Определение «жанровый портрет» сегодня толкуют по-разному, так и не придя к единому мнению по поводу всех его признаков.
Путаница возникает в книгах по фотоискусству, и в массах интернет-публикаций, заметок и размышлений «на тему» от различных фотографов.
Где-то пишут, что это изображение человека в естественных ему условиях жизни, другие считают, что портрет должен отражать харАктерные особенности человека, его увлечения, бытовую сторону его жизни, третьи абсолютно уверены что жанровый портрет должен показывать прежде всего эмоции человека. Четвертые утверждают, что жанровый портрет – это постановочный портрет, отражающий идею фотографа. Создание жанрового портрета, по их мнению, требует режиссерского руководства, игры актеров, создания специального антуража. Готовая фотография в результате уже выступает как бы кадром из фильма, с собственной историей, сюжетом и предполагаемым продолжением. Глядя на такую фотографию, зритель самостоятельно может придумать историю о герое, его жизни, характере, увлечениях и даже мечтах. Некоторые специалисты вообще отвергают существование данного жанра, утверждая, что портрет он и есть портрет, без всяких делений на виды, кроме разве что женского, мужского и детского.
Давайте разбираться.
Как и многие другие, понятие «жанровый портрет» пришло в фотографию из живописи. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века нашли отражение многолюдные сцены жизни той эпохи – шумные праздники, танцы, ярмарки и т.д. Яркие или повседневные сюжеты из жизни. Таким образом, жанровая фотография – это так же отображение жизни, а жанровый портрет – это изображение человека в естественных ему условиях. Дома, на работе, на отдыхе и т.д.
Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.
Одинаково верно что «жанровая фотография» может быть как постановочной, так и репортажной. И здесь возникает еще одна путаница. В постановочном портрете под «режиссурой» подразумевают просто одевание героев в какие-то определенные костюмы и запихивание их в не менее определенные говорящие декорации. При этом забывается самое главное — эмоциональная составляющая. Любая постановка может быть оправдана, пока она не выглядит как постановка.
Вернемся к жанровому портрету. Здесь надо понимать, что он не является прямым продолжением от «жанра». В первую очередь он относится именно к подвиду «портрета», т.е. тому изобразительному жанру, который делает основной упор на конкретного человека, т.е. портретируемого, отодвигая все остальное на второй план.
Репортажный жанровый портрет
Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными сценами, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на фото.
Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.
Постановочный жанровый портрет
Если в случае с репортажным жанровым портретом, фотограф может рассчитывать только на свою реакцию, удачу и знание жизни, то в постановочном жанровом портрете от него зависит гораздо больше. Здесь фотограф сам создает ситуацию, обычно типичную, и создает кадр, максимально передающий его мысль и эмоции.
Давайте рассмотрим составляющие части постановочного жанрового портрета.
1. Персонаж. Именно он и является главным объектом вашей фотографии. Необходимо выявить его главные черты, показать характер, настроение. Будет он индивидуальным или типичным представителем социума? Он (она) будут в рабочей одежде или повседневной? А может, в парадной?
2. Атрибуты. Они, несомненно, украсят фотографию. Атрибуты можно использовать разные - от самых простых, обиходных, до экзотических и невероятных. При этом проверьте все до мелочей. Каждая деталь вашего снимка должна работать на созданный образ. Нужно ли модели это колечко? А эти сережки подойдут под её образ? Оставить мужчину в кроссовках или переобуть в классические туфли? Следите за деталями.
3. Место съемки. Именно та окружающая среда, которая должна рассказать о вашем герое. Так же проверьте все детали окружения. По возможности уберите лишнее. Помните, что локация съемки не должна перетягивать внимание на себя.
4. Композиция кадра. Классическое правило третей, золотое сечение, нисходящая или восходящая композиция – что поможет вам лучше выразить свою мысль?
5. Кадрирование. Вы хотите показать только лицо персонажа, чтобы локация и антураж только угадывались, или снять его в полный рост, чтобы было четко видно окружение?
Если у вас есть возможность, сделайте скетч будущего кадра. Навыки рисования здесь не являются необходимостью. Вы можете схематично («кубиками и кружочками») отметить положение основных сюжетно образующих вещей. Далее отметьте на эскизе необходимые детали. Так же проработайте композицию кадра. Наметьте основные цвета.
Имея такую схему будущего кадра, вам будет гораздо легче обговаривать идею с моделью (моделями), подбирать гардероб и т.д.
Творите! Наслаждайтесь процессом и результатом, и зрители это оценят.
Определение «жанровый портрет» сегодня толкуют по-разному, так и не придя к единому мнению по поводу всех его признаков.
Путаница возникает в книгах по фотоискусству, и в массах интернет-публикаций, заметок и размышлений «на тему» от различных фотографов.
Где-то пишут, что это изображение человека в естественных ему условиях жизни, другие считают, что портрет должен отражать харАктерные особенности человека, его увлечения, бытовую сторону его жизни, третьи абсолютно уверены что жанровый портрет должен показывать прежде всего эмоции человека. Четвертые утверждают, что жанровый портрет – это постановочный портрет, отражающий идею фотографа. Создание жанрового портрета, по их мнению, требует режиссерского руководства, игры актеров, создания специального антуража. Готовая фотография в результате уже выступает как бы кадром из фильма, с собственной историей, сюжетом и предполагаемым продолжением. Глядя на такую фотографию, зритель самостоятельно может придумать историю о герое, его жизни, характере, увлечениях и даже мечтах. Некоторые специалисты вообще отвергают существование данного жанра, утверждая, что портрет он и есть портрет, без всяких делений на виды, кроме разве что женского, мужского и детского.
Давайте разбираться.
Как и многие другие, понятие «жанровый портрет» пришло в фотографию из живописи. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. К примеру, на полотнах фламандских живописцев ХVII века нашли отражение многолюдные сцены жизни той эпохи – шумные праздники, танцы, ярмарки и т.д. Яркие или повседневные сюжеты из жизни. Таким образом, жанровая фотография – это так же отображение жизни, а жанровый портрет – это изображение человека в естественных ему условиях. Дома, на работе, на отдыхе и т.д.
Наличие сюжета, то есть фиксация фотографом некого процесса или свершающегося действия, — это необходимое условие «жанрового» снимка.
Одинаково верно что «жанровая фотография» может быть как постановочной, так и репортажной. И здесь возникает еще одна путаница. В постановочном портрете под «режиссурой» подразумевают просто одевание героев в какие-то определенные костюмы и запихивание их в не менее определенные говорящие декорации. При этом забывается самое главное — эмоциональная составляющая. Любая постановка может быть оправдана, пока она не выглядит как постановка.
Вернемся к жанровому портрету. Здесь надо понимать, что он не является прямым продолжением от «жанра». В первую очередь он относится именно к подвиду «портрета», т.е. тому изобразительному жанру, который делает основной упор на конкретного человека, т.е. портретируемого, отодвигая все остальное на второй план.
Репортажный жанровый портрет
Фоторепортаж может создавать и создает отличные жанровые снимки. Здесь фотограф должен найти сюжет в самой действительности. Сторонники репортажного метода исходят из убеждения, что внешний мир наполнен выразительными сценами, а цель фотографа — обнаружить их и вовремя запечатлеть. «Repoter» — с французского означает переносить, переставлять, перемещать. Поэтому репортажный снимок — это перенесенные фотографом события мира на фото.
Кандинский сказал, что та картина хорошо написана, которая живет внутренне полной жизнью. Это определение применимо и к фотографии. Независимо от метода работы — постановочного или репортажного — жанровые снимки воспринимаются зрителями одинаково хорошо в том случае, если они живут внутренне полной жизнью.
Постановочный жанровый портрет
Если в случае с репортажным жанровым портретом, фотограф может рассчитывать только на свою реакцию, удачу и знание жизни, то в постановочном жанровом портрете от него зависит гораздо больше. Здесь фотограф сам создает ситуацию, обычно типичную, и создает кадр, максимально передающий его мысль и эмоции.
Давайте рассмотрим составляющие части постановочного жанрового портрета.
1. Персонаж. Именно он и является главным объектом вашей фотографии. Необходимо выявить его главные черты, показать характер, настроение. Будет он индивидуальным или типичным представителем социума? Он (она) будут в рабочей одежде или повседневной? А может, в парадной?
2. Атрибуты. Они, несомненно, украсят фотографию. Атрибуты можно использовать разные - от самых простых, обиходных, до экзотических и невероятных. При этом проверьте все до мелочей. Каждая деталь вашего снимка должна работать на созданный образ. Нужно ли модели это колечко? А эти сережки подойдут под её образ? Оставить мужчину в кроссовках или переобуть в классические туфли? Следите за деталями.
3. Место съемки. Именно та окружающая среда, которая должна рассказать о вашем герое. Так же проверьте все детали окружения. По возможности уберите лишнее. Помните, что локация съемки не должна перетягивать внимание на себя.
4. Композиция кадра. Классическое правило третей, золотое сечение, нисходящая или восходящая композиция – что поможет вам лучше выразить свою мысль?
5. Кадрирование. Вы хотите показать только лицо персонажа, чтобы локация и антураж только угадывались, или снять его в полный рост, чтобы было четко видно окружение?
Если у вас есть возможность, сделайте скетч будущего кадра. Навыки рисования здесь не являются необходимостью. Вы можете схематично («кубиками и кружочками») отметить положение основных сюжетно образующих вещей. Далее отметьте на эскизе необходимые детали. Так же проработайте композицию кадра. Наметьте основные цвета.
Имея такую схему будущего кадра, вам будет гораздо легче обговаривать идею с моделью (моделями), подбирать гардероб и т.д.
Творите! Наслаждайтесь процессом и результатом, и зрители это оценят.
(с) Тамара Лехер