Теги: верхнее поволжье, георгиевский храм, город, золотое кольцо, и.ф.яровицкий, кладбищенский храм, паломничество, памятник архитектуры, православие, родина, россия, рыбинск
Рыбинск. Храм Великомученика Георгия Победоносца
Рыбинск. Храм Великомученика Георгия Победоносца
Другие фотографии на ФотоКто: ← Дизайнерские ёлки в Камергерском... | Охота на восход →
Просмотры: 1803
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/320s
ISO:
250
Ф.расстояние:
35mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
03.01.2017 - 10:16:49
Адрес: Ярославская область, Рыбинск, ул. Железнодорожная, 43
Строительство: 1790 год, 1807-1809 годы — 1-я перестройка, 1881-1885 годы — 2-я перестройка
Архитекторы: Авторы второй перестройки — Григорий Степанович Лозинский, Иоасаф Филиппович Яровицкий
Стиль: Эклектика
Церковь великомученика Георгий Победоносца — первый кладбищенский храм города, изначально была возведена деревянной, несколько раз перестраивалась, меняя свой облик. Закрывалась в советское время, сегодня является действующим храмом.
По преданию, первый деревянный храм в честь великомученика Георгия Победоносца был выстроен здесь в 1660 году. Каких-либо других подробностей о нём история не сохранила. Известно, что в 1747 году, осматривая храмы епархии, архимандрит Ярославского Спасского монастыря Иосиф, посетив Рыбную слободу, записал: «...в той же Рыбной слободе деревянная церковь великомученика Георгия, где всё исправно».
Благословение на строительство здесь каменного храма было дано в 1771 году архиепископом Ростовским и Ярославским Афанасием (Вольховским). Строить предполагалось на доходы от соляных палаток и ярмарочной торговли, собираемые в пользу Преображенской церкви. В каком году состоялась закладка новой церкви — неизвестно, но строительство затянулось на долгие годы. Причиной этого стали строительные работы при самой Преображенской церкви, получившей вскоре статус городского собора. Освящение каменного храма в честь великомученика Георгия Победоносца состоялось только в 1790 году. Кто был строителем церкви и автором проекта, сегодня неизвестно, не знаем мы, каков был и её внешний облик. Последующее развитие событий потребовало к зданию особого внимания.
В марте 1807 года настоятель Спасо-Преображенского собора протоиерей Пётр Львов в своём доношении в ЯДК сообщает, что «на имеющейся в оном городе Рыбинске ветхой Егорьевской кладбищенской церкви... в прошлое лето свод каменной церкви больше стал прежнего опущаться и от того в нём сделались большие щели и что на правой стороне стена посередине вершка на полтора выдалась из своего места, что непременно произошло от давления свода». В заключение рапорта протоиерей собора выражает опасение, что «есть явная опасность к падению свода» церкви. По резолюции архиепископа Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского) консисторией было предписано «показанный храм члену мологского духовного правления совместно с благочинным немедленно осмотреть и запечатать, вынести из оного Святой Антиминс в другую церковь». Немедленно осмотреть аварийный храм у иерея мологского собора Андрея не получилось. Он просто не смог приехать в Рыбинск из-за начавшегося на реке Волге ледохода. Свою миссию он смог выполнить только в конце апреля, а рапорт об исполнении предписания был отослан в Ярославль 20 мая 1807 года.
Летом этого же года начались работы по капитальному ремонту аварийной церкви, которые завершились в 1809 году, когда отремонтированный храм был вновь освящён. Сохранился обмерный чертёж, «снятый с натуры» архитектором М. Ломакиным в декабре 1873 года «фасада каменной кладбищенской однопрестольной церкви во имя великомученика Георгия Победоносца существующей в городе Рыбинске Ярославской губернии». Этот чертёж показывает вид церкви после перестройки в 1807-1809 годах, и такой она сохранялась до 1885 года, когда храм был вновь капитально перестроен.
Надо отметить, что перестройка 1807-1809 годов, по всей видимости, не сильно изменила внешний облик храма, и он в значительной степени сохранил изначальные формы 1790 года. Вместо каменного свода четверик храма и трапезная были перекрыты деревянным накатом, о чём свидетельствует форма невысокого купола, и переложена часть южной стены. Гладкие стены трапезной и прямоугольного в плане алтарного выступа завершались профилированными карнизами. Прямоугольные проёмы окон были увенчаны белокаменными сндриками на кронштейнах. Любопытно, что алтарные окна были фланкированы узкими нишами, воспроизводившими композицию тройного «итальянского» окна. Стены квадратного в плане четверика храма были выше, чем у алтаря и трапезной. Его доминирующая роль в композиции здания была подчеркнута увенчанным миниатюрной главкой широким пологим куполом на невысоком барабане и четырёхколонными портиками на северном и южном фасадах. Пристенные колонны портиков, оставленных на высоком цоколе, поднимали треугольные фронтоны так высоко, что они зрительно перекрывали барабан купола. Между средними колоннами портиков располагались перекрытые арками высокие входные проёмы, к которым вели крыльца в четыре ступени. Между боковыми колоннами были высокие окна, также завершенные арочными перемычками. При ремонте церкви была произведена замены оконных рам, дверей и полов. С наружной стороны храма живописные работы были выполнены дворовым человеком господина Кожина живописцем Гавриилом Матвеевым (Березиным).
В 1834 году с запада был пристроен небольшой притвор с простыми лопатками на фасадах и входным крыльцом с северной стороны. Внутри притвора капитальная поперечная стена отделяла западное помещение для ризницы.
В 1857 году рыбинский почётный гражданин Николай Ионович Тюменев подал прошение о дозволении устроить в георгиевской церкви новый иконостас «на его кошт с пособлением других доброхотных дателей». Высокопреосвященнейший Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский, на поданном прошении надписал: «Жертвователей Господь наградит, а к делу приступить». По общему решению церковного старосты и причта собора, по разрешению духовного начальства старый иконостас был пожертвован в «погоревшую церковь Романово-Борисоглебского уезда села Раменья».
С именем купца первой гильдии Николая Ионовича Тюменева (1823-1897) связаны значительные перестройки храмов Георгиевского кладбища в последующие годы. Продолжатель традиций меценатства этого известного в городе купеческого рода Николай Ионович, будучи с 1875 года старостой церквей Георгиевского кладбища, жертвовал значительные средства на их благоустройство и благолепие.
Летом 1880 года строительное отделение ЯГП поступил на рассмотрение проект перестройки Георгиевской церкви в городе Рыбинске, составленный городским архитектором Григорием Лизинским. Целью предстоящей перестройки было увеличение его полезной площади. Достичь этого на расширяющемся городском кладбище было непросто, так как подходящего другого места для постройки храма на территории, занятой захоронениями, просто не было. Молодой городской архитектор находит довольно оригинальное решение, позволявшее начать строительство и в то же время продолжать до определённого момента богослужения в старой Георгиевской церкви. Новый храм возводится вокруг существующего с частичным использованием его стен. В новой постройке полностью сохранялся прямоугольный алтарь и угловые устои четверика старой церкви. Они обстраивались новыми стенами с южной и северной сторон, на только увеличивая площадь церкви, но и дополнительно разгружая старые стены от распора возводимого на них свода, исполняя роль своеобразных контрфорсов. Специалисты строительного отделения, рассматривая проект, именно на это обращали внимание, видимо, помня о проблемах старой Георгиевской церкви. Они рекомендовали увеличить размеры оставляемых угловых устоев за счёт уменьшения арочных проёмов. Отдавая должное городскому архитектору, губернские специалисты нашли составленный им проект «вполне удовлетворительным» и утвердили его с единственным замечанием. При производстве работ за их ведением «в техническом отношении» должен наблюдать «архитектор, имеющий на то право». При этом отмечалось, что он должен перед началом работ «исследовать стены под главным куполом и алтарём», и затем на его ответственности лежало прочность и устойчивость больших арок и купола.
В пояснительной записке автор проекта отмечает, что, «служа на пользу человека, это здание должно удовлетворять ка требованиям утилитарным, эстетическим, так и гигиеническим. Утилитарность здания определяется здесь тем, что вся площадь здания ка для служащих в церкви, так и для молящихся увеличена на несколько квадратных сажень, как это видно из плана». Для «эстетической потребности человека всякое окружение, особенно церковь, должны удовлетворять его врождённому чувству прекрасного», поэтому им (архитектором) «для разработки фасада принят Византийский стиль, как самый подходящий к нашему вероисповеданию». Учитывая «гигиенические потребности» культовой постройки, он за счёт возвышения высоты стен и крутизны свода увеличивает «кубическое содержание воздуха» и планирует применить «усовершенствованные печи».
Проектируя перекрытия храма, архитектор заменяет «ветхие накаты» старой церкви кирпичными сводами, при этом старается за счёт конструкции свода максимально снизить горизонтальный распор на стены, в которые над оконными перемычками закладываются железные связи. Толщина стен состоит из четырёх кирпичей, а своды выкладываются в полтора кирпича. Перекрытие основного четверика и алтаря выполняется парусным сводом, а трапезной части — коробовым.
Возведение храма началось летом 1881 года. Согласно предписанию строительного комитета церковным старостой Николаем Тюменевым для присмотра за строительством был приглашен опытный губернский архитектор Иоасаф Яровицкий. По прошествии строительного сезона, зимой 1882 года, он просит строительное отделение рассмотреть изменения и утвердить новый составленный им проект. При этом он сам отмечает, что эти изменения незначительны. Так, он находит лишним второе крыльцо с западной стороны, поскольку на том месте существуют могилы и его устройство в принципе невозможно. Для сохранения тепла сужены окна и понижены на полтора аршина своды при сохранении общей высоты стены. Изменено оформление западного фасада, а вместо тяжёлого каменного парапета на всей церкви предложен кованый из железа. Архитектор Яровицкий также отметил, что при осмотре сохранённых от старой церкви стен в натуре они оказались значительно массивнее, «и потому удлинение их, согласно замечаниям Строительного Отделения, сделанных при утверждении первоначального проекта, оказывается излишними». Губернские специалисты и на этот раз не стали возражать против изменений, так как они не затрагивали фасад здания, и решили «утвердить проект и препроводить его для руководства при построении».
Освящение перестроенного Георгиевского храма на городском кладбище было важным событием в жизни города. По приглашению церковного старосты Николая Тюменева накануне вечером 14 декабря 1885 года в Рыбинск прибыл Высокопреосвященнейший Ионафан (Руднев), архиепископ Ярославский и Ростовский, который с частью свиты остановился на ночлег в доме у приглашавшего. Утром 15 декабря состоялось торжественное освящение полным архиерейским чином перестроенного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святого великомученика Георгия Победоносца. По окончании освящения была совершена Божественная Литургия, где архиепископу Ионафану сослужили настоятель Югского монастыря архимандрит Поликарп, ректор Ярославской семинарии протоиерей Н. Тихвинский, ключарь Ярославского кафедрального собора протоиерей М. Дубровский. Настоятель Спасо-Преображенского собора города Рыбинска протоиерей Иосиф Ширяев произнёс на Литургии приличное празднеству слово. ЯЕВ, поместив репортаж о событии, писали: «Церковь эта устроена из прежней Георгиевской церкви с увеличением её размеров во все стороны. Ничего в нём не осталось не обновлённым, ничего не опущено из виду, что требовалось вновь соорудить. Даже для старообрядцев есть в этом храме святыня, это ряд древних (15-16 веков) фамильных икон (в богатых серебро позлащенных окладах) из дому Тюменева, расположенных в нижнем ярусе горящего золотом иконостаса».
Новый просторный интерьер Георгиевской церкви с декоративным орнаментом стен и живописными клеймами освящённых изображений, освященных рядами окон в трапезной, радовал глаз входящего и невольно останавливал его в глубине храмового пространства. Там в центре под высоким куполом таинственно возвышался главный иконостас, окрашенный розовой краской и мерцающий позолотой местами расположенной резьбы. Особенностью интерьера было отсутствие световых окон в сводчатом куполе, что несколько затемняло центральную часть, прорезанную высокими арками в боковые пристройки с довольно большими окнами. Это создавало особую игру света на вечернем богослужении, когда возжигались свечи, и под сводом сияли 36 свечей медного позолоченного паникадила.
Столярной работы трёхъярусный иконостас имел в центре резные позолоченные царские врата с традиционными изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы и четырёх Евангелистов. По правую их сторону находилась икона Спасителя, далее — южная дверь с изображением архидиакона Стефана, за ней храмовый образ великомученика Георгия Победоносца, рядом с которым — образ Покрова Пресвятой Богородицы. По левую сторону царских врат находилась Тихвинская икона Божией Матери, за которой располагалась северная дверь с изображением архидиакона Лаврентия. Далее — икона Святителя Николая Чудотворца и рядом с ним — образ Похвалы Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами располагалось изображение Тайной Вечери и далее во втором ярусе — традиционное изображение Деисусного чина с предстоящими Спасителю, сидящему на Престоле, Божией Матерью и Иоанном Предтечей с апостолами, изображенными на шести иконах. В третьем ярусе помещалось традиционное изображение на пяти иконах пророческого ряда.
Солея у храма имела ограждение в виде массивной чугунной решетки. По обеим сторонам главного иконостаса располагались клиросы столярной работы с иконами в резных иконостасах. В боковых пристройках на восточной стене также находились резные позолоченные двухъярусные иконостасы. С правой стороны в таком иконостасе находились семь икон с изображением различных святых, а во втором ярусе — Страстей Господних. При этом перед иконой Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на железной подставке был укреплён небольшой деревянный ковчежец с частицами святых мощей, покрытый сверху серебряной доской, в которую были врезаны два серебряных крестика. Подобный же иконостас с семью иконами располагался и с левой стороны, только там во втором ярусе находились живописные изображения, иллюстрирующие события Воскресения Христова. Значительное количество икон разных святых в золоченых резных киотах и рамах также находилось в трапезной части храма и в притворе.
Вскоре после перестройки и освящения Георгиевского храма в жизни всего прихода совершилось довольно важное событие, которого весь город ожидал уже более пятидесяти лет. Указом Священного Синода, последовавшим в марте 1886 года, храмы Георгиевского кладбища города Рыбинска обрели самостоятельность с назначением особого причта и отделением от Спасо-Преображенского собора.
Предыстория этого события началась ещё в 1810 году, когда впервые рассматривался вопрос о назначении к кладбищенским церквям отдельного причта. Поводом для ткого рассмотрения послужило то, что при рыбинском соборе помимо городских граждан были приписаны жители 32 деревень, находившихся от города на значительном расстоянии, и у соборного причта довольно часто в их отношении «были случаи невозможности исправления мирских треб». Одним из вариантов решения этой проблемы и было назначение отдельного причта к кладбищенским церквям. Решением духовной консистории этот вопрос был улажен через отчисление от рыбинского собора 23 деревень к Благовещенской церкви села Иваново и 4 деревень к церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Оносово, что в Глушицах. Последовавшая резолюция духовной консистории гласила, что «соборные священники освободятся от немалого числа обязанностей и потому могут без дальнего затруднения исправлять служения в имеющихся при соборе кладбищенских церквях». При этом церковные власти ссылались на указ от 24 ноября 1771 года, которым было предписано, « чтобы к оным особого причта осуществлять не велено без необходимой надобности, каковой ныне не имеет быть».
Вновь этот вопрос рассматривался в 1826-1828 годах, когда городскому обществу для его решения было предложено выстроить для предполагаемого причта двухэтажный дом или «положить в сохранную казну 6000 рублей на содержание процентами нового причта». Летом 1828 года городское общество приняло постановление о выделении 4000 рублей из городских доходов на постройку при Георгиевском кладбище двухэтажного каменного дома на церковной земле. По замыслу здесь на втором этаже должны были проживать священник с причтом, а на первом - «помещать сирых и самых бедных престарелых нищих, не имеющих пристанища обоего пола людей, которым будет от усердствующих подаяние, каковое помещение имеет называться богадельнею, в которую могут быть приносимы принимаемые для призрения и воспитания из ближних селений и деревень незаконнорожденные младенцы». Но исполнению этого решения помешал спор городской думы и причта Спасо-Преображенского собора о дополнительном выделении церковной земли для расширения городского кладбища. Суть его заключалась в следующем. Пока городское кладбище, располагавшееся на соборной земле, числилось при соборе, причт имел возможность исполнять там требы, получая от этого немалые доходы, имея при этом больше свободы «распоряжаться землёю в удовольствие общества». Но «как стало известно, что вскоре решено отделить церкви от собора и завести при них отдельный причт, то причт собора теряет значительную выгоду от трёх десятин земли занятых под кладбище». Этим причт высказал городу и своё несогласие на выделение дополнительной земли. Не согласился он произвести обмен своей земли на «пожню Лесунью», предложенную городом, из-за её отдалённости и неудобства. Соборный причт, поддержанный духовным начальством, предложил городу внести определённую сумму, с которой бы ежегодные проценты составляли 300 рублей, как компенсация за занятые земли. Это предложение город не принял, а вот двухэтажное каменное здание для богадельни было выстроено в 1833 году на средства купца Фёдора Иьлича Тюменева, где с 1838 года стала действовать богадельня.
В 1914 году был составлен проект парового отопления и вентиляции Георгиевской церкви, но в силу разных причин он не был осуществлён. Этот храм, изначально предназначенный для богослужений в зимнее время, отапливался устроенными в нём изразцовыми печами: одной в алтаре, двумя в средней части храма, двумя в трапезной и одной в притворе.
События советского периода изменили историю Георгиевской церкви в 1929 году, когда новое законодательство запретило любой церковной общине иметь в своём пользовании более одного храма. В это время в городе Рыбинске была закрыта Спасская церковь, и обновленческая община, которой принадлежал этот храм, подала прошение о передаче им в пользование Георгиевской церкви. Инициативу обновленцев поддержал административный отдел уездного исполкома. Он усмотрел невыполнение религиозной общиной, в ведении которой были церкви Георгиевского кладбища, исполнение договора содержания зданий и предложил с ней расторгнуть соглашение. В марте 1929 года это решение было утверждено президиумом Ярославского губернского исполнительного комитета. Отстаивая свои права, община Георгиевского кладбища подавала заявления об обжаловании решения о расторжении договора, но власти удачно спровоцировали конфликт с общиной обновленческого течения, в результате чего обновленцам «достался» Вознесенский храм, а Георгиевская церковь подлежала закрытию. Это решение было утверждено ВЦИКом 4 октября 1929 года, а 29 ноября этого же года представителями общины был подписан акт передачи культового имущества административным органам с зачислением его в госфонд республиканского значения. В январе 1930 года был подписан акт передачи каменного здания бывшей Георгиевской церкви представителям рыбинского горкомхоза для дальнейшего его использования.
С этого времени здание бывшей церкви передавалось для использования под общежитие учащихся и под склад продуктов для обслуживания рабочих железнодорожников. В 1949 году помещения бывшего храма были отданы под размещение дел филиала Государственного архива Ярославской области, который и занимал его до 1983 года, когда под архивохранилище было приспособлено здание бывшего городского собора.
Пустующее здание 16 мая 1991 года было передано в пользование церковной общине Вознесенско-Георгиевского прихода, силами которого здесь начались ремонтно-восстановительные работы. В последующие годы был выполнен большой объём строительно-реставрационных работ по замене окон, кровле, капитальному ремонту и окраске стен здания, восстановлению интерьеров. Реставраторами была вскрыта и восстановлена масляная роспись храма с живописными клеймами и оригинальной декоративной отделкой 19 века, установлен новый четырёхъярусный иконостас, выполненный в традициях древнерусского тяблового иконостаса. Возрождённый Георгиевский храм был освящён полным архиерейским чином 8 июня 2002 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. С этого времени в храме совершаются ежедневные богослужения, и он открыт для молящихся
А. В. Михайлов: Храмы и культовые сооружения Рыбинска. Рыбинск, 2014. Стр. 84-90