Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) - подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря
г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 24
Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками)
Другие фотографии на ФотоКто: ← Старый город Пиран | На Малой Конюшенной. Памятник Н.В. Гоголю →
Икона Всех Скорбящих Радосте оставалась в часовне. 23 июля 1888 года во время грозы в часовню ударила молния. Она нанесла часовне значительные повреждения - часовня обгорела, пострадали некоторые иконы, но вот с образом Божией Матери произошли необычайные изменения. Тёмная от времени икона просветлела, а на поверхность иконы пристали медные грошики их кружки для пожертвований, которая стояла возле иконы.
Вот как описывает саму икону протоиерей С.С. Наркевич: "Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми.
На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою.
Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери распростерты - без Божественного младенца; левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Божией Матери покрыта белым покрывалом с золотистым сиянием. Верхняя одежда на Ней темно-синего цвета, а нижняя - темно-красного, сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских дерев. Направо, под свитком с надписью "нагим одеяние", ангел прикрывает трех обнаженных до пояса женщин, а ниже другой ангел утешает седого старика и мужа средних лет, стоящих на коленях у ног Богоматери. По левую от Нее руку, под свитком с надписью "больным исцеление", изображен третий ангел, указывающий руками на Владычицу двум больным мужам и женщине, а внизу их четвертый ангел побуждает молиться Богоматери и Спасителю двух коленопреклоненных больных, мужа средних лет и юношу, возбуждая в них упование на помощь свыше.
Но что особенно привлекает внимание на святой иконе Богоматери - это маленькие монетки полукопейки, девять - чекана в царствование Императора Александра II, одна - чекана Императора Николая I и одиннадцатая монетка, четверть копейки, чекана Императора Александра II. Расположены монетки в некотором порядке: одна над свитком с надписью "нагим одеяние", вторая между этим свитком и ликом Богоматери, две монетки с левой стороны склоненной главы Божией Матери у сияния, четыре монетки расположены на Ее одежде, одна у ног Ее и две на одеждах коленопреклоненных двух больных, слева у ног Богоматери. Если присмотреться, то ясно видно, что монетки вовсе не вдавлены в краску, как это заметно на копиях с прославленной иконы, а держатся прямо на поверхности иконы и держатся без всякой видимой причины с тех пор, как Всевышнему угодно было, для нашего спасения, прославить эту святыню на радость и утешение болящим, скорбящим и обремененным в сей жизни". (ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТИ (с монетами) находящаяся в часовне Скорбящей Божией Матери, в г. С.-Петербурге, на Стеклянном, за Александро-Невской лаврой, по Шлиссельбургскому проспекту, И ОПИСАНИЕ ЧУДЕС ОТ НЕЕ с приложением точных снимков с иконы, храма и часовни, а также тропарей и молитв. / Протоиерей С.С. Наркевич, с.-Петербург, 1993).
Необычное явление получило огласку. К иконе стали приходить люди, известны случаи исцеления после молебна перед иконой. Почитание её быстро распространилось за пределы Санкт Петербурга.
Рядом с часовней была построена церковь во имя Иконы Божьей Матери "Всех скорбящих Радосте". Участок земли для церкви был пожертвован Кабинетом Его Императорского Величества, которому он принадлежал. Церковь строилась на частные пожертвования архитектором А.И. фон Гогеном. За основу был взят распространенный в московской архитектуре XVII в. Тип тречастного храма, состоящего из расположенных по одной оси пятиглавой церкви, пониженного притвора и двухъярусной шатровой колокольни. Храм был двухпрестольный. Главный престол во Имя Божьей Матери был освящен 2 августа 1898 года, левый (северный) придел - во имя святителя Николая и пророка Ильи - 2 декабря того же года. Правый (южный) придел был оставлен для Чудотворного образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений.
В 1906 - 1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена также в "русском стиле" была построена большая каменная часовня, включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую. За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.
В 1911 году возле часовни со стороны Невы была похоронена известная странница и богомолка Матренушка-босоножка (в миру Матрена Петровна Мыльникова).
Скорбященская церковь была закрыта в ноябре 1932 года. По первоначальному плану здание храма должны были передать под общежитие завода "Большевик", но позднее, в 1933 году храм взорвали, якобы для расширения территории речного порта.
После закрытия Скорбященской церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.
В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана С.-Петербургской епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря. В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление храма, произведена расчистка и консервация его фундамента. Ведутся работы по восстановлению прежнего облика часовни, действующей в качестве подворского храма. Сейчас здесь находится список с чудотворной иконы.