Портреты особ царствующего дома были непременным украшением парадных гостиных во дворцах русских вельмож.
Владелец Архангельского для размещения портретной галереи русских самодержцев предназначал специальный Императорский зал. Принимая в своей подмосковной резиденции членов императорской фамилии и самих императоров, князь Юсупов не только демонстрировал преданность и верность дому Романовых, но и близость к престолу.
В строгом порядке расставленная вдоль стен белая с золотом мебель в стиле русского классицизма конца XVIII века, серые и зеленоватые тона росписей с изображением символов власти — ликторских пучков и секир, бледные оттенки ковра французской мануфактуры Обюссон конца XVIII века — все это создает торжественно-холодный облик зала, подчеркивает его официальное назначение. Нарядность декоративному убору Императорского зала придают редкой красоты жирандоли середины и конца XVIII века, в многочисленных хрустальных подвесках которых отражались и играли лучи солнца или огни люстры.
В состав портретной галереи зала вошли не только оригинальные живописные и скульптурные произведения, но и авторские повторения наиболее известных царских изображений и копии с них. Коллекция Императорского зала дает возможность судить об искусстве парадного портрета XVIII — начала XIX века. Большую часть живописных и скульптурных изображений императоров представляют собой портреты-оды, портреты-прославления. Совсем иным является «Портрет Павла I», автор которого русский художник С. С. Щукин (1758—1828) стремился уйти от театральности и условности, типичных для парадного портрета, передать не облик носителя власти, а человеческий характер. Темные суровые тона фона и костюма, отсутствие деталей — все это сосредоточивает внимание на лице Павла I. Здесь художник беспощаден: застывшее, бледное, некрасивое лицо, жесткий взгляд — император производит почти зловещее впечатление. Полотно Щукина — одна из немногих в музее работ русской школы живописи.
В противоположной манере шведским портретистом Александром Рослином (1718—1793) написан портрет жены Павла I императрицы Марии Федоровны: Рослин, не будучи глубоким психологом, сумел выбрать для модели эффектную позу, искусно передать поблескивающую ткань платья, тонкий узор кружев.
В 1819 году центральное место в галерее императорских портретов заняло огромное парадное полотно «Александр I со свитой», исполненное модными при дворе французскими живописцами Жаком Франсуа Свебахом (1769—1823) и Анри Франсуа Ризенером (1767—1828). Свебах мастерски выполнил фигуры коней, Ризенер написал императора и сопровождающих его великих князей.
Искусно размещенные зеркала бесконечно повторяют изображения императоров.
Владелец Архангельского для размещения портретной галереи русских самодержцев предназначал специальный Императорский зал. Принимая в своей подмосковной резиденции членов императорской фамилии и самих императоров, князь Юсупов не только демонстрировал преданность и верность дому Романовых, но и близость к престолу.
В строгом порядке расставленная вдоль стен белая с золотом мебель в стиле русского классицизма конца XVIII века, серые и зеленоватые тона росписей с изображением символов власти — ликторских пучков и секир, бледные оттенки ковра французской мануфактуры Обюссон конца XVIII века — все это создает торжественно-холодный облик зала, подчеркивает его официальное назначение. Нарядность декоративному убору Императорского зала придают редкой красоты жирандоли середины и конца XVIII века, в многочисленных хрустальных подвесках которых отражались и играли лучи солнца или огни люстры.
В состав портретной галереи зала вошли не только оригинальные живописные и скульптурные произведения, но и авторские повторения наиболее известных царских изображений и копии с них. Коллекция Императорского зала дает возможность судить об искусстве парадного портрета XVIII — начала XIX века. Большую часть живописных и скульптурных изображений императоров представляют собой портреты-оды, портреты-прославления. Совсем иным является «Портрет Павла I», автор которого русский художник С. С. Щукин (1758—1828) стремился уйти от театральности и условности, типичных для парадного портрета, передать не облик носителя власти, а человеческий характер. Темные суровые тона фона и костюма, отсутствие деталей — все это сосредоточивает внимание на лице Павла I. Здесь художник беспощаден: застывшее, бледное, некрасивое лицо, жесткий взгляд — император производит почти зловещее впечатление. Полотно Щукина — одна из немногих в музее работ русской школы живописи.
В противоположной манере шведским портретистом Александром Рослином (1718—1793) написан портрет жены Павла I императрицы Марии Федоровны: Рослин, не будучи глубоким психологом, сумел выбрать для модели эффектную позу, искусно передать поблескивающую ткань платья, тонкий узор кружев.
В 1819 году центральное место в галерее императорских портретов заняло огромное парадное полотно «Александр I со свитой», исполненное модными при дворе французскими живописцами Жаком Франсуа Свебахом (1769—1823) и Анри Франсуа Ризенером (1767—1828). Свебах мастерски выполнил фигуры коней, Ризенер написал императора и сопровождающих его великих князей.
Искусно размещенные зеркала бесконечно повторяют изображения императоров.