Своеобразное для архитектуры Москвы и Подмосковья здание дворца имеет в плане сочетание креста и круга. Такая необычная форма представляет собой совершенно оригинальное решение. В классицизме круглая колоннада зачастую символизирует античный храм, а здесь она стала знаком посвящения здания античному божеству - Аполлону, статуя которого изначально венчала его купол. Сильный московский ураган 1904 года нанес большой урон усадебным постройкам. Статуя Аполлона упала с купол дворца и разбилась, и вместо нее воздвигли новую скульптуру Геркуланянки в античной одежде (копия экспоната Дрезденской галереи, датируемого I веком до н.э.). Геркуланянка – т.е. гражданка города Геркула. Этот город также, как и Помпеи был уничтожен во время извержения вулкана. Почему была выбрана именно эта статуя на замену Аполлону – неизвестно.
Николай Алексеевич Дурасов (1770–1818) – богатый помещик, отставной армейский бригадир. Н.А.Дурасов был одним из богатейших людей своего времени. Он владел несколькими имениями, главным образом, в Симбирской губернии. Самым известным из них была усадьба в селе Никольское-на-Черемшане. Благодаря своим обширным родственным связям с Пашковыми, Козицкими, Белосельскими-Белозерскими, Лавалями, Толстыми и другими знатными фамилиями Николай Алексеевич принадлежал к кругу родовой аристократии.
Семейству Дурасовых принадлежала обширная городская усадьба в Москве на Покровском бульваре. По имени ее владельцев до сих пор ближайший переулок называется Дурасовским. В 1840-х годах усадьбу приобрела Академия практических наук, в советское время в главном господском доме располагалась Военно-инженерная академия, а с 1990-х годов – Высшая школа экономики.
Имея опыт усадебной жизни в Никольском-на-Черемшане, Н.А.Дурасов получил возможность возвести приобретенную «подмосковную» с нуля и устроить её по своему вкусу. Она задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Согласно последним исследованиям, ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и И.В.Еготов (1756–1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти.
Семейству Дурасовых принадлежала обширная городская усадьба в Москве на Покровском бульваре. По имени ее владельцев до сих пор ближайший переулок называется Дурасовским. В 1840-х годах усадьбу приобрела Академия практических наук, в советское время в главном господском доме располагалась Военно-инженерная академия, а с 1990-х годов – Высшая школа экономики.
Имея опыт усадебной жизни в Никольском-на-Черемшане, Н.А.Дурасов получил возможность возвести приобретенную «подмосковную» с нуля и устроить её по своему вкусу. Она задумывалась как модная по тому времени подмосковная увеселительная усадьба. Согласно последним исследованиям, ее проектировали и строили в стиле зрелого классицизма в 1801–1806 гг. известные московские архитекторы Р.Р.Казаков (1754–1803) и И.В.Еготов (1756–1815). Росписи дворца выполнял модный в то время итальянский художник Доменико (Дементий Карлович) Скотти.