error
Регистрация

Храм Успения Божией Матери. Памятник архитектуры конца Х – первой половины ХI века

 
 
Храм Успения Божией Матери. Памятник архитектуры конца Х – первой половины ХI века - Елена Павлова (Смолова)
Храм Успения Божией Матери. Памятник архитектуры конца Х – первой половины ХI века - Храм Успения Божией Матери относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений
Теги:  Абхазия, село Лыхны
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
По дороге от Вадуца (Лихтенштейн) до Люцерна (Швейцария) :: Елена Павлова (Смолова)
Фиалка лесная :: Елена Павлова (Смолова)
Вид на Иоанно-Богословский собор и Успенский храм с колокольней, курантами и трапезной :: Елена Павлова (Смолова)
Лев на набережной Невы :: Елена Павлова (Смолова)
Солнечным сентябрьским деньком у р. Охта :: Елена Павлова (Смолова)
Мавзолей Карла II Брауншвейгского :: Елена Павлова (Смолова)
Пион древовидный :: Елена Павлова (Смолова)
Исааковское озеро :: Елена Павлова (Смолова)
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Первый снег.   |   Иверская гора  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Елена Павлова (Смолова)
Елена Павлова (Смолова)
Лыхненский храм сооружен на рубеже XX - XI вв., он поражал своей стенной росписью позднейшего происхождения. Храм полускрыт за древней булыжниковой оградой и возвышающимися над нею зарослями. Слева, у тропинки, - заброшенные кирпичные стены часовни, поставленной в память генерала Коньяра, убитого здесь во время абхазского восстания 1866 года. Вот и ворота под тяжелой каменной колокольней, включенной в ограду храма. Дубовые двери с крепким засовом, за ними двор с редкими могилами, аккуратными мощеными дорожками, различными постройками жилого и хозяйственного назначения. Храм действующий. Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Наружный облик храма очень прост: гладкие плоскости стен, облицованных крупными гладкими плитами красноватого известняка, выступающие с трех сторон притворы, восьмигранный барабан с низким куполом.

Гораздо более значителен, впечатляющ этот храм изнутри. Сначала входим в нартекс - западнее поперечное помещение, отделенное от центрального зала монументальной стеной с арочным проходом в ней. Нартекс двухэтажный, из нижнего этажа в верхний ведет узкая каменная лестница. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые дымкой ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. Восточная часть храма представляет собой специальные ритуальные помещения: алтарь центральной апсиды, придел - жертвенник с северной стороны и придел - диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения - вимы.

Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Древнейшие из них представлены в диаконнике - это элементы геометрического линейного орнамента, возможно относящегося к VIII-IX векам, и изображение головы старца с грузинской надписью "Закария" с фрагментами других фигур, относящееся к рубежу Х-XI веков. Основные же росписи храма относятся к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными воинами), встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображений той же апсиды - сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе - фигуры святителей (св. Василий, св. Григорий Богослов, св. Кирилл и св. Фока). На западной стене - фрагменты композиций Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. На столбах и пилястрах - изображения Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи, Иоанна Евангелиста и др. Снаружи над дверным проемом южного придела изображена сидящая на троне Богоматерь, а за нею два ангела.

Основные росписи Лыхненского храма исполнены одновременно, о чем говорит единство красок, композиции и буквенных (греческих и грузинских) начертаний. В то же время прослеживается почерк, по меньшей мере, трех живописцев. Одним из них, последователем более ранней палеологовской живописи, была исполнена роспись на столбах, два других художника, работавших в линейно-графической манере, характеризующей палеологовское искусство середины XIV века, расписывали центральную апсиду.

Стены храма были также украшены греческими надписями. Одна из них сообщала: "Христос, являешься ты благословлен богом и господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669 ... в царствование Баграта, сына Георгия... В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи, возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию". Таким способом кто-то в 1066 году сообщал о появлении в небе Абхазии кометы. В Лыхненском храме похоронен владетельный князь Абхазии Сафар-бей, умерший в 1821 году. На надгробии сохранилась надпись на греческом языке.
03.11.2015 - 09:30:31
 
Александр Резуненко
Александр Резуненко
Интересно !
03.11.2015 - 12:41:03
 
Елена Павлова (Смолова)
Елена Павлова (Смолова)
Александр, я очень рада
03.11.2015 - 12:45:36
 
Виктор Осипчук
Виктор Осипчук
Интересный ракурс!
У меня такого нет.
03.11.2015 - 20:59:00
 
Просмотры: 851
Понравилось:
Юрий Поляков
Марина Леонидовна
Сергей Клапишевский
Виктор Заморков
Aнатолий Бурденюк
Виктор Осипчук
Лена Кирова
tamara *****
Елена Ахромеева
mila
Райская птица Бородина
Любовь Чунарёва
леонард
Валентина ツ ღ✿ღ
Олег Манаенков
Евгений Кривошеев
Александр Резуненко
Alex
Zinaida Belaniuk
михаил скоморохов
 
Сообщить о нарушении