Фильм о подземном гидро-техническом сооружении "Балаклава 2007 г. Гриф секретности снят" здесь: https://www.youtube.com/watch?v=vFvLf7_Dh3M
Ко Дню ВМФ
Теги: Объект 825 ГТС, Балаклава, канал, под землёй, отражение, вода, пл, ДПЛ, подводная лодка, Севастополь,
В военное время предполагалось использовать часть подземного сооружения, а именно площади спеццеха судоремонтного завода, как убежище для нескольких тысяч человек: командования и личного состава воинских частей, работников государственных учреждений и предприятий, жителей города. Автономность об*екта составляла 30 суток.
Подземное сооружение состояло из следующих автономных объектов:
- Об*ект 825 ГТС ("гидротехническое сооружение" – спеццех судоремонтного завода с сухим доком) – укрытие для подводных лодок, личного состава и населения;
- Минно-торпедная часть – предназначена для подготовки и проверки торпед;
- Об*ект 820 "Арсенал" – ремонтно-техническая база для хранения, сборки и выдачи силам Черноморского флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами;
- Топливное хранилище – рассчитано на хранение 9,5 тыс. т горюче-смазочных материалов.
Согласно директиве Морского Генерального штаба № 1/13029сс от 3 января 1953 года строительство об*екта 825 ГТС началось в 1953 году и было завершено в 1961-м. На базе об*екта была сформирована воинская часть 15059 (командир – капитан 2-го ранга М. Думчев). С 1969 г. об*ект стал именоваться спеццехом воинской части 72044 (или судоремонтного завода "Металлист"). В 1962 году в эксплуатацию флотским специалистам была передана минно-торпедная часть. Позднее, а именно в 1963 году было завершено и строительство совершенно секретного об*екта 820 – "Арсенал".
В начале строительства подземного укрытия работы по его сооружению вел специально созданный военный горно-строительный отряд Черноморского флота, а с февраля 1956 года по личному распоряжению Никиты Хрущева к строительству завода были подключены московские, харьковские и абаканские метростроевцы, которые работали на строительстве подземных об*ектов на Кавказе. На основе отряда метростроевцев в дальнейшем было создано специальное предприятие п/я А3861 – ныне ООО «Строительное управление № 528».
Строительство велось круглосуточно, пятью забоями. Выработка скальной породы только из штольни, в которой проходит канал, составила свыше 200 тыс. кубометров (приблизительно 40 тыс. большегрузных "Камазов"). Толщина отделки стен и сводов бетоном марки "М 400" составляет в среднем 1.5 метра. Толщина скальной породы над подземным сооружением достигает 126 м.
Спеццех судоремонтного завода, ремонтно-техническая база для хранения, сборки и выдачи боеприпасов и топливное хранилище представляют собой систему автономных, независимых друг от друга, подземных сооружений – совокупность специальных помещений и потерн, соединяющих их (транспортных коридоров). Большинство потерн имеют дуговую форму, с радиусом закругления около 30°, что способствует уменьшению силы ударной волны при ядерном взрыве.
Подробнее здесь:
http://www.bellabs.ru/Balaklava/index.html
Фильм о музее здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=S7YBDnWDNfQ
Фильм о подземном гидро-техническом сооружении "Балаклава 2007 г. Гриф секретности снят" здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=vFvLf7_Dh3M
На об*екте теперь музей (а вы пройдите по ссылкам! Интересно). На снимке модель лодки. Выглядит она так:
http://fotokto.ru/id124473/photo?album=38292#photo3799465