Строительство началось в 1857 году по приказу короля Баварии Максимилиана II и проекту Фридриха Бюрклайна. Из-за проблем здание было закончено лишь в 1874 году.
Максимилианеум расп
Теги: Максимилианштрассе, Максимилианеум, Мюнхен, Бавария, Германия, ФРГ, Европа
Почти все члены именитых династий отличаются какими-либо внешними и внутренними качествами. Виттельсбахи славились не длинными носами или большими ушами, а миролюбием и тягой к искусству. В большинстве своем чуждые воинской доблести, они проигрывали на поле боя, но зачастую одерживали победы с помощью резца и кисти, которыми так мастерски владели их подданные. Именно такой случай произошел в Тридцатилетнюю войну, когда шведский король Густав Адольф, без труда заняв Мюнхен, буквально сложил оружие, изумленный величием, изяществом и тонкостью отделки дворца сбежавшего курфюрста. Узнав, что здание строил сам Максимилиан, король-победитель пожелал встретиться с ним и принять в Стокгольме уже как гостя.
Младший из братьев не выдержал бремени регентства, средний лишь короткое время и очень неудачно правил Грецией, относительно Адальберта хронисты вообще не распространяются дальше частной жизни. Более или менее заметный след в истории оставил Максимилиан, который в 1848 году стал пятым королем Баварии. Поддерживая семейную традицию, новый правитель благоволил к людям искусства, хотя больше внимания уделял детям, особенно талантливым. Он тоже украсил Мюнхен новыми прекрасными зданиями, оставив после себя четко спланированный центр города с огромной парадной площадью, столь же величественной улицей Максимилианштрассе и так называемый Максимилианеум, где сейчас заседает Баварский парламент. Этот король впервые в истории Германии позволил собраться на таком высоком уровне представителям народа. Вначале они размещались в главном зале Паульскирхе, где прошли многодневные дебаты, в результате которых Бавария, опять же первой из германских земель, получила свободу печати, суд присяжных, разрешение на проведение индустриальной выставки, сделавшей Мюнхен городом международных ярмарок.
Благодаря второму в роду Виттельсбахов Максимилиану-Иосифу площадь приобрела более привлекательный и современный вид, а себя монарх увековечил в прекрасной архитектуре Максимилианштрассе – улицы, открытой для проезда в 1854 году и украшенной величественными зданиями в модном стиле. Творение короля до сих пор является самой представительной магистралью Мюнхена. По прошествии полутора веков она уже не изумляет экстраординарностью, но, напротив, умиротворяет, лаская взор сдержанным декором классических и модернистских построек, а кроме того, привлекая блеском витрин дорогих магазинов. На участке бывшей городской границы улица расширяется, образуя бульвары, которые тянутся по обеим ее сторонам, наполняя воздух свежим ароматом зелени.
Основанный Максимилианом II Национальный музей вначале не украшал и без того красивую улицу Принцев-регентов, а находился в мрачных залах крепости Максимилиана-Вильгельма V, где с 1579 года жили герцоги Баварские. К тому времени коллекцию составляли римские, кельтские, германские и романские древности, среди которых имелись такие бесценные вещи, как мраморный лев из местечка Сент-Зено, 15 сидячих статуй из Вессобрунна, византийская живопись и русские иконы того же периода, сохранившиеся с давних времен орудия пыток. Среди готических вещей внимания заслуживали фрески из Ребдорфской обители, надгробные камни гогенбергских и бикенбахских рыцарей, потолок из резиденции магистра тевтонского ордена в Нюрнберге, шпалеры из замка герцогов Нассау, герб Милана с изображением ландскнехтов, поддерживающих щит.
В 1867 году, уже после смерти короля, ценности были выставлены в специальном здании на Максимилианштрассе, позже ставшего Музеем этнографии. Парадный вход этой постройки венчала цинковая статуя Баварии со львом и надписью: «Моему народу, честь и пример». Пышный декор фасада дополняли кариатиды, всевозможные статуи и барельефы. На первом этаже была устроена историческая галерея, включавшая в себя собрание фресок, кратко иллюстрирующих развитие Баварии и других связанных с ней районов Германии – Пфальца, Франконии, Швабии. Большинство картин написано мюнхенскими мастерами, и хотя не все они обладали высокой художественной ценностью, выставка производила ошеломляющее впечатление. В ближайшем к выходу зале посетители могли рассмотреть модель понтонного моста на одной из германских железных дорог, в вестибюле размещались рельефные планы Мюнхена и других крупных городов королевства. Завершением экскурсии служил осмотр модели памятника Максимилиану II.
В левом флигеле хранилась коллекция керамических изделий, от произведенных 500 лет назад кирпичей до моделей современных на тот момент судов. Правый флигель был заполнен оружием и разнообразной атрибутикой, хотя бы косвенно относящейся к войне. Здесь хранились бархатные костюмы фельдмаршала Тилли, походный алтарь курфюрста Максимилиана, восточные кинжалы, седла, платье австрийской императрицы Марии-Терезии, жилет и трость прусского короля Фридриха Великого, шпага Наполеона, доставленная в Мюнхен из сокровищницы Бамбергского собора.
К сожалению, уже через несколько лет существования Национального музея выяснилось, что за эффектным фасадом скрывались неудачно спланированные помещения. Здание конструировал и строил зодчий Эдуард Ридель, видимо, не обладавший достаточным опытом в создании подобных сооружений. В документах отмечались недостатки в архитектуре и низкий уровень техники безопасности, что потребовало возведения другого здания.
Сегодняшнюю коллекцию музея можно разделить на два больших отдела: художественно-исторический и народного искусства. Первый занимает все верхние этажи, располагаясь в залах, соответственно оформленных лишь частично. Тем не менее свои эпохи представляют древняя скульптура из дерева и слоновой кости, баварская гончарная посуда, росписи по стеклу, итальянская майолика, эскизы в стиле барокко, серебряный прибор «Хильде», измерительные приборы и часы, Аугсбургская ткацкая комната и зал фламандских гобеленов, великолепные залы Рименшнайдера и Ляйнбергера, очаровательно оформленные сцены из крестьянской жизни – мебель, ясли, посуда, одежда и всевозможная утварь, расставленные так, как раньше они располагались в сельских домах.
Прогулка по залам с доисторической коллекцией повествует о Баварии каменного века, о временах античности и варварских племен. Вещи каждой эпохи выставлены в отдельном зале, где обзор реликвий дополняется фотоальбомами, фильмами, реконструкцией, картами, моделями. Все это позволяет гостям воочию представить, как, например, римляне жили в Регенсбурге или какими инструментами пользовал соплеменников кельтский врач.
Живопись Национального музея (Баварское государственное собрание живописи) выставлена в художественной галерее, названной именем Адольфа Фридриха фон Шака, чье собрание составило основу современной коллекции. Здесь, посетив 6 кабинетов и большой зал, можно составить мнение о романтике в немецкой живописи XIX века, оценив работы лучших ее представителей – Бёклина, Ленбаха, Феербаха, Марэ.
Наивные сцены из жизни бюргеров, как в старой Германии называли постоянных обитателей городов, представлены на полотнах Карла Шпицвега – художника, родившегося в Мюнхене и посвятившего ему свое творчество. Он не касался серьезных тем, избегал большого формата, хотел казаться легкомысленным, за что, видимо, и поплатился карьерой. Сына богатого торговца с дипломом фармацевта не приняли в баварскую Академию художеств, а звание академика присвоили уже знаменитому мастеру, которого давно знали и любили всюду, только не в родном городе. Признание пришло к Шпицвегу через несколько десятилетий после смерти, вслед за сенсационной выставкой в Берлине, где посетителям открылся иной, совсем не королевский Мюнхен, какого не знали, вернее, не замечали, даже сами мюнхенцы. На картинах предстал очаровательный в своей простоте город, чьи площади, узкие улицы и старинные здания служили фоном для столь же непритязательных историй. Однако Шпицвег рисовал не только то, что видел вокруг себя. Много путешествуя, он старался отразить впечатления от европейских столиц, но воссоздавал только атмосферу, изображая, например, испанских музыкантов среди барочных домов Мюнхена.
Судьба предоставила художнику возможность прожить почти весь XIX век. Ему довелось стать свидетелем становления Баварии как королевства, ее развития и конца в 1871 году, когда, утратив независимость, она вошла в состав Германской империи. Баварцы, конечно, предчувствовали это событие, но не каждый мог выразить свое отношение к нему публично. Шпицвег, как всякий истинный художник, высказался с помощью кисти. Единство сделало Германию сильнее, богаче, хотя и привело к утрате самобытности, прежде всего небольшими городками, подобными тому, какой показан на картине «Выезд серениссимуса». Латинским словом «serenissimus» немцы называли правителей княжеств – герцогов, князей или курфюрстов. В эпоху империи они уже не имели реальной власти, зато само их присутствие придавало месту значимость, отчего светлейшего чтили и берегли, как руины старой крепости. Шпицвег изобразил одного из них в виде светлого пятна, едва различимого в глубине кареты. По сюжету курфюрст объезжает владения, люди приветствуют его, почтительно склоняют головы, не замечая, что сам правитель стар, беден, жалок и довольствуется свитой из двух лакеев.
В Мюнхене того времени уже давно не существовало крепостной стены, но дома все еще стояли настолько тесно, что владельцы верхних квартир не могли видеть происходящего на улице. Зимой с верхних, мансардных, этажей открывался скучный вид на сбегающие навстречу друг другу крыши. Летом пространство между небом и землей преображалось: на балконах и подоконниках появлялись горшки с зеленью, клетки с птицами, люди выглядывали из окон, чтобы полить цветы, поговорить с соседями, покормить голубей. В теплое время года каскады черепичных крыш напоминали вавилонские сады. Впечатление восточной сказки создавали желтоватые стены домов, безлюдные проулки, маленькие площади с фонтанами посередине, залитые солнцем горы, ведь седые вершины Баварских Альп не скрывались даже за самыми высокими зданиями.
Баварская коллекция батальной живописи большей частью представлена в Максимилианеуме, которым завершается Максимилианштрассе. Вблизи королевского монумента знаменитая улица выходит к Изару, понимается к мосту, названному Максимилианбрюке в честь короля, и далее тянется вдоль крутого берега реки, направляясь туда, где стоит здание, не случайно отнесенное к памятникам пятому баварскому королю. Когда-то в нем жили, обучаясь по специальной программе, одаренные дети, которых выискивали по всей стране сотрудники учрежденного Максимилианом II фонда. Монарх выделял немалые средства на воспитание юных подданных. Первым его делом в этой области стал огромный, похожий на дворец Эрциунгсинститут. Максимилианеум был вторым заведением подобного рода и, по сути, являлся училищем, созданным для подготовки должностных лиц. В отличие от первого сюда принимали не благородных девиц, а юношей, иногда из неблагородных семей.
Великолепие интерьеров дополняла лестница с гранитными ступенями, залитая светом, льющимся из стеклянного купола вестибюля. Среди множества спален, мастерских и учебных классов, конечно, нашлось место художественной галерее. Стены трех верхних залов украшали картины большого формата, лучше подходившего для королевских портретов и сцен из всеобщей истории. Выставка живописи была доступна и воспитанникам заведения, и тем, кто их навещал. Король направлял сюда полотна, вызывавшие чувство восхищения предками, в чем, по его мнению, нуждались будущие служители отечества: «Саламинское сражение» Каульбаха, «Александр Великий» Мюллера, «Век Перикла» и «Фридрих Барбаросса и Генрих Лев» Фольца, «Победа Оттона Великого над венграми» Эхтера, «Людовик Баварский» Крелинга и «Цорндорфская битва» кисти Адама. В Максимилианеуме получали блестящее образование молодые люди из бедных семей, которые соответствовали трем письменно утвержденным критериям, то есть были баварцами, католиками и проявляли способности к наукам. После войны здание передали Парламенту для заседаний ландтага и сената. Однако сам фонд, сменив место обитания, сумел пережить тяжелые времена, и теперь помощь одаренным детям распространяется не только на юношей, но и на девушек.