г.Санкт-Петербург.
Памятник Петру I — бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. В литературе история создания этого памятника далеко не всегда получает верное освещение. Так, Казимир Валишевский («Вокруг трона», ч. 2, гл. 2) утверждает, что скульптура Растрелли так и осталась незавершенной, а Мартелли представил свой собственный проект («героя, костюмированного в греческую тогу»), который Екатерине II пришелся не по вкусу. Однако Валишевский не подкрепил своё утверждение никакими авторитетными источниками, а в работах отечественных специалистов сведения о проекте Мартелли отсутствуют. Кроме того, этому описанию вполне соответствует памятник Петру Великому работы Фальконе, в обсуждении концепции которого принимала участие сама императрица (следовательно, если бы замысел Мартелли существовал, то вполне мог встретить ее одобрение).
В течение второй половины XVIII века рассматривались разные места для установки памятника — в Полтаве, в Кронштадте. До конца столетия он оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.
Памятник Петру I — бронзовый конный памятник Петра I перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге.
Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли изготовил модель памятника ещё при жизни Петра I, однако скульптура была завершена только к 1747 году, когда Алессандро Мартелли отлил ее в бронзе. В литературе история создания этого памятника далеко не всегда получает верное освещение. Так, Казимир Валишевский («Вокруг трона», ч. 2, гл. 2) утверждает, что скульптура Растрелли так и осталась незавершенной, а Мартелли представил свой собственный проект («героя, костюмированного в греческую тогу»), который Екатерине II пришелся не по вкусу. Однако Валишевский не подкрепил своё утверждение никакими авторитетными источниками, а в работах отечественных специалистов сведения о проекте Мартелли отсутствуют. Кроме того, этому описанию вполне соответствует памятник Петру Великому работы Фальконе, в обсуждении концепции которого принимала участие сама императрица (следовательно, если бы замысел Мартелли существовал, то вполне мог встретить ее одобрение).
В течение второй половины XVIII века рассматривались разные места для установки памятника — в Полтаве, в Кронштадте. До конца столетия он оставался под деревянным навесом у Троицкого моста.
В 1800 году памятник был окончательно возведён на пьедестал, изготовленный по рисунку Федора Волкова. Гранитный пьедестал облицован олонецким мрамором белого, розового и зеленоватого оттенков и украшен двумя бронзовыми барельефами — «Полтавская баталия» и «Битва при Гангуте», а также аллегорической композицией с трофеями. Барельефы исполнены скульпторами И. И. Теребенёвым, В. И. Демут-Малиновским, И. Е. Моисеевым под руководством М. И. Козловского. Работу по изготовлению барельефов осуществлял мастер В. П. Екимов, который также отреставрировал и сам монумент, заделав образовавшиеся за полвека дыры, в частности, в брюхе коня и заново изготовил две кисти.
По приказу императора Павла I, на пьедестале была сделана надпись «Прадеду — правнук», очевидно, в противовес посвящению на «Медном всаднике»: «Петру Первому Екатерина Вторая».
Во время блокады Ленинграда статуя Петра была снята с пьедестала и спрятана. В 1945 году статуя была возвращена на место.