error
Регистрация

Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе

 
 
Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе - Александр Качалин
Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе - Адрес: Россия, город Москва, улица Николоямская, дом 57-59.
Проезд: От станции метро "Площадь Ильича" автобусами №№ 40, 55, 125, 152, 237, троллейбусами №№ 40, 53.
Год постройки: 1838.
Теги:  ампир, архитектура, город, москва, николоямская, покровское благочиние, сергия радонежского, стиль, улица, храм, церковь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Царицыно,Москва 13.10.2014 Световое шоу,Круг Света :: Александр Качалин
Пейзажный парк ансамбля "Царицыно" :: Александр Качалин
Москва. Церковь Василия Великого. :: Александр Качалин
Бюст Императора Николая II :: Александр Качалин
4 года вместе 09.10.2014 :: Александр Качалин
Усадьба Морозовых :: Александр Качалин
Церковь Казанской иконы Божией Матери. :: Александр Качалин
Церковь Троицы Живоначальной :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  .   |   Гармония..........  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Архитектурный стиль: Ампир
Церковь. Действует.
Престолы: Троицы Живоначальной, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца.
XVII-XVIII вв.
Так или иначе, первый деревянный Храм прп. Сергия был построен в Рогожской Ямской слободе (или в Гонной) в начале XVII в. Об этом свидетельствует писцовая книга 1628 г., сообщающая, что в 1627 г. церковь была обложена (т. е. уже существовавшая до этого) данью «деревянного церковного строения ямских охотников» с главным престолом Живоначальной Троицы и приделом прп. Сергия. В XVII в. район Рогожской слободы активно застраивается, также здесь резко возрастает и плотность населения. Кроме Ямской слободы, здесь очень компактно были расположены различные ремесленные слободы, у многих из них имелся свой храм. Именно по этой причине буквально напротив нашего Храма стоит храм Святителя Алексия, основанный в начале XVII в. В 1720-е гг. деревянную Сергиевскую церковь сменяет каменный храм, о чем свидетельствует первое упоминание о каменном храме, относящееся к 1722 г., и последующее, к 1727 г. Главный престол храма был освящен в честь Святой Троицы. Вероятно, по причине наличия в Москве большого числа храмов — называвшихся Троицкими, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящен в приделе. На выбор названия, несомненно, оказал влияние расположенный рядом Спасо-Андроников монастырь, первым игуменом которого, как мы отметили в самом начале, был ученик преподобного.

В конце века Москву постигла беда. Солдаты, возвращавшиеся с Русско-турецкой войны, принесли с собой в Москву страшную моровую язву — чуму. В декабре 1770 г. в Первопрестольной началась эпидемия, особенно усилившаяся в марте 1771-го. По рассказу очевидца, «народ умирал ежедневно тысячами»; фурманщики, или, как их тогда называли, «мортусы», в масках и вощаных плащах длинными крючьями таскали трупы из выморочных домов, другие поднимали на улице, клали на телегу и везли за город». По распоряжению графа Г. Орлова, командированного в Москву для организации борьбы с «моровою язвою», все кладбища в черте города были закрыты, за исключением монастырских. Умерших хоронили на погостах подмосковных деревень, в братских могилах. В числе закрытых кладбищ оказались и два старообрядческих. Эти особые кладбища, известные с 1718 г., принадлежали староверам-поповцам, приемлющим священство. Одно находилось у Серпуховской Заставы, другое — у Тверской Заставы. Вместо двух закрытых кладбищ поповцам выделили для захоронения умерших от эпидемии землю в трех верстах от Рогожской Заставы, направо от Владимирского тракта, на землях, принадлежавших ранее крестьянам деревни Ново-Андроновка. По Рогожской Заставе оно и получило название Рогожского, а по храмам, богадельням, кельям, приютам, больнице и т. п., выстроенных вокруг него, — и сам Рогожский старообрядческий поселок. В 1742 г. по соседней площади — Рогожская Застава — прошла таможенная (с 1806 г. — юридическая, с 1864-го — между территориями, подведомственными юрисдикции двух органов местного выборного самоуправления — Московской городской думе и земству) граница Москвы. Линия Камер-Коллежского вала, устроенная для упорядочения оплаты пошлин, взимаемых Камер-коллегией (аналог министерства по налогам и сборам), которой и было поручено строительство вала, почти два столетия являлась границей городской площади. Камер-Коллежский вал, опоясавший Москву 32-верстным кольцом с шестнадцатью заставами, оборонительной функции уже не имел, как, например, обведенный в 1638 г. Земляной вал, а служил для таможенного контроля за ввозом в Москву товаров. Как некогда совпадавший с ним в основном контуром Компанейский вал 1731 г., устроенный по инициативе компанейщиков — откупщиков вина — для недопущения нелегального беспошлинного провоза в Москву спиртных напитков. На заставах, оснащенных башнями и таможенными помещениями по обе стороны дороги, проверялись подорожные и ввозимый товар для обнаружения контрабанды, главным образом водки, за провоз которой платилась пошлина. Валы и заставы до сих пор оставили о себе память в московской топонимике. Касаясь тезиса о некоей исконности старообрядчества в местности, окружающей Храм, необходимо заметить следующее. Охватывая территорию в 178 гектар между Таганкой и Рогожской Заставой, Рогожская слобода действительно издавна была известна сильными консервативными, идущими от старообрядчества, жизненными устоями. Но поскольку слобода, как и ее храмы, изначально возникла еще до раскола, вызванного реформами патриарха Никона, Рогожскую Ямскую слободу некорректно называть ни как исконно старо-, ни новообрядческой — таких же обрядов придерживалось и остальное население не только в округе, но и повсеместно. Да, купеческая Рогожская слобода отличалась строгим консервативным укладом жизни и нравами. Например, дочери из купеческих семей целыми днями сидели за занавешенными окнами, вышивали и пряли, а если и читали, то только часослов: читать книги, напечатанные гражданским шрифтом, считалось чуть ли не греховным занятием. По субботам в этом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню (а семьи здесь, как правило, были очень большими), а затем устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром. Таким образом, действительным духовным центром старообрядчества становится кладбище за валом и храмы рядом с ним за пределами Рогожской слободы в 1784 г. Рогожская старообрядческая община совместно с Преображенской являлись крупнейшими старообрядческими общинами у восточных границ Москвы. С тех пор старообрядцы стали селиться в окрестностях кладбища и своих храмов. Иными словами, существующая ныне Рогожская старообрядческая община (поселок) образовалась уже после заселения Рогожской слободы ямщиками.

XIX в.
Во время наполеоновского нашествия 3—4 сентября 1812 г. захватчики разграбили храм, а 5 сентября он уже был объят пожаром и сгорел. Часть утвари удалось зарыть в землю и спасти.
Выгорела также практически и вся Николоямская улица. Затем она вновь застроилась каменными двухэтажными домами; некоторые из них сохранились до наших дней. В середине XIX в. на Николоямской улице насчитывалось 60 домовладений, 37 из которых принадлежало купцам и 14 церквам. За исключением высокого доходного дома в начале Николоямской улицы, построенного в 1913—14 гг. по проекту архитектора А. Н. Маркова, почти весь ряд домов на правой стороне улицы старше ста пятидесяти, а некоторые — и более двухсот лет. Все они были построены для не очень богатых владельцев — купцов и мещан. Опись особо отмечала, что все вышеозначенные иконы древнего писания, некоторые из них пребывали в церкви до обновления.
Свой окончательный вид основной объем Храма получил после реконструкции 1834—38 гг., проведенной архитектором Ф. М. Шестако-вым, по проекту которого, в частности, возведено существующее поныне торжественное пятиглавие, появившееся на здании после пожара, случившегося в 1835 г. Также пожар имел место и в 1837 г.
Факт этой реконструкции подтверждается, в частности, красной кирпичной кладкой в подвале летнего (главного) храма с клеймами известного в начале XIX в. производителя Балашева (небезынтересно отметить, что там встречаются и кирпичи, произведенные в Швеции).
Современная трехъярусная колокольня была построена в 1864 году взамен прежней шатровой.
Подробнее на сайте
http://sobory.ru/article/?object=02321
26.01.2016 - 09:13:10
 
Виктор Осипчук
Виктор Осипчук
++++++++++++++
Спасибо.
26.01.2016 - 10:02:47
 
Александр Качалин
Александр Качалин
Благодарю!
26.01.2016 - 22:29:32
 
Просмотры: 387
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/3,1
 
Выдержка:
1/800s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
5,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
25.01.2016 - 13:35:53
 
Понравилось:
Ирина С
Анатолий Бахтин
Виктор (Victor)
Александр Запылёнов
Геннадий Александрович
leonid
Лесо-Вед (Баранов)
Елена
Владимир Шибинский
Marina Timoveewa
ઈરિ Иринка ઈરિ
Руслан Гончар
Андрей ка
Вера Моисеева
юрий макаров
Виктор Осипчук
Лилия Гиндулина
Святец Вячеслав
Сергей
Сергей Исаенко
Михаил (Skipper A.M.)
 
Добавили в избранное:
Анатолий Бахтин
Геннадий Александрович
 
Сообщить о нарушении