Теги: архитектор с.а.ильинская, архитектура, город, драматический театр, памятник архитектуры, площадь ленина в смоленске, родина, россия, смоленск, смоленская область, советская архитектура, советский неоклассицизм, сталинский неоклассицизм, театр
Здание Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова
Здание Смоленского государственного драматического театра имени Грибоедова
Другие фотографии на ФотоКто: ← Тюльпан | зажигание фитильков →
Просмотры: 1898
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/4
Выдержка:
1/250s
ISO:
200
Ф.расстояние:
32mm
Программа:
Adobe Photoshop CC 2014 (Windows)
Дата съёмки:
03.01.2015 - 13:00:18
Адрес: Площадь Ленина, 4
Архитектор: С. А. Ильинская
Годы постройки: 1935-1936, восстановлен в 1947-1949, реконструкция в 1979-1981
Стиль: Советский неоклассицизм
Театральная история Смоленщины уходит в глубь веков. По сохранившимся в Областном архиве документам Смоленск входит в число первых городов, где появился свой театр.
Никифор Мурзакевич в «Смоленском дневнике с 1776 по 1834 годы» пишет: «В 1780 году город посещает императрица Екатерина II, сопровождаемая Римским императором Иосиф II, путешествующим под именем Графа Фалкенштейна. Для их приезда, губернатор Смоленска князь Н. В. Репнин приготовил в Никольской (Офицерской) слободе великолепный оперный дом...», где 3 июня была представлена «благородными обоего пола российская комедия с хором». Кстати, записи о посещении императрицей смоленского театра сохранились и в Камерфурьерском церемониальном журнале. С этого знаменательного дня театральные представления в Смоленске становятся постоянными.
В ХIХ столетии в Смоленске — расцвет антрепризы, как драматической, так и оперной. Именно по этой причине в Смоленске выступали Александра Яблочника и Вера Комиссаржевская. В 1918 году — гастролировали артисты Московского Художественного театра под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, таировского Камерного театра.
В вихре революционных событий, в ноябре 1919 года, Смоленский театр реорганизуется в Государственный театр драмы и оперы. Первый сезон открылся комедией «Ревизор» Н. В. Гоголя. За всю свою историю существования театр знал много славных страниц, связанных с легендарными именами.
Нынешнее здание театра было построено в 1935-1936 годах. Монументальное сооружение своего времени создали по проекту московского архитектора С. А. Ильинской.
В 1991 году Смоленский театр из областного реорганизуют в экспериментальный театр драмы, работающий на контрактной основе. Сейчас театр носит название Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова. В репертуаре театра спектакли по классическим и современным пьесам.
Афиши, программки, костюмы и многое другое, вошедшее в историю Смоленского театра, хранятся в театральном музее. Уже не один год на его базе проводятся всевозможные экскурсии, лекции, конференции. Успехом у зрителей пользуются музейные программы «Театральный алфавит» и «Приключения на острове Викториния в Театральном царстве».
В последние годы театр — постоянный участник театральных фестивалей. В июне 2008 года по инициативе директора на базе театра был проведен Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег», где были представлены лучшие спектакли театров России и Беларуси. В 2010 году состоялся II фестиваль. В нем приняли участие не только лучшие театральные коллективы России и Беларуси, но и театральные коллективы из Польши. В 2012 году на III фестивале к ним присоединились театральные коллективы из Украины и Швеции.
V Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» пройдет в апреле 2014 года.
https://afisha.yandex.ru/sml/places/50745/
Расположен на главной площади города, восточнее Дома Советов.
Первый "театр для зрелищ" был открыт в Смоленске на этой площади в середине 19 в. в здании Приказа общественного призрения. Существующий областной драматический театр построен в 1935-36 гг. по проекту, разработанному в 1933 г. архитектором С.А. Ильинской; после повреждений 1941-45 гг. восстановлен в 1947-49 гг. под ее же руководством.
Стены выполнены из кирпича и оштукатурены, частично облицованы гранитом, перекрытия железобетонные. В 1979-81 гг. здание реконструировано по проекту 1977 г. ленинградского филиала института "Гипротеатр" (руководитель авторского коллектива В.В. Иванов), в результате вместимость зала сократилась с 1500 до 1038 мест. Одновременно были сделаны большие пристройки к сценической части, возведена двухэтажная галерея, соединяющая театр с Домом Советов, увеличена высота аттика, закрывшего на фасадах купол театра, частично переделаны интерьеры.
Одно из крупнейших общественных зданий города - интересный пример театрального сооружения периода стилистической переориентации советской архитектуры 1930-х гг., что выразилось во взаимовлиянии двух художественных направлений в его облике: фасады театра декорированы в формах утвердившегося в это время неоклассицистического течения, однако в динамичном, подчеркнуто простом объемном построении очевидно влияние конструктивизма.
В композиции здания, симметричного относительно продольной меридиональной оси, доминирует овальный в плане объем зрительного зала, перекрытого пологим куполом и окруженного тремя ярусами кольцевых коридоров-фойе. Выразительная форма основного объема контрастирует с прямо угольными выступами лестничных клеток. С юга к нему примыкает равновысокий массивный трапециевидный корпус парадных вестибюля и фойе, обращенный на площадь монументальным шестиколонным портиком главного входа. С северной стороны здания возвышается высокий прямоугольный блок сценической коробки.
Строгий по рисунку ордерный декор подчеркивает геометрические формы главной части здания. По периметру овального объема между выступов лестничных клеток проходит изящная тосканская колоннада высотой в два этажа, завершенная полным антаблементом. Выше над окнами третьего этажа расположены массивный опоясывающий все части здания карниз, с крупными модульонами, и высокий глухой аттик. Стены овального объема до подоконников второго этажа облицованы блоками рваного красного гранита, а лестничные ризалиты - до верха окон второго этажа - обработаны блоками серого гранита. Верхняя часть стен основного объема и фасады сценической коробки имеют светлую охристую окраску, на фоне которых выделяются побеленные ордерные элементы. Квадратные колонны парадного входа облицованы полированными плитами серого гранита и украшены лепными капителями композитного ордера. На торцовых фасадах лестничных клеток двери и окна второго этажа выделены красивыми каменными обрамлениями. Под архитравами всех колоннад размещены люстры для подсветки здания в вечернее время.
Внутренняя планировка театра проста и логична. В нижнем этаже на уровне входа в здание под партером размещены гардероб и туалетные комнаты. Шесть двухмаршевых лестниц, расставленных вокруг овального объема, соединяют первый этаж с ярусами кольцеобразных фойе. Зрительный зал, включающий партер, балкон и расположенные уступами боковые ложи, перекрыт невысоким кессонированным куполом с ложным круглым проемом в вершине. Входы на лестницы и в расширенные части фойе, находящиеся в южном объеме, оформлены широкими арочными проемами. В интерьерах частично сохранилось первоначальное убранство: ограждения лестниц из толстых балясин, штукатурные капители квадратных колонн в буфете, филенчатые двери и др.
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, "Наука", 2001 г.