Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Приход Димитрия Солунского. Храм Шуйской Смоленской иконы Божией Матери
Теги:  родина, россия, смоленский храм, храм димитрия солунского, храм смоленской иконы божией матер, храм смоленской иконы божией матери, храм шуйской иконы божией матери, храм шуйской смоленской иконы божи, храм шуйской смоленской иконы божией матери
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Муром. Дом купцов Суздальцевых-Ушаковых :: Алексей Шаповалов Стерх
Бобров. Архитектурный ансамбль Успенского храма :: Алексей Шаповалов Стерх
Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Северо-Западная башня :: Алексей Шаповалов Стерх
Череповец. Усадьба Гальских. Господский дом. Историко-этнографический музей :: Алексей Шаповалов Стерх
Борисоглебск. Дом купца Смирнова. Первая публичная библиотека :: Алексей Шаповалов Стерх
Воронеж. Скульптурная икона Святой Блаженной Ксении Петербургской :: Алексей Шаповалов Стерх
... :: Алексей Шаповалов Стерх
Москва. Храм Живоначальной Троицы в Листах :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Нежные краски заката   |   На прогулке.  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Ярославль. Приход Димитрия Солунского. Храм Шуйской Смоленской иконы Божией Матери
Адрес: Ярославль, улица Большая Октябрьская (Рождественская), 41 а
Строительство: 1671-1673 годы
Стиль: Древнерусское ярославское зодчество

Деревянные храмы Димитриевского прихода сгорели в пожаре 1658 года, в следующем году прихожанами «для службы божественной поставлена гораздо малая церковь». К 1671 году она перестала удовлетворять потребности прихода, и священник Иоанникий и диакон Доматиан просили митрополита Иону Сысоевича дать благословение на постройку каменной церкви во имя Богоматери Одигитрии с приделами. В ответ на челобитную владыка прислал грамоту о дозволении соорудить новый каменный храм: «Как изготовите кирпич и известь и камень бутовой и сваи к церковному каменному строению, и вам бы велеть рвы копатьи сваи бить и бут бутить, а как рвы выкопают и свай набьют и бут выбутят, и вы б велели обложить каменную церковь во имя Пресвятой Богородицы честного Её Одигитрии с пределы Димитрия Солунского да Георгия Победоносца, а на основание той церкви говорили бы есте молитвы и пели молебны и воду святили и святою водою церковное место кропили, а как церковь обложат и совершат и церковное строение исполнят, и вы б взяли в Ростове у соборного протопопа Луки с братиею наше благословение, святые антиминсы, и призвали б вы из Ярославля соборного протопопа никиту, или попа да диакона соборных, и ту церковь с пределы освятили, и божественную литургию соборне служили».
Точная дата постройки каменной холодной церкви, внесённая в храмозданную надпись на паперти, в 19 веке оказалась под частичной побелкой, но её прочитал и доложил расшифровку на заседании учёной архивной комиссии А. А. Израилев: «Лета 7179 [1671] начата бысть созидатися церковь сия во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии...<...> Освящена же бысть в лета 7181 [1673] июля в 13-й день во имя Пресвятой Богородицы Шуйской и святого мученика Димитрия».
Главный престол холодного каменного храма, как видно из надписи, освятили в честь иконы Шуйской Богоматери, приделы — во имя Димитрия Солунского и Георгия Победоносца. Но в церковных документах и местной краеведческой литературе главный престол не только каменного, но и деревянного храма называли по-разному: Богоматери Смоленской, Шуйской, Одигитрии, Смоленской и Шуйской. Разночтения в наименовании связаны с историей создания образа и его иконографией.
Согласно сказанию об иконе Шуйской Богоматери, в 1654-1655 годах, когда в россии свирепствовала страшная моровая язва, жители Шуи дали обет написать образ смоленской Богоматери и обратились к лучшему иконописцу своего города Герасиму Тиханову. Он сделал рисунок, а на другой день обнаружил, что тот изменился — стало другим положение рук и ног Младенца, тогда мастер исправил его по подлиннику, но свё повторилось и на третий день. Герасим счёл это чудом и дописал икону такой, как она сама начерталась. Таким чудесным образом и была создана икона Шуйской Богоматери. Когда её поставили в Воскресенском храме, эпидемия стала прекращаться сначала в этом приходе, а затем во всём городе. По указу царя Алексея Михайловича и благословению патриарха Иоасафа в 1667 году чудеса были освидетельствованы и описаны в грамотах и сказании, которые, как и сама икона, хранились в шуйском соборе. С этого времени икона всецерковно почитается чудотворной. Для ярославского Димитриевского храма с этого образа был сделан список.
Кроме Шуйской в Димитриевской церкви находилась местночтимая икона Смоленской Богоматери. В грамоте царя Алексея Михайловича 1672 года об отпуске кирпича попу Иоанникию упоминается о чудесах «от сей иконы». Ещё один почитаемый в приходе, образ Смоленской Богоматери был написан на северной наружной стене храма, о нём бытовало устное предание, что «одна расслабленная женщина, усердно молившаяся перед этой иконой, вдруг получила исцеление» (по мнению Д. А. Ровинского, этот образ был написан священником Иоанникием).
Обе иконы Богоматери Смоленская и Шуйская, хотя и имеют каждая свои особенности, относятся к одному иконографическому типу, именуемому Одигитрия или Путеводительница. Хотя в православном месяцеслове для шуйского образа значится несколько празднеств, наиболее распространённым на Руси является 28 июля/10 августа — в один день с Одигитрией Смоленской. Именно эта дата указывалась в ярославских месяцесловах престольным праздником Димитриевской церкви.
Благоговейное отношение к этим святыням, возможно, и вызывало у горожан желание именовать храм и по ним, и по официальному посвящению.
Сооружалась каменная церковь «неусыпным старанием» священника Иоанникия, его связями с царским двором можно объяснить помощь в завершении строительства. В 1672 году он обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о том, что «он де поп Иоаникей тое церкви стены и олтари и паперти [довел до] закрыть половины, а довершить де и покрыть [их] нечем; а есть де в Ярославле [у городовые стены] и у башен... кирпич, лежит уже десятый [месяц] и даром пропадает». Далее священник просил «пожаловати ево попа, дать того городового остаточного кирпичю на совершение тое церкви». В ответ пришла грамота Алексея Михайловича с повелением выдать иоанникию «на церковное каменное строение от городского дела сто тысяч кирпича зженого». Благодаря этому «с 20 января по 15 февраля 1672 года перевезано было городскими и сельскими извозчиками от башен к Димитриевской церкви 955 возов кирпичу и половинок».
По завершении строительства каменного храма летом 1673 года поп Иоанникий отправил в Ростов челобитную, в которой говорилось: «Умилостивися, Государь, Преосвященный Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй меня богомольца твоего и всех православных христиан, прикажи, Государь, ту церковь и с пределы освятить и чтобы, Государь, пришли со кресты из соборной церкви протопоп и со градскими священники и из Спасова монастыря; тако ж и в предки бы, Государь, на праздник Ея Пресвятой Богородицы, июля в 28 день, по вся годы приходили».
Позднее на ряду с приделами Димитрия Солунского и Георгия Победоносца в каменной церкви появился третий придел — во имя Девяти мучеников Казических. Он был пристроен (не ранее 1818 года) к северному фасаду храма, его устройство связыввали с упразднением в 1785 году «особой градской церкви во имя Девяти Мучеников» (имелся ввиду придел в тёплой церкви Леонтия Ростовского). В 1892 году этот придел был обращён в тёплый, «с закладкой арки в холодную церковь и устройством нового выхода на запад, под колокольнею, где было прежде окно».
Холодная церковь была расписана в 1686 году артелью ярославских мастеров, в стенописных работах, по мнению такого известного знатока русской фрески, как В. Г. Брюсова, принимал участие Дмитрий Григорьев. Стилевые особенности живописи «зрелой поры» этого иконописца наиболее ярко выражены в алтарных росписях. Мастер не мог принимать полноценное участие в данных работах, поскольку 20 июля 1686 года начал со своей артелью расписывать вологодский Софийский собор. Роспись церкви Димитрия Солунского завершалась, по мнению искусствоведа Т. Е. Казакевич, по наставлениям изографа той частью его мастеров, которая оставалась в Ярославле. Татьяна Евгеньевна в своей справке о храме привела и текст несохранившейся настенной летописи о работах в храме в 1859 году: «...в сем храме и в двух приделах его святые иконы и все стенные письма поновлены и иконостасы в главной церкви и приделах вызолочены вновь, в приделе же святого великомученика Димитрия мироточца позлащен усердием сыновей ярославской второй гильдии купца Федора Ивановича Хлощевникова и других доброхотных дателей. Иконы и стенные письма поновлены, главный мастер ярославский мещанин Егор Кузьмич Дьяконов, а, золотил Михаил Кузьмич Суханов».
В храме стояла икона Богоматери Всех Скорбящих Радость, в которую был вставлен крест с 74 частицами мощей святых, имена их значились на обороте.
Среди священнослужителей и прихожан Димитриевского храма были иконописцы. Самым известным их них являлся Дмитрий Григорьев Плеханов, выдающийся ярославский мастер 17 века, оставивший огромный след в искусстве русской фрески. Он и его братья выросли и овладели иконным искусством в келье своего отца, иконника Григория Степанова Куретникова, «на монастыре» Димитриевской церкви. В 1709 году здесь записана уже вдова Дмитрия Плеханова, а в 1717 — его сноха с внуками.
Позднее, в первой половине 18 века, в Димитриевском приходе служил с 1713 года диаконом, а с 1721 по 1745 - священником известный иконописец Иван Андреев. Прежде чем переехать в Ярославль, он жил и в Костроме, откуда был родом, и в Москве. В переписной книге Ярославля 1717 года даны о нём подробные сведения: «Во дворе церкви Димитрия Солунского диакон Иван Андреев, 47 лет.. А во 186 (1678) написан он с отцом своим священником Андреем Степановым в Москве. А в 709 и 710 годах написан он в Костроме в церковном же причте, а прибыл в Ярославль... в 713 году». Иван Андреев даже поселился в доме, где ранее жили димитриевские диаконы Дометий и Дмитрий.
Сохранилось несколько подписных икон, созданных мастером. Он сделал ряд списков с самой почитаемой ярославской святыни, иконы Толгской Богоматери, как для местных храмов — Успенского собора (1721), церкви Варвары Великомученицы (1715), так и для храмов и монастырей других городов. В 1745 году Иван Андреев написал икону Толгской богоматери для Высоко-Петровского монастыря в Москве. Образ заказала статс-дама Елена Александровна Нарышкина, построившая в обители на свои средства церковь Толгской Богоматери. Храм был именован в память о событиях 1689 года. В ночь с 7 на 8 августа, накануне Толгина дня, юный царь Пётр и его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, извещенные о грозящей им опасности от мятежных стрельцов, спаслись бегством в Троице-Сергиев монастырь.
В иконостасе церкви, где служил Иоанн Андреев, стояли иконы Георгия Победоносца и Димитрия Солунского, созданные, по мнению Аристарха Израилева, именно этим мастером.
На протяжении веков прихожане заботились о нищих, увечных, сиротах. Из переписной книги Димитриевской сотни 1717 года выясняется, что на месте трёх отошедших к храму дворовых строений, владельцы которых умерли, в приходе была построена каменная богадельня ещё до переписи 1709 года. Помимо этой и Богословской, в сотне была ещё одна богадельня — деревянная, «ярославца посадцкого человека Ивана Силантьева»; где она находилась, установить не удалось.
С церковью Димитрия Солунского связаны имена ярославских мучеников за веру. В 1915 году к ней был перемещён о. Флегонт Николаевич Понгильский. Родился он в 1871 году в семье священника, окончил Ярославскую духовную семинарию, служил в храмах Ярославля и уезда. В послереволюционные годы был возведён в сан протоиерея, назначен благочинным городского округа. В начале 1920-х занимал твёрдую позицию в противостоянии с обновленцами, позднее вместе со многими другими ярославскими священниками выступил против поминовения советской власти, переписывался со ссыльным епископом Веникмином (Воскресенским).
А осенью 1929 года в Димитриевской церкви отслужил свою последнюю Божественную Литургию архиепископ Варлаам (Ряшенцев). Ещё при своей хиротонии в 1913 году он сказал: «...времена ныне наступили тяжкие: многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его Святую Церковь. Ныне, когда путь истины в поношении от многих, пастырю уже нельзя молчать и молча переносить скорби; нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником — значит быть и священномучеником. Таков и есть путь святительский...». Архиепископ Варлаам в очередной раз был арестован в сентябре 1929 года, и в Ярославль уже не вернулся — в 1942 году скончался в тюремной больнице.
Вскоре после ареста архиепископа была закрыта и церковь Димитрия Солунского, а власти устроили судилище над ярославским духовенством. По «дело Варлаама Ряшенцева» в январе 1930 года осудили тридцать священников, в том числе и отца Флегонта Пангильского. После возвращения из ссылки он вновь был арестован в 1937 году и отправлен в Бамлаг, где 23 апреля 1938 года скончался. Постановлением Священного Синода от 17 июля 2001 года ярославский протоиерей Флегонт включён в Собор новомучеников и исповедников российских 20 века.
В церкви Димитрия Солунского с 1973 до начала 1980-х проводились реставрационные работы, в 1983 — оба храма прихода поступили в ведение Ярославской реставрационной мастерской; в тёплом размещались цех лепки и резьбы, в холодном — её складские и бытовые помещения. В 1989 началась реставрация находившихся под записью уникальных димитриевских фресок — работала бригада художников под руководством Е. А. Чижова, в которую входили Е. Б. Черняев, В. Ф. Николаев, А. Ю. Москвин, В. Г. Зайцев, И. С. Шилов, Т. Н. Русакова.
В 1991 году Димитриевские храмы были переданы русской православной церкви. Богослужения совершались в зимнем храме Похвалы Богоматери, который был обустроен усилиями клира и прихожан (первого настоятеля, иерея Олега Таланова вскоре сменил отец Владимир Баранов). В 1993 году состоялось знаменательное событие: церковь посетил Святейший Патриарх Алексий.
С 1997 по 2003 год храм был одновременно и приходским, и домовым Ярославского духовного училища (до его реорганизации в семинарию), а настоятель протоиерей Николай Иванович Лихоманов и преподавал в училище, и был его ректором.
Как и раньше, главная святыня храма — чтимая икона Богоматери Одигитрии. В праздник этого образа 28 июля/10 августа в 2003 году, ровно через 10 лет после возобновления служб в тёплой церкви, была совершена первая литургия и в холодной. Священнику Василию Владимировичу Руденко довелось сослужит в ней. Теперь, уже как настоятелю храма предстоит его благоустраивать: переезд реставраторов затянулся — из-за проблем с финансированием реставрация древних стенописей велась с перерываси, - только в 2006, после окончательного завершения работ, были разобраны леса, и со следующего лета в нём начались регулярные воскресные богослужения.
Севен\рный придел Девяти мучеников Кизических в летней церкви трудами отца Александра Юрьевича Смирнова был отремонтирован к 2004 году, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл переосвятил его во имя святого страстотерпца царевича Алексия, покровителя современного православного юношества. По воскресеньям в приходе теперь действует вечерний лекторий для студенческой молодёжи. Тематика самая разнообразная: и история Русской Православной Церкви, и вопросы богословия, и этапы развития религиозного искусства, и место православия в современном обществе.
Хочется верить, что древние традиции Димитриевского прихода будут возобновлены, и наши потомки смогут увидеть сегодняшнюю жизнь в бережно собранных церковных документах.

Т. А. Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издатель Александр Рутман, 2008. Стр. 223-229
14.02.2017 - 22:43:05
 
Юрий Поляков
Юрий Поляков
Красиво снято! И Луна уже видна!
20.02.2017 - 21:54:10
 
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
Спасибо.
21.02.2017 - 00:25:54
 
Просмотры: 1143
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/5,6
 
Выдержка:
1/320s
 
ISO:
125
 
Ф.расстояние:
65mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
 
Дата съёмки:
06.01.2017 - 14:57:24
 
Понравилось:
Андрей Синицын
Юрий Поляков
галина северинова
Мила Бовкун
Валентина Береснева
Виктор Грузнов
Юлия Z
Лесо-Вед (Баранов)
Tata Wolf
Анатолий Щербак
Владимир Гурьянов
Сергей Исаенко
 
Добавили в избранное:
Юрий Поляков
 
Сообщить о нарушении