Здание Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова расположено в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки, д. 65, лит. А. Было возведено в 1876–1877 годах по проекту архитектора Л. Ф. Фонтана и решено в стиле эклектики. Здание было построено на земельном участке графа А. С. Апраксина и изначально задумывалось как многофункциональное сооружение, включавшее театр, торговые лавки и трактир. До 1917 года владельцами земельного участка являлись граф А. С. Апраксин и графиня М. Д. Апраксина. Театральные помещения до 1920 года находились в аренде у Дирекции Императорских театров (1879–1882 годы), А. Ф. Картавова (1882–1885 годы), Г. А. Арбенина (1885–1995 годы), Литературно-художественного общества, основанного А. С. Сувориным (1895–1917 годы). В остальных помещениях до 1917 года располагались торговые лавки и ресторан. В 1917 году здание театра было национализировано. С 1920-го года в нем располагается БДТ.
В дореволюционное время памятник претерпел ряд перестроек. Самые ранние из них относятся к 1887–1900-м годам. В это время был остеклен балкон на уровне третьего этажа ризалита лицевого фасада, и расширена сцена. К 1900 году относятся: утрата четырех световых колодцев, демонтаж винтовых лестниц и появление лестничных клеток. Наиболее значительные перестройки были сделаны в ходе реконструкции 1901–1902 годов, связанной с пожаром 1901 года. Зрительный зал и сцена были расширены и получили новые перекрытия и отделку. К этому же году относится и утрата большого двора: он был перекрыт – на первом этаже его объема устроили арьерсцену, а на втором – декорационный зал. Тогда же было устроено фойе театра, возведены дополнительные лестничные клетки. Для освещения колосников сцены, декорационного зала и помещения фойе в 1902 году были установлены световые фонари. Это сильно исказило первоначальное объемно-пространственное решение здания, а устройство светового фонаря над помещением фойе повлияло, кроме того, на композицию лицевого фасада. В 1902 году была выполнена роспись плафонов зрительного зала и фойе.
В советское и постсоветское время здание БДТ опять подверглось изменениям. Перепланировки касались, в основном, помещений бывших торговых лавок, которые получили новые входные проемы из коридоров, а их исторические входные проемы постепенно переделывались в оконные. Были устроены новые проходы к лестничным клеткам. Из наиболее существенных изменений в интерьере следует назвать перепланировку мест 3-го яруса зрительного зала, демонтаж одной из лестничных клеток, устройство гардеробов по сторонам от входной зоны, переоборудование помещения фойе в помещение малой сцены. В ходе указанных работ был уничтожен первоначальный архитектурный декор в помещении кассового вестибюля и, возможно, в фойе театра. Ряд работ этого периода привел к изменению объемно-пространственного решения здания и композиции его фасадов: надстроен четвертые и мансардные этажи некоторых фасадов.
В 1980-х годах дворовые части боковых фасадов утратили свое историческое, а скорее всего и первоначальное решение, - их покрыли штукатуркой и покрасили. Лицевой фасад здания театра, в целом, подвергся наименьшим изменениям. Он сохранил до нашего времени то решение, которое приобрел к 1917 году. К изменениям на нем относятся: установка новых ваз по сторонам от мансардного этажа, появление на картуше в тимпане фронтона аббревиатуры БДТ и упрощение наличников люкарн аттика.
В дореволюционное время памятник претерпел ряд перестроек. Самые ранние из них относятся к 1887–1900-м годам. В это время был остеклен балкон на уровне третьего этажа ризалита лицевого фасада, и расширена сцена. К 1900 году относятся: утрата четырех световых колодцев, демонтаж винтовых лестниц и появление лестничных клеток. Наиболее значительные перестройки были сделаны в ходе реконструкции 1901–1902 годов, связанной с пожаром 1901 года. Зрительный зал и сцена были расширены и получили новые перекрытия и отделку. К этому же году относится и утрата большого двора: он был перекрыт – на первом этаже его объема устроили арьерсцену, а на втором – декорационный зал. Тогда же было устроено фойе театра, возведены дополнительные лестничные клетки. Для освещения колосников сцены, декорационного зала и помещения фойе в 1902 году были установлены световые фонари. Это сильно исказило первоначальное объемно-пространственное решение здания, а устройство светового фонаря над помещением фойе повлияло, кроме того, на композицию лицевого фасада. В 1902 году была выполнена роспись плафонов зрительного зала и фойе.
В советское и постсоветское время здание БДТ опять подверглось изменениям. Перепланировки касались, в основном, помещений бывших торговых лавок, которые получили новые входные проемы из коридоров, а их исторические входные проемы постепенно переделывались в оконные. Были устроены новые проходы к лестничным клеткам. Из наиболее существенных изменений в интерьере следует назвать перепланировку мест 3-го яруса зрительного зала, демонтаж одной из лестничных клеток, устройство гардеробов по сторонам от входной зоны, переоборудование помещения фойе в помещение малой сцены. В ходе указанных работ был уничтожен первоначальный архитектурный декор в помещении кассового вестибюля и, возможно, в фойе театра. Ряд работ этого периода привел к изменению объемно-пространственного решения здания и композиции его фасадов: надстроен четвертые и мансардные этажи некоторых фасадов.
В 1980-х годах дворовые части боковых фасадов утратили свое историческое, а скорее всего и первоначальное решение, - их покрыли штукатуркой и покрасили. Лицевой фасад здания театра, в целом, подвергся наименьшим изменениям. Он сохранил до нашего времени то решение, которое приобрел к 1917 году. К изменениям на нем относятся: установка новых ваз по сторонам от мансардного этажа, появление на картуше в тимпане фронтона аббревиатуры БДТ и упрощение наличников люкарн аттика.