Белые ночи. 01-17.
Белые ночи. 01-17. - Санкт-Петербург. Канал Грибоедова.
Другие фотографии на ФотоКто: ← Река Клязьма | Позирование мима →
Просмотры: 616
EXIF:
Изготовитель:
SAMSUNG
Камера:
WB800F
Диафрагма:
f/2,8
Выдержка:
1/8s
ISO:
800
Ф.расстояние:
4,1mm
Программа:
FW Ver 1311062
Дата съёмки:
05.06.2016 - 01:17:06
Первая переправа через Кривушу появилась во второй половине 1710-х годов, когда в створе Большой першпективы (Невского проспекта) строили мосты через все пересекающие его водные артерии. Деревянный Вознесенский мост по оси Вознесенского проспекта был построен в 1735 году.
Территория вдоль Кривуши южнее Невского проспекта начала застраиваться в 1737 году, когда здесь начали выдавать участки служащим морского ведомства. Первоначально застраивался правый берег. В обязанности хозяев входило обустройство берега, отделывание его деревом. Для строительства домов вдоль русла реки вырубался лес, однако царским указом запрещалось рубить здесь дуб, клён и липу. Если эти деревья находились на месте застройки, то их полагалось пересаживать в сады и огороды.
В 1737 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении приняла решение соединить Кривушу и Мойку. Это было реализовано спустя два года, тогда же русло Глухого протока засыпали. Новый канал назвали Конюшенным, в результате его появления удалось осушить близлежащую территорию.
На правом берегу этого канала были построены дома №3, 5, 7 и 9. Первоначально все они имели три этажа и треугольный фронтон по центру главного фасада. Принадлежали эти дома Конюшенному ведомству. В первых этажах здесь размещались каретные сараи, во вторых и третьих - жилые квартиры служащих. Существовавшие изначально арки первого этажа позже были заложены, превращены в жилые и хозяйственные помещения.
Тогда же напротив участка купцов Демидовых в створе современного переулка Гривцова был построен деревянный Малый Саарский мост (ныне Демидов мост), а за участком дома №36 были построены деревянные мучные торговые ряды и склады. В 1750-х годах они были заменены каменными строениями.
В 1753 году в створе Екатерингофского (ныне Римского-Корсакова) проспекта был построен Харламов мост. В 1759-1761 годах по проекту Ф. Б. Растрелли был построен особняк для А. Н. Вильбоа (дом №16.
При правлении Екатерины II генералом-фельдцейхмейстером А. Н. Вильбоа был составлен доклад "Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы". 7 мая 1764 года императрица подписала документы, отвергнув предложение о спрямлении русла: "Речку, названную Глухою, чистить по натуральному её течению". Указом от 24 марта 1765 года были утверждены руководители строительства: генерал-фельдцейхмейстер А. Н. Вильбоа и князь Г. Г. Орлов. Надзор за проведением работ был возложен на инженера-полковника В. И. Назимова. Князь Орлов, несмотря на императорский указ, подолгу отсутствовал в Санкт-Петербурге. За него работами на канале фактически руководил граф Захар Григорьевич Чернышёв. 18 июня 1765 года по желанию Орлова В. И. Назимов был заменён на генерала-майора И. М. Голенищева-Кутузова.
При облицовке берегов канала камнем на длительное время был перекрыт Невский проспект. Горожанам приходилось переправляться через водную преграду под временной переправе, сооружённой за Казанским собором, то есть делался изрядный крюк. "Благодаря" такому решению некоторые петербуржцы делали соответствующие выводы и относительно качества остальных проводимых работ. Мол, и каменные берега Екатерининского канала также будут сделаны "не по уму".
3 июня 1766 года река Кривуша была официально переименована в Екатерининский канал. Его русло поделили на пять рабочих участков, освоение которых проходило в течение 25 лет. Деньги на строительство частично поступали из казны, частично из налогов от населения. Деревянный мост через канал по Невскому проспекту был заменён на новый каменный, названный Казанским.
В 1778 году в створе Гороховой улицы был построен Каменный мост. В 1783-1785 годах построены Мало-Калинкин, Пикалов и Аларчин мосты.
К 1790 году берега канала были облицованы тёсаным камнем, установлены чугунные ограждения. Для некоторых заградительных секций были предусмотрены створки для удобства разгрузки и погрузки грузов с барж, а также для удобства сброса снега в канал зимой. К этому же времени напротив Кокушкина переулка был построен Кокушкин мост. В 1790 годах был построен дом №26 - Малый Гостиный Двор.
С постройкой новой широкой водной магистрали многие ранее заболоченные земли были осушены и заселены. Район стал меньше страдать от наводнений. Первоначально канал был источником чистой воды, основным пожарным водоёмом.
Позже, против ворот домовых участков, на среднем уровне воды были проделаны квадратные отверстия для стока канализационных вод в канал. Это стало причиной последующего его загрязнения.
В 1800-х годах построены дом №8 и построен новый Казанский собор. В 1810-х годах - дом №97. В 1820 году по проекту А. Мельникова у Сенной площади построен дом для купца Терешина (№56), разместившего здесь свой мясной магазин. В советское время здесь долгое время работал рыбный магазин "Океан".
Екатерининский канал не стал популярной транспортной магистралью и всё-таки не спасал город от наводнений. Его вода загрязнялась нечистотами, из-за чего некоторые горожане ратовали за его засыпку. Этим пытались воспользоваться предприимчивые петербуржцы. В 1869 году группой акционеров строительной компании во главе с инженером-полковником Н. И. Мюсмардом, архитектором Н. Л. Бенуа и инженером-технологом А. Ф. Буровым был составлен проект засыпки Екатерининского канала. На его месте предлагалось обустроить проспект с двумя железно-конными путями, бульвары для прогулок горожан. Бульвар в своей начальной части должен был быть украшен бюстами всех великих князей, царей и императоров, фонтанами и скамейками. Этому участку нового проспекта предполагали дать имя императора Александра II.
Предложенный проект в мае 1869 года императором Александром II в целом был одобрен, но отправлен на рассмотрение компетентной комиссией. Не получив реального разрешения на начало засыпки канала, авторы проекта сразу выдвинули несколько условий: 1) уступить безвозмездно им все материалы, полученные при разборке набережных и мостов; 2) разрешить перенос Банковского моста к Царицыну Лугу и Никольского моста на Крюков канал; 3) разрешить в течение 50 лет эксплуатировать конно-железную дорогу вдоль проспекта Александра II.
В 1875 году для Гвардейского Экипажа был построен дом №133. В 1879 году по проекту А. К. Крейзера был построен дом №35. Здесь расположились офисы и служебные помещения дома "Русского общества торговли аптекарским товаром".
1 марта 1881 года по набережной Екатерининского канала пролегал путь императора Александра II. Когда его карета выехала на набережную, женщина (Софья Перовская), стоявшая у ограды Михайловского сада, замахала белым платком. К карете подбежал юноша (Николай Рысаков) и бросил под колёса кареты бомбу. Взрывом убило двух казаков и оказавшегося случайно радом подростка, но Александр II оказался цел. Выйдя из искарёженой кареты, он направился к схваченному террористу. В это время к нему подошёл другой юноша (Игнатий Гриневицкий) и бросил между собой и императором ещё одну бомбу. Этот взрыв стал для них смертельным.
В 1883-1907 годах на месте покушения на императора Александра II был построен собор Воскресения Христова (Спас-на-крови.
В конце XIX века участок левого берега набережной от собора Воскресения Христова (Спаса-на-крови) до Невского проспекта был вымощен просмоленными шестигранными шашками ("торцами"), правый берег - булыжником. Зимой вдоль набережной устанавливали высокие металлические воронки для сброса в них снега. В них он нагревался и стекал в канал.
В сентябре 1882 года в доме №135 поселился со своей семьёй художник Илья Ефимович Репин. За годы жизни здесь Репиным были написаны: "Крёстный ход в Курской губернии", "Не ждали", "Иван Грозный и сын его Иван", "Арест пропагандиста", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Отказ от исповеди" и многие другие полотна. В гостях у художника не раз бывали И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, В. М. Васнецов, Н. Н. Дубовский, В. А. Серов. Семья Репина прожила здесь до июня 1895 года, до момента переезда в казённую квартиру при Петербургской Академии художеств.
В 1896 году на месте лодочного перевоза в створе Итальянской улицы был построен деревянный пешеходный Итальянский мост.
Очередное предложение о ликвидации Екатерининского канала и устройстве на всём его протяжении нового проспекта появилось в 1904 году. На этот раз эту идею продвигал архитектор Н. А. Житкевич, активным сторонником которого был П. Ю. Сюзор. Снова на месте проектируемого проспекта планировалось пустить рельсовый транспорт - трамвай. Однако и в этот раз Городская Дума сохранила Екатерининскому каналу право на существование.
В 1905 году построено здание Эстонской церкви. В 1906 году был построен Коломенский мост, в 1907 году в створе Конюшенной площади - Ново-Конюшенный мост. В 1906-1916 годах для Товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры фирмы "Треугольник" по проекту В. Ю. Иогансона был построен дом №34. В 1909 году на углу набережной и Итальянской улицы по проекту Ф. И. Лидваля для Товарищества "Братья Нобель" был построен дом №6. Здесь находились конторы и служебные помещения Товарищества нефтяного производства. В 1911 годах в створе Лермонтовского проспекта был сооружён Могилевский мост. В 1913-1914 годах для Школы народного искусства был построен дом №2. В 1913-1917 годах в доме №25 жил будущий народный комиссар Леонид Борисович Красин, в то время возглавлявший всероссийский филиал концерна "Сименс и Шуккерт". Здесь же с 1912 года располагался петербургский офис этого концерна. В 1910-х годах между Большой Подъяческой улицей и Фонарным переулком был построен Подъяческий мост. Мост и одноимённая улица получили своё название от подъячих, чиновников-делопроизводителей, проживающих в близлежащем районе в конце XVIII века.
В октябре 1923 года канал был переименован, стал называться каналом Грибоедова.
При прокладке по территории города тепловых магистралей их каким-то образом нужно было перебрасывать через водные преграды. Для провода труб через малые реки и каналы было найдено удобное решение - строить через каналы пешеходные мосты, в конструкцию которых включать теплопровод. В эти целях в 1931 году напротив Мучного переулка был построен трёхпролётный деревянный пешеходный Мучной мост, перестроенный в 1950-х годах. Точно по такой же причине близ Сенной площади возник деревянный пешеходный Сенной мост.
Реконструкция обветшавших переправ через канал Грибоедова и возведение новых активно проводились в 1950-х годах. Тогда был возведён Красногвардейский мост. Большая часть канализационных стоков перестала сливаться напрямую в воды канала, когда на протяжении всего русла был сооружён изолированный коллектор. Реконструировались и некоторые жилых здания. В 1960 году дом №73/13 был снесён, на его месте было посторено новое современное жилое здание.
В 1975 году напротив Спас-на-крови был построен новый мост Гриневицкого (в память об убийце Александра II. Через этот мост прошла вновь проложенная трамвайная ветка. При её прокладке пришлось отодвинуть ограду Михайловского сада от здания Школы народного искусства, после чего эта ограда перестала быть симметричной относительно собора. В 1998 году мост Гриневицкого был переименован в Ново-Конюшенный.
по материалам с сайта: http://walkspb.ru/ulpl/griboedova_kan.html