error
Регистрация

Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

 
 
Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе - Александр Качалин
Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе - Адрес: Россия, город Москва, улица Николоямская, дом 57-59.
Проезд: От станции метро "Площадь Ильича" автобусами №№ 40, 55, 125, 152, 237, троллейбусами №№ 40, 53.
Год постройки: 1838.
Теги:  ампир, архитектура, город, москва, николоямская, покровское благочиние, сергия радонежского, стиль, улица, храм, церковь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Дзержинский. Церковь Василия Парийского Николо-Угрешского монастыря. :: Александр Качалин
«Времена и Эпохи.1914/2014» в Коломенском :: Александр Качалин
Старообрядческая церковь Тихвинской иконы Божией Матери Тихвинской общины :: Александр Качалин
Чкаловская станция метро,Москва :: Александр Качалин
Фигурный мост :: Александр Качалин
Церковь Иоанна Лествичника  усыпальница Терещенко :: Александр Качалин
Вознесение Господне, роспись над западным входом :: Александр Качалин
Памятник священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея России, в Александровском саду :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  .   |   Гармония..........  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Архитектурный стиль: Ампир
Церковь. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца.
XVII-XVIII вв.
Так или иначе, первый деревянный Храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив нашего Храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, как мы отметили в самом начале, был ученик преподобного.

В конце века Москву постигла беда. Солдаты, возвращавшиеся с Русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 г. в Первопрестольной началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771-го. По рассказу очевидца, «народ умирал ежедневно тысячами»; фурманщики, или, как их тогда называли, «мортусы», в масках и вощаных плащах длинными крючьями таскали трупы из выморочных домов, другие поднимали на улице, клали на телегу и везли за город». По распоряжению графа Г. Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с «моровою язвою», все кладбища в черте города были закрыты, за исключением монастырских. Умерших хоронили на погостах подмосковных деревень, в братских могилах. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих. Эти особые кладбища, известные с 1718 г., принадлежали староверам-поповцам, приемлющим священство. Одно находилось у Серпуховской Заставы, другое — у Тверской Заставы. Вместо двух закрытых кладбищ поповцам выделили для захоронения умерших от эпидемии землю в трех верстах от Рогожской Заставы, направо от Владимирского тракта, на землях, принадлежавших ранее крестьянам деревни Ново-Андроновка. По Рогожской Заставе оно и получило название Рогожского, а по храмам, богадельням, кельям, приютам, больнице и т. п., выстроенных вокруг него, — и сам Рогожский старообрядческий поселок. В 1742 г. по соседней площади — Рогожская Застава — прошла таможенная (с 1806 г. — юридическая, с 1864-го — между территориями, подведомственными юрисдикции двух органов местного выборного самоуправления — Московской городской думе и земству) граница Москвы. Линия Камер-Коллежского вала, устроенная для упорядочения оплаты пошлин, взимаемых Камер-коллегией (аналог министерства по налогам и сборам), которой и было поручено строительство вала, почти два столетия являлась границей городской площади. Камер-Коллежский вал, опоясавший Москву 32-верстным кольцом с шестнадцатью заставами, оборонительной функции уже не имел, как, например, обведенный в 1638 г. Земляной вал, а служил для таможенного контроля за ввозом в Москву товаров. Как некогда совпадавший с ним в основном контуром Компанейский вал 1731 г., устроенный по инициативе компанейщиков — откупщиков вина — для недопущения нелегального беспошлинного провоза в Москву спиртных напитков. На заставах, оснащенных башнями и таможенными помещениями по обе стороны дороги, проверялись подорожные и ввозимый товар для обнаружения контрабанды, главным образом водки, за провоз которой платилась пошлина. Валы и заставы до сих пор оставили о себе память в московской топонимике. Касаясь тезиса о некоей исконности старообрядчества в местности, окружающей Храм, необходимо заметить следующее. Охватывая территорию в 178 гектар между Таганкой и Рогожской Заставой, Рогожская слобода действительно издавна была известна сильными консервативными, идущими от старообрядчества, жизненными устоями. Но поскольку слобода, как и ее храмы, изначально возникла еще до раскола, вызванного реформами патриарха Никона, Рогожскую Ямскую слободу некорректно называть ни как исконно старо-, ни новообрядческой — таких же обрядов придерживалось и остальное население не только в округе, но и повсеместно. Да, купеческая Рогожская слобода отличалась строгим консервативным укладом жизни и нравами. Например, дочери из купеческих семей целыми днями сидели за занавешенными окнами, вышивали и пряли, а если и читали, то только часослов: читать книги, напечатанные гражданским шрифтом, считалось чуть ли не греховным занятием. По субботам в этом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню (а семьи здесь, как правило, были очень большими), а затем устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром. Таким образом, действительным духовным центром старообрядчества становится кладбище за валом и храмы рядом с ним за пределами Рогожской слободы в 1784 г. Рогожская старообрядческая община совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы. С тех пор старообрядцы стали селиться в окрестностях кладбища и своих храмов. Иными словами, существующая ныне Рогожская старообрядческая община (поселок) образовалась уже после заселения Рогожской слободы ямщиками.

XIX в.
Во время наполеоновского нашествия 3—4 сентября 1812 г. захватчики разграбили храм, а 5 сентября он уже был объят пожаром и сгорел. Часть утвари удалось зарыть в землю и спасти.
Выгорела также практически и вся Николоямская улица. Затем она вновь застроилась каменными двухэтажными домами; некоторые из них сохранились до наших дней. В середине XIX в. на Николоямской улице насчитывалось 60 домовладений, 37 из которых принадлежало купцам и 14 церквам. За исключением высокого доходного дома в начале Николоямской улицы, построенного в 1913—14 гг. по проекту архитектора А. Н. Маркова, почти весь ряд домов на правой стороне улицы старше ста пятидесяти, а некоторые — и более двухсот лет. Все они были построены для не очень богатых владельцев — купцов и мещан. Опись особо отмечала, что все вышеозначенные иконы древнего писания, некоторые из них пребывали в церкви до обновления.
Свой окончательный вид основной объем Храма получил после реконструкции 1834—38 гг., проведенной архитектором Ф. М. Шестако-вым, по проекту которого, в частности, возведено существующее поныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г.
Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами известного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно отметить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции).
Современная трехъярусная колокольня была построена в 1864 году взамен прежней шатровой.
Подробнее на сайте
http://sobory.ru/article/?object=02321
26.01.2016 - 09:13:10
 
Виктор Осипчук
Виктор Осипчук
++++++++++++++
Спасибо.
26.01.2016 - 10:02:47
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Благодарю!
26.01.2016 - 22:29:32
 
Просмотры: 432
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/3,1
 
Выдержка:
1/800s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
5,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
25.01.2016 - 13:35:53
 
Понравилось:
Ирина С
Анатолий Бахтин
Виктор Филиппов
Александр Запылёнов
Геннадий Александрович
leonid
Лесо-Вед (Баранов)
Елена
Владимир Шибинский
Marina Timoveewa
ઈરિ Иринка ઈરિ
Руслан Гончар
Вера Моисеева
юрий макаров
Виктор Осипчук
Лилия Гиндулина
Святец Вячеслав
Сергей
Сергей Исаенко
Михаил (Skipper A.M.)
 
Добавили в избранное:
Анатолий Бахтин
Геннадий Александрович
 
Сообщить о нарушении