Потёмкинская лестница соединяет центр города с гаванью и Морским вокзалом и является одной из знаменитейших достопримечательностей Одессы и одной из самых известных в мире.
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно — её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней.
Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.
После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.
Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867), который воплотил в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.
Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.
Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.
В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.
На сегодняшний день лестница состоит из 192 ступеней (первоначально их было ровно двести, но при расширении порта восемь ступенек были утрачены) и десятка пролётов. Длина потемкинской лестницы составляет 142 метра, она создана перспективно — её основание (шириной 21,7 м) гораздо шире верхней части (12,5 м), из-за чего при взгляде сверху лестницы создаётся впечатление одинаковой ширины по всей её длине. Парапеты лестницы кажутся параллельными и видны только площадки (кроме верхнего марша). При взгляде снизу лестница кажется гораздо длиннее и виден лишь сплошной каскад ступеней.
Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.
После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.
Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867), который воплотил в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.
Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.
Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.
В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.