error
Регистрация

Серпухов. Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" во Введенском Владычном монастыре

 
 
Серпухов. Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" во Введенском Владычном монастыре - Алексей Шаповалов Стерх
Серпухов. Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" во Введенском Владычном монастыре
Теги:  введенский владычный монастырь, город, икона, икона божией матери неупиваемая чаша, иконописец валерий поляков, московская епархия, московская область, паломничество, подмосковье, православие, родина, россия, святыня, серпухов, христианство
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Владимир. Храм Михаила Архангела :: Алексей Шаповалов Стерх
Ораниенбаум. Китайский дворец :: Алексей Шаповалов Стерх
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Святые врата в Петровской башне с церковью Корнилия :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Александровское реальное училище. Художественная галерея :: Алексей Шаповалов Стерх
Симбирск (Ульяновск). Дом О. Г. Зерновой. Осень :: Алексей Шаповалов Стерх
Рыбинск. Никольская часовня :: Алексей Шаповалов Стерх
Петергоф. Храм Александра Невского (Капелла) :: Алексей Шаповалов Стерх
Смоленск. Памятник зодчему Фёдору Коню :: Алексей Шаповалов Стерх
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Настя   |   Фрагмент  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Алексей Шаповалов Стерх
Алексей Шаповалов Стерх
В середине 80-х годов теперь уже прошлого века в составе группы архитекторов и реставраторов я занимался обследованием бесхозных храмов и монастырей Московской области. Повеяли, как тогда модно было говорить, первые «ветры перемен». Государство медленно начинало поворачиваться лицом к Православной Церкви. Заканчивалось восстановление Свято-Данилова мужского монастыря в Москве.
Однако, на практике, картина была крайне безрадостной, а из нашей последней рабочей поездки как раз на юг Подмосковья, в Серпухр, помню, возвращались мы просто в подавленном состоянии. Всю дорогу молчали. Только уже на въезде в Москву один из наших руководителей, признанный специалист, ученик Петра Дмитриевича Барановского, со слезами в голосе как бы подвел итог этому общему тягостному молчанию: «Сколько же мы уже потеряли! Сколько уходит на наших глазах! Жаль, жаль Владычный Серпуховской!». Так произошла моя первая встреча, мое первое знакомство с Введенским Владычным монастырем города Серпухова.
...Введенский Владычный женский монастырь был закрыт в 1919 году, сестры выселены. На его территории разместилась школа «красных военлетов», попросту, - военное училище. В соборах были устроены склады и кинотеатр, в келейных корпусах - казармы, мастерские, офицерское общежитие.
Однако, самое гибельное, как это не покажется странным на первый взгляд, ожидало монастырь в 1978 году, когда военное училище полностью освободило территорию. Оставшись без «хозяина», обитель просто растаскивалась по кирпичикам на дачи и гаражи. Рубеж 90-х она переступила без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон. Такой ее увидела в 1995 году монахиня Алексия...
...И вот уже по заданию редакции журнала «Православный паломник» еду в Серпухов на встречу с настоятельницей ныне семь лет как действующего Введенского Владычного женского монастыря Московской епархии игуменьей Алексией (Петровой). Как встретит меня место, куда по какому-то неисповедимому промыслу много раз возвращался я в мыслях своих за прошедшие годы?
...Введенский Владычный мужской монастырь, древнейший на Серпуховской земле, был основан в 1360 году митрополитом Алексием, святителем московским и всея Руси чудотворцем. Возник он по особому изволению Божией Матери - святитель Алексий услышал глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Матерь Божия указала и место для его сооружения «в пределе града Серпухова» на правом берегу реки Нары.
Первым строителем и настоятелем Введенского Владычного монастыря святитель Алексий поставил своего ученика и келейника преподобного Варлаама. Перед тем, как преподобный отправился строить святую обитель, он также сподобился чудесного видения. В нем Ангелы на Небесах держали монастырь, и Пресвятая Богородица вводилась во храм, во Святая Святых. Чудесное видение это дало название монастырю - Введенский Владычный.
Первый деревянный храм, возведенный преподобным Варлаамом, также был освящен во имя Введения Пресвятой Богородицы. А в 1377 году, уже после кончины Варлаама, по распоряжению святителя Алексия была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», которая сразу же стала почитаться за чудотворную.
Эта икона, помещенная в соборном храме монастыря, в продолжении многих веков была его главной святыней и почиталась всецерковно (празднование 21 ноября по старому стилю).
В период татаро-монгольского ига город Серпухов многократно подвергался набегам вражеских полчищ. Введенский Владычный монастырь, находившийся у самого удобного места переправы через Оку, вошел в сторожевую систему южной пограничной линии сначала Серпуховского, а затем - Московского княжеств.
За шесть с половиной веков существования Введенского Владычного монастыря инокам не раз приходилось принимать участие в кровопролитных сражениях. Монастырские летописи сберегли для нас не только рассказы об их воинских подвигах, но и о небесном заступничестве и помощи, явленных монастырю в годы тяжелых ратных испытании.
Одно из наиболее ранних дошедших до нас монастырских преданий гласит, что в 1382 году татарам удалось овладеть Введенской Владычной обителью. Некий варвар, взяв икону святого Иоанна Воина, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший язычник перепилил ее еще в двух местах. Однако, доски чудесным образом соединились, и варвар, пораженный этим знамением, обратился ко Христу и принял святое крещение. Позднее для иконы, которую стали почитать за чудотворную, была сделана особая риза, позволявшая видеть перепиленные места и запекшуюся на них кровь. А в монастыре и по сей день празднуется память святого мученика Иоанна Воина (12 августа по н.ст.).
Также во Введенском Владычном монастыре находилась и особо почитаемая чудотворная икона великомученика Георгия Победоносца. Перед ней сама собой возгоралась свеча, каждый раз предупреждая иноков об очередном вражеском нашествии.
Летом 1598 года к Серпухову подошли полчища крымского хана Казы-Тирея. Ждали, что они вот-вот начнут переправу через Оку. На заливных лугах у стен Введенского Владычного монастыря огромным лагерем расположилось русское войско под предводительством Бориса Годунова. Он только что был избран на царство, однако вынужден был отложить свое коронование, - столь велика была угроза.
И было чудное видение горожанам Серпухова и инокам Введенского Владычного монастыря. Из ворот обители на белом коне выехал великомученик Георгий Победоносец и пронесся вдоль вражеских полчищ, приводя в ужас и смятение язычников. На следующий день войско Казы-Тирея ушло в степи, устрашенное заступничеством Небесного Воина. В память этого события в монастыре установлено было празднование святому великомученику и победоносцу Георгию (седьмой понедельник после Успения Пресвятой Богородицы). Среди жителей спасенного города Серпухова этот праздник именовался «Георгием Потаенным».
Бескровная победа под стенами Введенского Владычного монастыря была отмечена щедрыми пожертвованиями царя Бориса Годунова на его дальнейшее строительство и благоукрашение. За последующие десять лет были возведены трапезная с чудесной шатровой церковью во имя св. Георгия Победоносца, звонница с башенкой, имевшей «часы боевые на ходу», каменные жилые корпуса. Монастырь был обнесен кирпичной крепостной стеной с башнями и надвратной церковью святого мученика Феодота Анкирского (в 1834 она была перестроена и переосвящена святителем Московским Филаретом в честь Нерукотворного образа Спасителя). Результатом этой кипучей созидательной деятельности стал прекрасный архитектурный ансамбль годуновской эпохи, один из немногих чудом дошедших, хоть и в руинах, до нашего времени.
... К сожалению, XVII-XVIII века не были отмечены в летописи Введенского Владычного монастыря яркими событиями. А с конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения и приходить в упадок. Ее приписали сначала к Московскому Заиконоспасскому монастырю, затем к Высоцкому Серпуховскому монастырю. На 1737 год в монастыре жил всего один престарелый иеромонах.
Начало нового расцвета монастыря относится к 1806 году. На него обратил свое архипастырское внимание митрополит Московский Платон (Левшин). Он испросил у императора Александра I монаршьего дозволения преобразовать его в женскую обитель. Первой настоятельницей стала монахиня Досифея из Московского новодевичьего монастыря. В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре существовало обширное хозяйство: огороды, фруктовые сады, луговые и пахотные земли, скотный двор и пчельник. Обитель владела 180 десятинами лесных угодий.
Однако Введенский Владычный монастырь стал широко известен не только своей хозяйственной деятельностью, но и строгими правилами иноческого общежития. Они были введены в монастырский устав великим иерархом Русской Церкви — святителем Филаретом Дроздовым, Митрополитом Московским и Коломенским, который испытывал к обители особое благорасположение.
К середине девятнадцатого столетия число насельниц монастыря достигло 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия. Так с 1806 по 1845 годы в обители подвизалась блаженная старица Ефросиния Колюпановская (в миру княгиня Евдокия Вяземская), погребенная в 1855 году в приделе храма села Колюпанова Тульской губернии и причисленная в 1988 году к лику местночтимых святых. Во Введенском Владычном монастыре святителем Филаретом Московским была пострижена в инокини с именем Павла ставшая впоследствии старицей Спасо-Бородинского монастыря преподобная схимонахиня Рахиль. В 1996 году она также была причислена к лику святых Московской епархии.
В этот же период была возрождена в сердцах верующих память о строителе и первом настоятеле Введенского Владычного монастыря преподобном Варлааме Серпуховском. Со второй половины XIX века имя его стало известно по всей России благодаря многочисленным чудесам исцеления от гробницы с его мощами и связанным с ним явлением в 1878 году чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Монастырские предания повествуют об этом следующим образом. Одному крестьянину Тульской губернии, отставному николаевскому солдату, страдавшему недугом пьянства и параличом ног, некиим старцем трижды во сне было указано на Введенский Владычный монастырь города Серпухова как на место, где тот получит исцеление от своих болезней. Указана была также и икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», перед которой старец посоветовал отслужить молебен. С огромным трудом добрался крестьянин до монастыря, но никто из насельниц не смог указать на икону с подобным названием в Георгиевском храме обители. Лишь послушница Захария случайно вспомнила об образе Божией Матери, висевшем в темном проходе на колокольню. На обратной его стороне действительно была прочитана надпись «Неупиваемая чаша».
Когда же страждущего подвели к раке преподобного Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал являвшегося ему во сне благолепного старца. Крестьянин вернулся домой совершенно исцеленным, а весть о явлении чудотворной иконы быстро распространилась по Серпуховской губернии. А вскоре к новоявленной иконе стали приезжать из самых отдаленных уголков России, - почитание ее стало истинно всенародным.
Чудотворная икона пребывала в монастыре до 1919 года. После его закрытия она была перенесена в один из храмов города Серпухова, потом она на многие десятилетия бесследно исчезла...

... И вот вновь знакомые стены Введенского Владычного монастыря. Матушка игуменья встречает на пороге келейного корпуса: чувствуется, что каждый гость для нее самый дорогой и единственный. Охотно отвечает на вопросы. Извиняется, что все время приходится прерываться на неотложные хозяйственные дела. И конечно же, первый вопрос о самом главном:
- Расскажите немного поподробнее о судьбе иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленной во Введенском Владычном монастыре.
- По записям и по документам известно, что, когда в 1919 году закрывался наш монастырь, Серпуховской владыка епископ Мануил (Лемешевский) перенес две чудотворные иконы в храмы города. Образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» - в собор Николы Белого, а чудотворную икону Георгия Победоносца - в Ильинский храм, который, кстати, никогда не закрывался. Когда в дальнейшем закрывали храм Николы Белого, почти все иконы были сожжены на берегу реки Нары. На этом след иконы «Неупиваемая Чаша» теряется.
Еще до закрытия храма Николы Белого, по благословению Серпуховского владыки, было написано восемь точных списков этой иконы. Сейчас неизвестно ни местонахождение этих списков, ни местонахождение самого подлинника, который до закрытия монастыря находился у нас. По предположению одного искусствоведа, подлинник находится в Москве в частной коллекции. Насколько это верно, я не могу сказать. Дело в том, что хозяин этой коллекции - человек абсолютно далекий от Бога. Почувствовав интерес к иконе, он заломил совершенно неимоверную сумму.
Она настолько велика, что искусствовед даже побоялся произнести ее вслух. Я контактировала с этим искусствоведом через священника, чьим духовным чадом тот является и кому он хотел пожертвовать икону. Батюшка, хорошо зная о нашем монастыре, хотел бы, в свою очередь, подарить ее нам. Я подумала, что, несмотря на всю величину суммы, можно было бы объявить всенародный сбор. Наверное, икону просто выкупили бы всем миром. Через батюшку такое предложение сделано, но ответа пока никакого нет. К тому же, в силу того, что, как я сказала, коллекционер - человек неверующий, мы боимся, что по мере сбора денег, он будет постоянно увеличивать сумму «выкупа».
- Матушка, как же все-таки получилось, что икона была явлена у Вас в монастыре, в дореволюционную пору все чудесные исцеления происходили тоже именно здесь, а ныне «центр притяжения» страждущих переместился в Высоцкий мужской монастырь юрода Серпухова?
- Все получилось вполне естественно. Мужской Высоцкий монастырь открылся в 1991 году, а в 1993 году был написан тот список, который у них прославлен. Был он прославлен как «явленный в городе Серпухове», то есть как бы без указания места явления. Если мы просмотрим все книги, изданные в Высоцком монастыре, там нигде не указано, что икона явлена именно там. Обычно, где о явлении идет речь, просто написано, что пьянице было видение идти в монастырь Владычицы Богородицы. Но это ведь название именно нашего монастыря.
- А с чем тогда связаны разные даты празднования иконы «Неупиваемая чаша» в наше время?
- Наш монастырь отмечает праздник в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 10 декабря, т.к. до революции он отмечался в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». Ведь иконография нашей иконы напоминает образ Божией Матери «Знамение». Конечно, больше всего икона «Неупиваемая чаша» похожа на Никейскую икону. Но ее мало кто знал в старые времена, да и сейчас она мало кому известна. Восемнадцатое же мая является днем памяти преподобного Варлаама Серпуховского, причастного к явлению этой иконы и основавшего наш Владычный Введенский монастырь.
Когда же Высоцкий мужской монастырь возрождал в наше время почитание иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» им не понравился декабрь, как время неудобное для приема паломников. Поэтому выбрали весну-лето.
Предположительно, один год праздновали даже на Никейскую, но как-то тоже не понравилось. Поэтому приурочили к 18 мая, то есть к дню памяти Варлаама Серпуховского, как святого, причастного к явлению иконы. Так мы лишились дня памяти и самой иконы «Неупиваемая Чаша», и дня памяти преподобного Варлаама. О нем, к великому сожалению, мало кто вспоминает, а все празднуют в этот день «Неупиваемую Чашу». Вот так все получилось. А мы открылись в 1995 году, и уже к этому моменту икона была всероссийски прославлена. По народной поговорке: «Плетью обуха не перешибешь».
Открылись на таких руинах, у нас не было ни копейки денег. Поэтому, пока смогли какие-то иконки сделать, издать небольшую книгу со сказанием о явлении и акафист, время было уже окончательно упущено. С другой стороны, во всем надо усматривать промысел Божий. Ведь в тот момент, когда мы открылись, нам нереально было бы принимать толпы паломников - те тысячи, которые едут в Высоцкий мужской монастырь. Там даже тяжело молиться в храме - одни болящие и страждущие. Просто толпы. Да и для окормления такого количества паломников гораздо лучше подходит мужской монастырь, потому что там много священников, а у нас до недавнего времени был всего один батюшка. И тот приходил из города. И вот так представить, - запустить к нам всю эту толпу едущих в Высоцкий монастырь! Да нас просто затопчут.
У нас вообще какое-то место, куда доехать тяжело: то машины ломаются, то возникают какие-то обстоятельства. Поэтому и получается, что приезжают люди только те, кому действительно нужно приехать, кто действительно страждет. Приезжают не ради праздного любопытства. Праздные люди к нам не попадают. И это, конечно, тяжкий крест принимать паломников в монастыре. Поэтому мы даже благодарны мужскому монастырю, что он взвалил на себя этот крест.
Конечно, нам очень скорбно, что скрывается подлинное место явления чудотворной иконы. Когда наш монастырь только открылся, я была на приеме у нашего Владыки митрополита Ювеналия. И я его спросила, насколько будет этично говорить всем о том, что икона явлена действительно в нашем монастыре. На это митрополит мне ответил: «Представь себе, по всей России тысячи списков иконы Божией Матери «Казанская». Многие из них чудотворные. Но никто же не скрывает, что она явлена в Казани!». Поэтому, никто не отрицает чудотворности иконы «Неупиваемая Чаша» Высоцкого монастыря, но все-таки, место явления - у нас.
Таким образом, на то, чтобы восстанавливать почитание иконы у нас в монастыре, у меня есть архипастырское благословение. Еще есть два благословения от старцев. Один из старцев даже сказал: «Ты не имеешь права молчать. Чудотворная икона явлена у тебя». Так вот потихоньку стали возрождать празднование иконы. Два года уже по благословению владыки Ювеналия празднуем 10 декабря, так как это было до революции. В прошлом году паломников было очень много, правда, был выходной день. В этом году поскромнее.
А 18 мая - день преставления и день возрождения почитания преподобного Варлаама Серпуховского, потому как память его почитания была утеряна и восстановлена только в 2000 году. И что удивительно, некое стечение обстоятельств устроило восстановление памяти именно 18 мая, хотя митрополит собирался делать его в сентябре. Однако мелкая ошибка, скажем так, описка одного епархиального чиновника, устроила так, что все это произошло все-таки 18 мая. Тоже по промыслу.
- А много ли паломников посещает Введенский Владычный монастырь?
- Паломников у нас много летом, зимой, конечно, меньше. Автобусные экскурсии тоже к нам приезжают. Одним словом, «то густо, то пусто». Бывает по два месяца никого, а потом, - семь-восемь автобусов за один день. К сожалению, пока немногие знают, что явление Богородицы и иконы «Неупиваемая Чаша» произошло в нашем монастыре. А кто и знает, по привычке предпочитает заезжать сначала в Высоцкий монастырь.
Все-таки этой путанице, наверное, должен быть рано или поздно положен конец.
Дополнительная путаница между двумя монастырями в Серпухове, женским и мужским, очевидно, еще происходит от того, что до 1806 года Введенский Владычный действительно был мужским. Таковым он и основывался преподобным Варлаамом Серпуховским. Несмотря на то, что после закрытия Владычного монастыря часть пожилых сестер жила какое-то время в Высоцком монастыре, икона «Неупиваемая Чаша» там не бывала никогда. Она сразу была передана в храм Николы Белого. В Высоцком монастыре всегда почиталась икона Божией Матери «Иверская», у них и Иверская часовня есть ближе к Оке.
- Но во Владычном монастыре сейчас ведь тоже есть список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». И тоже чудотворный.
- Зафиксированные чудеса исцеления есть и от списка иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в нашем монастыре. Я говорю только о зафиксированных. На самом-то деле их гораздо больше. Просто многие исцеленные, по пустым предрассудкам, считают, что говорить об этом нельзя. Опять, мол, можно заболеть. Конечно, это глубокое заблуждение.
Икона нашего монастыря ведь и мироточит, и глаза открывает, что тоже зафиксировано большим количеством свидетелей. Когда об этом чуде сказали первый раз, мы подумали, что человек, вероятно, «замолился». Или просто показалось ему. Ведь есть люди крайне эмоциональные. Но вот один человек сказал, второй, третий. Теперь уж слишком много людей говорит об этом. До поры до времени старались не придавать рассказам особого значения. Но вот как-то поздно вечером, часов в одиннадцать, приехали паломники из Одессы. Совсем ненадолго, и экскурсию стала проводить я сама прямо у иконы.
В частности, сказала, что некоторые люди видели, как икона открывает глаза. И в этот момент она их открыла. Просто шире. Не то, что они у нее закрыты. Нет, они открыты. Но здесь они открылись как-то еще шире - мы говорим, до размера подлинника. Ведь на подлиннике иконы очень большие глаза. Я это увидела собственными глазами, и все кто были со мной, а это человек 25-30, тоже увидели. Раздался только общий вздох изумления у всех, кто стоял перед иконой.
Также были свидетельства, когда глаза казались как бы живыми. Второй священник наш, отец Алексий, батюшка очень строгих традиций, как-то ко мне подошел и спросил: «Матушка, а кто икону писал?». Я ответила, что писал Валерий Поляков. Он живописец и иконописец, живет в Москве. «А вообще, как он? Православный, верующий?». Я ответила, что нормальный, православный верующий человек. Одним словом, обыкновенный русский человек. Батюшка как-то замялся, и я поняла.
«Батюшка, Вы что, увидели, что икона глазки щурит и открывает?». «Да!». То есть, он даже боялся об этом вслух сказать. Боялся, что ему показалось, что это ненормальное явление. «Нет, батюшка, не один Вы это видели. Не пугайтесь. Это не прелесть и не Ваше личное. Это действительно многие люди видят».
Были у нас случаи помощи в исцелении от наркомании и пьянства. Самое первое чудо перед иконой было связано с исцелением от пьянства. На практике проверено, что те, кто пребывают в нашем монастыре, достаточно легко переносят и наркотическую абстиненцию, т.н. «ломки». Бывали случаи явной помощи в получении жилья.
- Матушка, и Вы при таком количестве других проблем ваяли на себя еще такой крест - лечить от наркотической зависимости у себя в монастыре? Ведь тот же Высоцкий монастырь, весьма благополучный и вполне благоустроенный, уже более двух лет наркоманов на послушания не принимает.
- Да, у нас девочки наркоманки живут при монастыре. И вот был случай. Девушка три года «плотно сидела» на героине. Привезли, как говорят у наркоманов, «насухую», то есть без всяких медикаментов. Когда «ломка» началась, предложили облить крещенской водой. Облили ведром воды. Девушке было плохо в течение суток, а потом вся «ломка» прошла. Это само по себе очень необычно, потому что при таком «стаже» абстиненция не может пройти за два дня. Были случаи, когда хватало двух таблеток анальгетика на ночь, и «ломки» очень быстро прекращались, люди их переносили удивительно легко. Особо хочется сказать, что было уже два случая «заочного исцеления» от наркомании по молитвам в монастыре.
Люди не приезжали в монастырь трудничать, не отгораживались от общества. Оба случая отмечены в Санкт-Петербурге.
Через наш монастырь прошло двенадцать наркоманок. Кое-кто живет уже по полгода и даже год. Конечно же, всех привозят родители, но сами болящие на это согласны. Если человек сам не хочет, он не сможет жить и лечиться в монастыре. Немаловажную роль играет та среда, в которой девочки росли и воспитывались. Из более простых семей девочки приживаются, а вот из элитных... Им прижиться тяжело, хотя бы потому, что надо регулярно трудиться. Они к этому не привыкли, не нравится им это.
- Матушка Алексия, а какие еще, как сейчас принято говорить, социальные программы осуществляет Ваш монастырь?
- В этом году мы открыли православную гимназию совместно с городом, явились ее учредителями. В Серпухове она, естественно, первая. Скорее всего, больше городу и не понадобится гимназия. К сожалению. Назвали ее в честь преподобного Варлаама Серпуховского. В этом году набрали первый и второй классы. С этим были связаны определенные организационные трудности.
- Пока речь идет только о том, что делает Ваш монастырь для людей, для юрода. Как складываются отношения с местной администрацией, чем Вам она помогает? Как складываются взаимоотношения монастыря с местными жителями, в частности, с теми, кто волею судеб оказался проживающим практически на его территории и до сих пор занимает часть его строений?
- Уже почти год у нас новый глава города. С ним отношения складываются, слава Богу, лучше, чем с предыдущим. Есть надежда на сотрудничество, так как человек открыт новым идеям. К сожалению, трудно сказать о степени его православности, а о воцерковленности вообще нельзя говорить. Но человек, по крайней мере, выслушивает и помогает. Главное, что нет пустых обещаний, - если он не может, он отказывает. И это хорошо, поскольку мы пойдем искать в другом месте, вместо того, чтобы и тратить свое и чужое время.
С жителями, которые оказались в домах, исторически принадлежавших монастырю, взаимоотношения нормальные. Вернее сказать - присутствует определенный нейтралитет. Жители-то тут совершенно не причем.
Они вообще в первое время надеялись, что их переселят в нормальные условия, потому что корпус, который находится практически на территории монастыря, был в очень плохом состоянии. К сожалению, радость, что они получат новое жилье, прошла - у города на это нет денег. Пришлось дом подремонтировать своими монастырскими силами. Жители сейчас немного успокоились. А мы ведем сейчас с городом переговоры, но город у нас небогатый.
- На какие же средства Вам удается восстанавливать монастырь, издавать литературу, участвовать в православных ярмарках, осуществлять социальные программы, заниматься помощью местным жителям. Еще и больных лечить?
- Живем мы исключительно на деньги, которые приносит храм. Либо на анонимные пожертвования. Постоянного спонсора, как у некоторых, у нас нет. Жертвуют иногда предприятия города, но они делают это разово.
Регулярных меценатов, как раньше говорили, у нас пока нет. К тому же, мы открылись позже всех.
Как говорится, всех «шефов» разобрали. Потом, Серпухов по экономике - один из «сложных» городов в Московской области. Была «оборонка», но - она вся развалена. И уровень жизни у нас весьма низкий в области.
Отсутствие спонсоров вызвано еще и тем, что мы, как я уже говорила, к сожалению, мало известны. Все превозносят Высоцкий мужской монастырь, а мы за ним не видны и не слышны. Спонсоров что еще отпугивает, - большое количество разрухи. Когда ты вложил деньги и сделал один храм или иконостас, это как-то сразу видно. А у нас... Вся архитектура в монастыре годуновской эпохи. Все храмы сохранились, вопрос в каком состоянии. По чести сказать, мы можем по архитектуре посоперничать с Александровской слободой. Но там почти все в пользовании музея, зато в хорошем состоянии. Здесь же все наше, но пока вот в такой разрухе.
И люди не перестают поражаться, что такая разруха наступила с 1978 года. Когда мы пришли сюда в 1995 году, - не было вообще ничего: ни воды, ни газа, ни отопления, ни света. Вообще ничего. Именно поэтому абсолютно все приходится делать «с нуля». Именно поэтому колоссальные затраты идут на коммуникации. Получается, что мы деньги в буквальном смысле слова «зарываем в землю». Денег как бы не видно. А люди по своей психологии думают: «А куда деньги-то идут?».
- Такое впечатление, что у Вас на все сил хватает. Наверно, и подсобное хозяйство есть?
- У нас есть Подворье, но земли, к сожалению, практически нет. Вот мы сейчас занимаемся этим вопросом. К сожалению, раньше это было бы сделать проще, но не было ни сил, ни средств для обработки земли. Берешь землю - ее нужно обрабатывать. Когда сейчас нас стало чуточку побольше, мы наконец задались этим вопросом.
Хотим землю найти поближе к монастырю, поближе к Подворью. Оно у нас в деревне Дракино при храме Бориса и Глеба. Это на самой границе Московской и Калужской областей, около Тарусы при впадении Протвы в Оку.
Но куда бы мы ни обращались, нам говорят, что в нашем районе земли нет. Предлагают два гектара взять около Серпухова в аренду. И при этом говорят, что бензоколонка платит за аренду 1 гектара 12 тысяч рублей в год.
Почему-то думают, что монастырь может платить подобные суммы. У нас колоссальные затраты идут на реставрацию и строительство. На себя мы практически ничего не тратим. Почти все вещи, которыми мы пользуемся, это пожертвования.
- Сколько сестер сейчас в Вашем монастыре?
- В монастыре сейчас 10 постриженных сестер, две послушницы и двое на испытании.
Больше вопросов к матушке Алексии у меня не было!!!

...Через два дня после поездки в Серпухов ко мне подошла знакомая женщина. С ее сестрой приключилась беда. Нужен был совет и помощь в тяжелых жизненных обстоятельствах. Уверен, матушка Алексия меня простит, - я дал ее телефон во Введенский Владычный женский монастырь...

Журнал «Православный паломник» № 1 (3), 2002 г.
http://www.vidania.ru/palomniki/palomnichestvo_vo_vladychnuy_monastyr.html
18.08.2015 - 21:28:46
 
Просмотры: 2123
EXIF:
Изготовитель:
Canon
 
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
 
Диафрагма:
f/4
 
Выдержка:
1/80s
 
ISO:
1000
 
Ф.расстояние:
85mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC 2015 (Windows)
 
Дата съёмки:
15.08.2015 - 16:58:21
 
Понравилось:
Андрей Синицын
Дмитрий Рутковский
Андрей Воробьев
Валентина Береснева
Petr Popov
Андрей Бурлака
Витас Бенета
 
Сообщить о нарушении