Теги: алексей шаповалов стерх, архитектура, вера, город, красота, купола, паломничество, памятник архитектуры, православие, саратов, саратов православный, саратовская епархия, свято-троицкий (старый) собор в саратове, соборы, храм, храмы, христианство
Саратов. Свято-Троицкий (Старый) собор
Саратов. Свято-Троицкий (Старый) собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← Папа мама... | Орхидея →
Первая деревянная Троицкая церковь, стоявшая на месте собора, была возведена по благословению епископа астраханского Парфения в 1674-1675 годах. Храм был возведён в течение очень короткого времени на центральной и единственной площади Саратова.
Десять лет спустя, в 1684 году, Троицкая церковь сгорела дотла в огне очередного саратовского пожара. Оставшийся без прихода протопоп Игнатий Данилов с братией бил челом митрополиту Астраханскому и Терскому Савватию, прося благословить его и «разных чинов» обитателей Саратова приготовлять всё, что было необходимо для построения собора, а потом начать и самое построение храма «на прежнем месте» и «в тоже наименование».
Переписка с астраханским архиерейским домом продолжалась в течение пяти лет. Только в июне 1689 года митрополит Савватий выслал в Саратов требуемый документ. При этом грамота архиерея не только разрешала начать строительство, но и указывала некоторые конструктивные особенности будущего храма. После этого строительство храма пошло достаточно быстро. Построение собора было делом чести для немногочисленных жителей города. Храм возводился всем миром, и за исключением работ, которые выполнялись специалистами, всё остальное делалось городскими обывателями.
Уже в 1694 году он был готов к освящению и в октябре 1695 года был освидетельствован присланным из Астрахани архимандритом Иосифом. В акте освидетельствования называлось имя первого настоятеля новопостроенного храма- протопопа Григория Спиридонова. Здесь же указывалось, что храм был крыт «лубьём да драньём», то есть имел деревянную кровлю и что «у тои же церкви колокольня на столбах, большой колокол 33 пуда, два колокола по осми пуд, да колокол три пуда, да два колокола пять пуд».
Видимо, тогда же, в октябре 1695 года, сразу же после освидетельствования тем же архимандритом Иосифом с братией были освящены оба храма новопостроенного собора- верхний во имя Святой Троицы, а нижний в честь Успения Божией Матери.
В «акте приемки» собора, составленном архимандритом Иосифом, отмечена находящаяся в трапезной нижнего храма «печь обращатая»- вероятно голландская печь, покрытая изразцами. Для провинциального храма конца 17 столетия это было новшество, поскольку средневековые русские храмы из-за боязни пожаров никогда не оснащались печами. В ыерхней церкви собора печи появились только в конце 19 века. Возможно, тёплая нижняя трапезная была местом, где богослужения совершались в зимнее время, в то время как летом служьа шла в неотапливаемой части храма.
Духовенство Троицкого собора сразу же после его постройки оказалось в трудном положении. Прниход был малочисленный, как и весь новопостроенный город. Поэтому на следующий год после освящения храма его настоятель протопоп Игнатий Донилов обратился к государю Петру Великому с челобитной, в которой ходатайствовал о пожертвовании духоаенству земельного участка по речкам Чардыму и Сокору в количестве 115 десятин. Государь челобитную принял благосклонно и повелел саратовскому воеводе Андрею Григорьевичу Ляпунову просимый участок «к церкви дать», о чём Ляпунову и была послана Государева грамота от 5 апреля того же 1696 года.
Троицкий собор является характерным памятником исторически первого большого художественного стиля, появившегося в России,- московского барокко. Это храм корабельного типа: полукруглый, с алтарной апсидой, он символически означает Церковь- ковчег спасения. Центральная часть храма- часто встречающаяся в архитектуре форма, которая называется «восьмерик на четверике». Восьмерик, устремлённый в небо, словно ведёт за собой весьма статичный четверик. Богатство и пластичность форм как бы нарастают с высотой. Тонкие колонки по углам, рёбра граней верхних архитектурных объёмов, городки под карнизом, золотая луковица главы и золоченые подзоры образуют наряд, который заставляет воспринимать этот памятник как выражение радости, ликования. Этому способствует декоративность, создаваемая торжественно-пышными наличниками окон и затейливыми завершениями составляющтх их элементов. Всё это декоративное богатство создаёт неповторимый праздничный образ здания.
Этот стиль возникает в московской архитектуре в середине 17 столетия. Постройки, созданные на деньги приближенных к царскому престолу бояр, дали этому стилю название «голицынского» или «нарышкинского». Московское барокко отличают жизнерадостность и умеренность, которая защищает его от излишней патетичности западных образцов этого стиля.
Троицкий собор- единственный сохранившийся храм Саратовской епархии, построенный в стиле московского барокко. Возможно, что это вообще единственный представитель этого архитектурного стиля в Саратовском крае, ведь в эпоху, когда этот стиль оставался актуальным, в маленьких городах России, не говоря уже о сёлах, строились по преимуществу деревянные церкви.
20 мая 1712 года произошёл один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка. Троицкий собор после пожара выглядел ужасающе. Деревянные пристройки, оконные переплёты, двери, иконы, облачение, утварь- всё погибло в огне. На пепелище остался только покрытый сажей каменный остов храма.
В хлде ремонта собора были значительно удлинены трапезные на верхнем и нижнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединённых друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня. Как отмечает В.П.Соколов, «кроме прямого своего назначения- служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение- служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья». Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и лёгкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах. К середине 18 столетия на колокольне появились куранты.
Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722-1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Пётр Первый всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.
Известно, что Пётр Первый прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной 10 июня 1722 года. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен.
Во второй половине 18 века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года. К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».
Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачёва. Как писал саратовский краевед А.Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачёв подошёл к Саратову и остановился вёрстах в трёх от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать... Страх и трепет объял дителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалее домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию...».
Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже 18-19 столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. 3 апреля 1786 года губернатору П.С. Потёмкину была прислана архиерейская грамота, предписавшая разборку Троицкого собора и строительство на го месте нового храма.
Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали раширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года. 1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской Консистории о прекращении богослужений и немедленном начале работ по укреплению храма.
Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года. Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нем совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а так же во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.
За трещинами в соборе наблюдал специально приставленный комитет из почётных прихожан. В него входили управляющий Саратовской соляной конторой М.А.Устинов и купцы Г.Я. Волков и И.М.Пулькин. Трещины не расширялись. Считая здание достаточно прочным. М.А. Устинов, живший по-соседству с собором (ныне в его особняке — Областной Краеведческий музей), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы. Для того, чтобы здание не казалось уродливым, над ними была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двуэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время, «луб и драньё» на крыше собора были заменены кровельным железом.
Вскоре после учреждения Саратовского наместничества (1780 года) выяснилось, что на его территории находились приходские церкви, принадлежавшие, по меньшей мере, 7 епархиям: Астраханской, Тамбовской, Казанской, Воронежской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской. Безпорядок в церковной администрации был устранен Высочайшем указом от 16 октября 1799 года об учреждении Саратовской и Пензенской епархии.
В конце 1799 года Троицкий собор встречал первого архиерея новоучрежденной епархии Преосвященного Гаия (Такаова), епископа Саратовского и Пензенского. В Саратове он надолго не задержался, но произвел на саратовское духовенство самое благоприятное впечатление. Расположившись в Спасо-Преображенском монастыре, Гаий нашел его совершенно не пригодным для жительства. Никакой другой подходящей для архиерея резиденции в постоянно сгоравшем и потому малоблагоустроенном Саратове не нашлось и Преосвященный Гаий перебрался в другой свой кафедральный город — Пензу.
В Саратов он приезжал довольно часто и оказался запертым в этом городе во время чумы с конца 1807 года до апреля 1808 года. Об этой эпидемии подробно рассказывает в своём дневнике настоятель Троицкого собора протоиерей Николай Герасимович Скопин6 «По городу ходили слухи, что чума выдумана саратовской администрацией с целью показать свою распорядительность и отличиться таким путём перед высшим начальством». Слухи эти дошли до Петербурга, откуда для выяснения степени распространения болезни был командирован сенатор Осип Пертович Козодавлев. Впрочем, его борьба с распространением гипотетической чумы ограничилась присутствием в городе, который совсем не походил на зачумлённый. «Сенатор жил да пировал. Если что было хорошего в нём, так это усердие к церкви. Ибо всегда хаживал к обедне преждеосвященной и златоустовой...»
Усердный к церкви О.П.Козодавлев обратил внимание на вопиющую бедность облачений соборного духовенства. Он обратился к императору с прошением об обновлении ризницы. На радостях по случаю прекращения чумы от щедрот Александра Павловича в Саратов была доставлена новая ризница. Протоиерей Николай Скопин замечает в своём дневнике: «17 числа (января 1809 года) было великое торжество в Саратове, ибо было освящение ризницы, всемилостивейше пожалованной от Государя Императора Александра Павловича в Саратовский Троицкий собор... Сия ризница наделала шуму в городе, ибо столь счастливого происшествия он от бытия своего не видел...»
Впоследствии эта ризница была передана в новый Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского. Но и здесь, как и в Троицком соборе, ею пользовались только в торжественных случаях и всегда- в неделю Крестопоклонную и накануне и в день Воздвижения Креста Господня.
К началу 19 столетия стало ясно, что укреплённый контрфорсами Троицкий собор перестал расходиться. Для возобновления богослужений нужно было получить официальное заключение. Министр внутренних дел О.П.Козодавлев поручил Строительному комитету Департамента государственного хозяйства и публичных зданий провести экспертизу храма. 9 февраля 1813 года в Саратов прибыли архитектор Вильгельм Фохт с помощником Иваном Колодиным.
После внимательного осмотра собора Фохт и Колодин сделали вывод, что основной причиной аварийного состояния собора являются пережитые храмом пожары. С выводами Фохта и Колодина не согласился старший член комитета Луиз Руска, который заметил, что причина образования трещин состояла в выемке стен под восьмериком.
Предложения Фохта и Руска были прямо противоположными. Фохт предлагал подкрепить собор внутренними пристройками сводов и стен. Руска считал, что собор и без поправки не развалится, однако, чтобы отвратить всякое сомнение в его прочности, находил нужным для этого только снять каменные купола с собора и колокольни и заменить их, для облегчения здания, деревянными.
Не зная, как примирить мнения двух уважаемых специалистов, О.П.Козодавлев предложил саратовскому губернатору А.Д.Панчулидзеву решить вопрос на месте с учётом мнений саратовсого губернского архитектора В.И.Суранова и присланного из Тамбова архитектора Н.В.Урюпина. На месте вопрос был решён с провинциальной простотой. В рапорте, поданном губернатору 29 апреля 1814 года, Суранов и Урюпин предлагали ограничиться простой заделкой трещин новой кирпичной кладкой.
В августе, через три месяца после заделки стен, архитекторы доложили Панчулидзеву, что новых трещин нет и собор стоит совершенно безопасно. 12 сентября 1814 года правящий архиерей епархии епископ Пензенский и Саратовский Афанасий (Корчанов) дал благословение на возобновление богослужений в Троицком соборе. К этому времени в нижней и верхней церквах на средства М.А.Устинова были сделаны новые богатые иконостасы.
28 марта 1826 года был освящён новый Кафедральный собор во имя святого благоверного князя Алексагдра Невского. Троицкий собор превратился в обычную приходскую церковь.
В 1836 году в нижнем Успенском храме на средства купца Филиппа Яковлевича Пулькина был устроен правый придел во имя трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году в том же нижнем храме иждивением того же Ф.Я.Пулькина был устроен левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. Эти приделы находились в новой трапезной по обеим сторонам арки, отделявшей её от старой. Оба придела были крошечными. В иконостасе правого была, кроме царских врат, одна северная дверь. В левом придельном иконостасе боковых дверей не было вообще. Эти приделы были разобраны при закрытии храма и впоследствии не возобновлялись.
В 1860 году Троицкий собор обзавёлся новыми иконостасами. Иконы были написаны живописцем Фёдором Илларионовичем Солониным, творчество которого пришлось по вкусу правящему епископу Преосвященному Афанасию (Дроздову). «Кисть Солонина» консистория рекомендовала для всех храмов епархии, так как Солонин «в изображении ликов не иконах держался древнего греческого стиля, избегая крайностей и раскольнической уродливости, и языческой подражательности природе» (Указ Саратовской Духовной консистории от 29 февраля 1856 года №1020).
21 июля 1863 года Саратов посетил наследник всероссийского престола цесаревич и великий князь Николай Александрович (не ставший императором из-за своей преждевременной кончины). Он молился за Литургией в Троицком соборе, после которой благоговейно приложился к чудотворному образу Спаса Нерукотворного.
Начало нового века ознаменовалось для Троицкого собора новым большим ремонтом. Он был начат по инициативе викарного епископа Саратовской епархии священномцченика Гермогена (Долганева). Имея титул епископа Вольского, Преосвященный Гермоген проживал в Спасо-Преображенском монастыре и очень любтл служить в Старом соборе. 13 февраля 1903 года по благословению преосвященного Гермогена, ставшего вскоре правящим архиереем Саратовской епархии, был организован сосбый Строительный комитет по ремонту и благоукрашению Троицкого (Старого) собора. Его председателем стал вице-губернатор, действительный статский советник Всеволод Николаевич Азанчеев-Азанчевский, товарищем председателя- настоятель собора протоиерей Геннадий Иванович Махровский.
Комитет составил план ремонтных и реставрационных работ, выполнить которые в полной мере не удалось,- этому помешала революция 1917 года. Предсоборная площадь надолго стала местом революционных и антирелигиозных митингов, хулиганских выходок и акций разнообразных организаций, в том числе скандально известного в Саратове в начале 1920-х годов общества «долой стыд!».
Октябрьский переворот в Саратовской губернии был встречен с неодобрением. Начались аресты духовенства и мирян. 30 сентября 1919 года был расстрелян настоятель Свято-Троицкого собора протоиерей Геннадий Махровский вместе со священником Крестовоздвиженской церкви Олимпом Диаконовым. 10 октября 1919 года в Саратове были расстреляны епископ Вольский Герман (Косолапов), исполнявший во время пребывания епископа Досифея на Поместном Соборе обязанности правящего архиерея, настоятель Серафимовской церкви Саратова иерей Михаил Павлович Платонов, личный секретарь епископа Гермогена протоиерей Андрей Васильевич Шанский.
В начале 1930-х годов были закрыты все саратовские храмы, большинство из них было разрушено. В 1934 году был закрыт и Троицкий собор: в нём разместилось хранилище краеведческого музея. Ему тоже грозило разрушение, но на защиту храма встали не только его прихожане, но и научная и культурная общественность города. Самыми усердными защитниками Троицкого собора стали учёные Саратовского университета, сотрудники краеведческого и художественного музеев. Среди них- известный исследователь искусства Золотой Орды, замечательный саратовский учёный Кира Николаевна Папа-Афаносопуло. Собор удалось отстоять. Он был недействующим всего восемь лет: война заставила власти изменить своё отношение к Церкви.
Восстановление епархиального управления в Саратове произошло во время Великой Отечественной войны после назначения на Саратовскую кафедру епископа Андрея (Комарова), служившего когда-то в Саратове приходским священником. Епископ Андрей добился возобновления церковной жизни в Саратове, насмотря на неимоверные трудности: страх непрекращающихся репрессий, отсутствие духовенства, каких-либо материальных средств...
8 октября 1942 года в Троицком соборе были возобновлены регулярные богослужения. Настоятелем храма стал иеромонах Борис (Вик), ставший впоследствии правящим архиереем Саратовской епархии. Храм сильно пострадал от невежества захвативших его безбожников: была расхищена ризница уничтожены иконы и книги, разломаны иконостасы. Однако молитва в оскудевшем храме была искренней и горячей.
В военные и первые послевоенные годы Троицкий собор был переполнен. Сюда приходили тысячи людей, среди которых заметное место занимали представители саратовской интеллигенции. Иподиаконами епископов Андрея (Комарова), Григория (Чукова), Паисия (Образцова), Бориса (Вика) многие годы были юные Дима Ленской (впоследствии доцент механико-математического факультета СГУ) и Кир Юдин (впоследствии заведующий кафедрой анатомии Саратовского мединститута). С 1948 года до самой своей смерти в 1989 году усердным прихожанином собора был математик с мировой известностью, заведующий кафедрой алгебры и теории чисел СГУ профессор Николай Григорьевич Чудаков.
Восстановление внутреннего убранства храма заняло десятилетия. Население после войны оставалось крайне бедным. Власти, контролировавшие деятельность духовенства, беззастенчиво изымали средства, пополняя ими так называемый «Фонд мира».
В апреле 1948 года Саратовсой епархии была возврещена Духосошественская церковь. Она была значительно вместительнее Троицкого собора; архиерейские богослужения, которые привлекали множество народа, удобнее было совершать в ней. 21 апреля 1948 года епископ Саратовский и Вольский Борис (Вик) перенёс кафедру в Духосошественский собор.. В Троицкий собор она вернулась только в 1960-е годы.
22 июня 1949 года Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий первый, путешествовавший по Волге. Святейший Патриарх осмотрел храм и благословил произвести реставрацию фресок. Настоятельсобора протоиерей Иоанн Цветков привлёк к реставрации артель иконописцев из села Палех. Росписи были сделаны в обоих храмах Троицкого собора. Они отличаются характерной для палехской школы нарядностью, лёгкостью рисунка, утонченной проработкой деталей, радостной гармонией цвета.
В 1959-1954 годы известным художником-палешанином П.Л.Париловым были написаны также сорок икон, составивших иконостас верхнего Троицкого храма.
До конца 1980-х годов Свято-Троицкий собор был одним из дыух действующих саратовских храмов. До 2001 года он имел статус кафедрального. Его очень любили саратовские архиереи. Митрополит Вениамин (Федченков) после вечерней службы в воскресенье часто беседовал здесь с народом. Епископ Вениамин (Милов) писал, что он особенно любит богослужение в Свято-Троицком соборе. Архиепископ Пимен (Хмелевской) всегда говорил с особенной любовью: «У нас в соборе». Здесь в ограде храма Владыка Пимен и был погребён в 1993 году. Год спустя рядом с ним похоронили епископа Нектария (Коробова).
Летом 1993 года Саратовскую епархию посетил Святейший Патриаох Московский и Всея Руси Алексий Второй. 22 июня 1993 года, впервые за четырёхсотлетнюю историю Саратова, Божественную Литургию в Троицком соборе совершил Предстоятель Русской Православной церкви...
(продолжение следует)
Свято-Троицкий собор Саратова. Текст: священник Михаил Воробьёв.