У деревни Заполье. Здесь на высоком холме, в развилке дорог местное кладбище и церковь. Вернее, ее остатки. Этот храм был воздвигнут в 1827 году, во имя Климента Римского (бывшего четвертым по счету Папой Римским). Строение представляет собой редкий образчик полубарокко – без колокольни, с ротондовидным куполом, с крошечными главками вокруг главной луковки. Любопытна эта церковь внутри – она не содержит никаких намеков на вертикальное членение пространства, то есть на головой вошедшего образуется громадный воздушный купол до самого верха. Вероятно, это должно было впечатлять. Вообще это сооружение мало похоже на традиционные утилитарные церкви сельского Северо-Запада, которые ставилась не для красоты, а для службы; это же декоративное сооружение больше подошло бы столице. Церковь, к сожалению не действующая и довольно сильно разрушенная. Попыток восстановительных работ не видно. Полы разобраны, видны полуобвалившиеся своды подвалов. Даже странно, что на окнах еще сохранились старинные кованные решетки. Погост же явно используется для захоронений и поныне, видны довольно-таки свежие могилы.
Это православная церковь св. Климента, Папы Римского, построеная в 1827 году на месте сгоревшей в 1810г. деревянной. Имела три престола: в честь св. Климента, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь св. вм. Параскевы. Каждый называет церковь на свой лад:кто Климентьевской, кто Климентской или Климентовской. О Климентовском погосте в документах упоминается довольно таки рано. В работе А.А. Селина "Тесово: некоторые итоги исследования микрорегиона" написано:
"Первое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв. Храм этот располагался близ городка Тесова XIII в. Можно предположить, что задолго до составления писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в годы существования городка, возникла и первая церковь на этом месте. Этому есть и дополнительные подтверждения.
А.Медынцева заметила, что распространение культа св. Климента-папы римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью новгородского владыки Нифонта (1130-1156 гг.). Вряд ли будет основательным утверждать, что первый Климентовский храм в Тесове появился, как и в Ладоге, в годы святительства Нифонта, но рассматривать его появление следует в связи с распространением на Руси культа этого святого. Курганный могильник, расположенный у развалин последней Климентовской церкви можно, предположительно, считать кладбищем, современным городку XIII в. и, возможно, более ранним (материалы селища близ Климентовской церкви относятся к XII в.). Каменный крест на этом кладбище и "курганы" (исследованные в 1928 г. С.А.Теплоуховым) впервые упомянуты в документе 1629 г." Если столь редкое для православного храма название объяснимо, то гораздо сложнее понять, зачем в церкви подземный ход, выходящий к реке! Сейчас ход завален (предположительно после революции), но кирпичи входной арки хорошо сохранились и поскольку деревянный настил пола отсутствует напрочь (остались только пара бревен), то заваленный вход отчетливо виден.
Сложно также точно определить стиль архитектуры. Раньше была колокольня - ее вместе с трапезной частью храма разрушили. На внешней стороне западной стены отчетливо видна кирпичная кладка, бывшей когда-то внутренней стеной. Целенаправленно разрушенный храм продолжает разрушаться: так зимой 2009 года обвалилась маковка большого купола, продолжает осыпаться кровля в алтарной части-все это делает небезопасным нахождение внутри помещения, к тому же угрожающе болтается железная арматура купола, которую не сразу замечаешь. Поражает, что главная дверь с западной стороны наглухо заколочена, а на окнах сохранились решетки 19 века (правда, одна из них уже проросшая кустарником, валяется возле храма) и попадаешь в храм через боковые проемы, на которых сохранились петли от сорванных дверей...
Попадая внутрь церкви,еще сильнее, чем на улице бьет в нос очень едкий запах, особенно в алтарной части, напоминающий запах медикаментов или аммиак. Несмотря на то, что внутри постоянно гуляет сквозняк, запах не выветривается и стоит в любое время года, вызывая у некоторых посетителей недомогание. Дело в том, что в советские времена после Великой Отечественной войны в помещении церкви хранили сельхозудобрения. Многие о них еще помнят, но никто не может утверждать какие именно это были ядохимикаты.
Находясь внутри, пытаешься представить былое великолепие, но это практически невозможно. Только замечаешь, как при каждом посещении взору открываются все новые намеки на уничтоженные лики и фигуры росписей на стенах. Даже когда смотришь фотографии, каждый раз видишь что-то новое.
И вот, среди обвалившихся кусков здания храма,балок для напольного настила и мусора после пребывания алкоголиков и наркоманов взгляд падает на то, что радует, не знаю, кого за то благодарить: на кирпичной стене, скорее всего, служившей для иконостаса, по бокам от предполагаемых Царских врат слева висит изображение храма на 1827г., а справа-икона Вседержителя с положенными веточками вербы. Поскольку эти два изображения хорошо привинчины к стене, то они продолжают там пребывать до сих пор, а вот повешенная летом 2008г. на шпагат чеканная икона Казанской Божией Матери провисела только год и была украдена в 2009г. Остался только висящий до сих пор шпагат на стене, с которого икону срезали. Продолжают стоять жестяные банки с песком для свечек, да керамическое распятие с иконой в алтаре.
Было бы радостно, если бы в храме появились новые иконки, а о восстановлении здания остается только мечтать.
После революции храм был закрыт.Колокольня разобрана. В 1942г. фашисты разрешили проводить богослужения в храме. Но после В.О.в. храм был закрыт советской властью и в нем стали хранить сельхоз удобрения. Возможно, в результате последнего, в церкви до сих пор стоит сильный едкий запах. Подземный ход, выводивший к реке осыпался. Сейчас в храме размещены икона Спасителя и Казанской Божией Матери. Вы тоже можете оставить иконку в храме и зажечь свечи.
Храм был католический,
или тогда не было больших противоречий.
"Первое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв. Храм этот располагался близ городка Тесова XIII в. Можно предположить, что задолго до составления писцовых книг конца XV - начала XVI вв., в годы существования городка, возникла и первая церковь на этом месте. Этому есть и дополнительные подтверждения.
А.Медынцева заметила, что распространение культа св. Климента-папы римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью новгородского владыки Нифонта (1130-1156 гг.). Вряд ли будет основательным утверждать, что первый Климентовский храм в Тесове появился, как и в Ладоге, в годы святительства Нифонта, но рассматривать его появление следует в связи с распространением на Руси культа этого святого. Курганный могильник, расположенный у развалин последней Климентовской церкви можно, предположительно, считать кладбищем, современным городку XIII в. и, возможно, более ранним (материалы селища близ Климентовской церкви относятся к XII в.). Каменный крест на этом кладбище и "курганы" (исследованные в 1928 г. С.А.Теплоуховым) впервые упомянуты в документе 1629 г." Если столь редкое для православного храма название объяснимо, то гораздо сложнее понять, зачем в церкви подземный ход, выходящий к реке! Сейчас ход завален (предположительно после революции), но кирпичи входной арки хорошо сохранились и поскольку деревянный настил пола отсутствует напрочь (остались только пара бревен), то заваленный вход отчетливо виден.
Сложно также точно определить стиль архитектуры. Раньше была колокольня - ее вместе с трапезной частью храма разрушили. На внешней стороне западной стены отчетливо видна кирпичная кладка, бывшей когда-то внутренней стеной. Целенаправленно разрушенный храм продолжает разрушаться: так зимой 2009 года обвалилась маковка большого купола, продолжает осыпаться кровля в алтарной части-все это делает небезопасным нахождение внутри помещения, к тому же угрожающе болтается железная арматура купола, которую не сразу замечаешь. Поражает, что главная дверь с западной стороны наглухо заколочена, а на окнах сохранились решетки 19 века (правда, одна из них уже проросшая кустарником, валяется возле храма) и попадаешь в храм через боковые проемы, на которых сохранились петли от сорванных дверей...
Попадая внутрь церкви,еще сильнее, чем на улице бьет в нос очень едкий запах, особенно в алтарной части, напоминающий запах медикаментов или аммиак. Несмотря на то, что внутри постоянно гуляет сквозняк, запах не выветривается и стоит в любое время года, вызывая у некоторых посетителей недомогание. Дело в том, что в советские времена после Великой Отечественной войны в помещении церкви хранили сельхозудобрения. Многие о них еще помнят, но никто не может утверждать какие именно это были ядохимикаты.
Находясь внутри, пытаешься представить былое великолепие, но это практически невозможно. Только замечаешь, как при каждом посещении взору открываются все новые намеки на уничтоженные лики и фигуры росписей на стенах. Даже когда смотришь фотографии, каждый раз видишь что-то новое.
И вот, среди обвалившихся кусков здания храма,балок для напольного настила и мусора после пребывания алкоголиков и наркоманов взгляд падает на то, что радует, не знаю, кого за то благодарить: на кирпичной стене, скорее всего, служившей для иконостаса, по бокам от предполагаемых Царских врат слева висит изображение храма на 1827г., а справа-икона Вседержителя с положенными веточками вербы. Поскольку эти два изображения хорошо привинчины к стене, то они продолжают там пребывать до сих пор, а вот повешенная летом 2008г. на шпагат чеканная икона Казанской Божией Матери провисела только год и была украдена в 2009г. Остался только висящий до сих пор шпагат на стене, с которого икону срезали. Продолжают стоять жестяные банки с песком для свечек, да керамическое распятие с иконой в алтаре.
Было бы радостно, если бы в храме появились новые иконки, а о восстановлении здания остается только мечтать.
После революции храм был закрыт.Колокольня разобрана. В 1942г. фашисты разрешили проводить богослужения в храме. Но после В.О.в. храм был закрыт советской властью и в нем стали хранить сельхоз удобрения. Возможно, в результате последнего, в церкви до сих пор стоит сильный едкий запах. Подземный ход, выводивший к реке осыпался. Сейчас в храме размещены икона Спасителя и Казанской Божией Матери. Вы тоже можете оставить иконку в храме и зажечь свечи.
Текст Елены Бойковой