Берлин. Светофорный человек (Ampelmann, Ampelmännchen)
В ФРГ и многих других странах мира в светофор
Теги: Берлин, Германия, Столица, Европа, символ Берлина, Светофор, такие светофоры были в ГДР, сохранились мало где в Германии после падения берлинской стены
В ФРГ и многих других странах мира в светофорах использовалось схематичное изображение человека. А в ГДР и ныне в восточной части Германии - необычная мужская фигурка в шляпе.
Сейчас это является сувениром (как матрешка для России) и у некоторых вызывает остальгию (ностальгию по востоку, т.е. ГДР).
В те далекие годы, с развитием автомобильной промышленности вырос и уровень несчастных случаев на пешеходных переходах, что заставило дорожные инспекции принять меры. Karl Peglau, человек редкой профессии – психолог дорожного движения, разработал с этой целью значки для пешеходных светофоров в виде маленьких человечков в шляпе. Главный смысл новых светофоров заключался в том, что люди, не различающие цвета на обычных светофорах, могли с легкостью отличить сигналы запрещающего и разрешающего пешеходного светофора по форме человечков. Эта идея была настолько удобной, наглядной и своевременной, что образ Ampelmannчиков стали использовать в детских книжках, мультфильмах, играх и даже в местах, совершенно не имеющих отношение к пешеходным переходам. После развала берлинской стены и объединения Германии в Берлине меняли уличные знаки, указатели и прочие элементы градоустройства, но светофоры с изображением Ampelmann решили оставить и даже наоборот стали устанавливать такие же в западной части города.
Сегодня Ampelmann стал символом, талисманом и неотъемлемой частью культуры Берлина. Сувениры с его изображением можно найти в любой сувенирной лавке. А в фирменном магазине Ampelmann - вообще храм культуры Ампельмании и кладезь всевозможных сувениров и прикольных штучек с изображением светофорных человечков
Восточноберлинские световые сигналы были разработаны в 1961 году психологом Карлом Пеглау, который критиковал стандартные сигналы за то, что они не учитывают потребности пешеходов, которые не способны различать цвета.
Идея была одобрена, но в серию не пошла, так как требовала больших затрат на модернизацию всей светофорной инфраструктуры. А вот идея с человечками оказалась проще в реализации и даже более изящной, что и была представлена публике 13 октября 1961 года.
Сигналы с человечками стали такими популярными, что были включены в образовательные программы и игры для детей, были передачи на радио с их участием.
После объединения Германии была предпринята попытка стандартизовать сигналы для пешеходов по западно-германскому образцу. Восточные человечки были демонтированы, образовательные программы с их участием свернуты.
была версiя, что нашлись местные раненые на голову либерасты, которые утверждали, что зеленый дядька в шляпе на сигнале светофора напоминает агента ШТАЗИ и от этих огней веет тоталитарным прошлым. Якобы поэтому сигналы нужно не просто демонтировать, а запретить и уничтожить.
Здравый смысл и ностальгия, тем не менее, восторжествовали и общественность потребовала ампельманов обратно, в 1995 году в Берлине проведя публичные компании за их сохранение, как часть восточно-германской культуры. В 2005 году ампельманы были возвращены на берлинские улицы. Более того, некоторые города западной Германии (Заарбрюкен и Гайдельберг) также начали использовать эти символы в своих светофорах.
Графический дизайнер Маркус Хекхаузен из Тюбингена основал Ampelmann GmbH в Берлине, которая выпускает сувенирную продукцию с изображением ампельманов: кружки, светильники, футболки и многое другое.
У ампельманов появилось несколько шутливых вариаций, которые, тем не менее, были внедрены в некоторых городах. Например, ампельфрау, как женская противоположность ампельману, живет в Дрездене