Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.
Другие фотографии на ФотоКто: ← На Выставке прикладного творчества. | Букет →
Просмотры: 1558
EXIF:
Изготовитель:
Panasonic
Камера:
DMC-LX100
Диафрагма:
f/5,6
Выдержка:
1/250s
ISO:
200
Ф.расстояние:
19,3mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
Дата съёмки:
02.10.2016 - 13:29:08
В 1422 году на земле Московской "был глад и зима студеная", оскудела и Покровская обитель. Но в том году были обретены нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, что послужило прославлению великого святого и оживлению Хотькова монастыря.
Женская обитель
После 1504 года, когда вышел указ о запрещении смешанных монастырей, обитель становится женской. В 1506 году великий князь Московский Василий Иоаннович назначил обители небольшую ругу - денежное и хлебное содержание. Вдобавок к этому основным занятием инокинь было огородничество, что и давало им пропитание.
В 1544 году Хотьковская обитель была приписана к Троицкому Сергиеву монастырю.
Долгое время все постройки монастыря были деревянными. В 1610 году, обитель была сожжена войсками Лжедмитрия II, 16 месяцев осаждавших Троице-Сергиев монастырь и разорявших окрестности. По окончании смуты опустошенный монастырь быстро восстановился. В 1648 году было воздвигнуто первое каменное строение обители - Покровский собор.
Синодальный период
В 1722 году монастырь посетил царь Петр I. После этого из Голландии были выписаны мастерицы, которые научили насельниц прясть тонкую нить и ткать из нее особо тонкое полотно. Монахини не только освоили ремесло, но стали украшать ткань кружевом, золотом и шелковым шитьём. Изготовляли они в основном храмовые украшения и богослужебные облачения. Свое мастерство они передавали воспитанницам из сирот, которых брали на воспитание в монастырь. Таким образом основным занятием монахинь перестало быть земледелие, вместо которого вошли золотное шитье и иконопись.
По проведении секуляризации в 1764 году обитель была определена самостоятельным третьеклассным женским монастырём. Разворачивается строительство - в 1768 году был возведен храм во имя святителя Николая Чудотворца, а в 1791 году северный надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В XIX веке монастырь стал особенно известным. Сюда стали приходить люди, идущие в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы поклониться мощам родителей преподобного Сергия. На протяжении века строились новые храмы и здания - в 1816 году был возведен новый более обширный Покровский собор; в 1833 году выстроен храм во имя святителя Митрофана Воронежского над южными вратами; в 1834 году появилась колокольня; в 1835 году сооружены два придела в Никольском храме. Также в камне были выстроены в 1826 году богадельня на 40 престарелых сестёр; в 1879 году гостиница для богомольцев; в 1884 году церковно-приходская школа на 60 детей; в 1890 году больница на 10 коек; мастерские. В 1904 году был возобновлен Никольский храм, около того же времени были отстроены дом настоятельницы и гостиница.
С начала XIX века монастырь также стал своего рода тюрьмой или исправительным заведением для провинившихся монахинь и осужденных на монашество мирянок. До 1840-х годов монастырь был особножительным. Затем было введено общежитие, что потребовало возвести новые корпуса - Трапезный, Рукодельный, Общежительный. К концу синодального периода обитель сделалась многолюдным монашеским центром, насчитывавшим около 400 насельниц.
Ежегодно в октябре под стенами монастыря проводилась многолюдная Покровская ярмарка, к концу синодального периода близ монастыря вырос посёлок.
Разорение
В 1918 году монастырь разграбили, в 1919 году часть зданий отдали детской колонии, а в 1921 году - официально закрыли. После этого монастырь некоторое время существовал под названием "трудовой артели кустарных изделий". В середине 1920-х годов монахини еще пытались сохранять прежний уклад, хотя большую часть зданий уже занимали службы детской колонии.
В 1928 году монашеская артель была закрыта, тружениц выселили из монастыря. В освободившихся монастырских зданиях разместили фабричные общежития. В начале 1930-х годов закрыли продолжавшие работать монастырские храмы. В 1931 году последнюю игуменью монастыря Варсонофию арестовали и сослали. В монастыре открылся агрономический факультет Института красной профессуры и строительное училище.
После Великой Отечественной войны в Покровском соборе разместили маленький завод "Химбыт". Также в бывшем монастыре открыли школу механизаторов, позже преобразованную в сельскохозяйственный техникум. Бывший поселок при монастыре вырос в город Хотьково.
Архитектурный комплекс монастыря был приведен в упадок. Многие художественные ценности, украшения икон и утварь из серебра и золота, иные ценности были конфискованы, и судьба их остаётся неизвестной. Менее ценную утварь сбросили в находившиеся на территории монастыря глубокие колодцы, которые затем засыпали и закрыли бетонными плитами. Здания были перестроены или разрушены. В 1930-е годы мрамор от соборов монастыря использовали при отделке станции Московского метрополитена "Комсомольская." Разрушение и разграбление монастыря продолжалось до конца 1980-х годов.
Возрождение
В 1987 году местная молодежь начала очищать закрытые монастырские соборы от хлама и гари. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен православной общине и возобновился как приходской храм. В 1990 году монастырские здания были возвращены Церкви.
10 июня 1992 года было принято синодальное решение восстановить монашескую жизнь в обители, определив её как ставропигиальный женский монастырь [1]. Монашеская жизнь вновь началась тут с 1 августа 1992 года, под началом игумении Олимпиады (Барановой). Новая монашеская община сложилась во многом из бывших медицинских работников.
В 1990-е годы рядом с Радонежем монастырю выделили 30 га лугов, где были условия для развития молочного хозяйства.
К 1998 году были открыты просфорня, пекарня, пошивочная и иконописные мастерские; имелось подсобное хозяйство. Для прихожан были открыты библиотека и воскресная школа. Монастырь принял попечение о доме престарелых и, по возможности, о детях психиатрической больницы в Абрамцеве. Оказывалась посильная помощь малоимущим, по праздникам - благотворительные обеды. Было возобновлено чтение неусыпаемой псалтири.
Впоследствии открылся детский приют для сирот до 8 лет. Заработала иконописная мастерская, был организован музей.