Теги: Эрмитаж, Часы "Павлин"
Павильонный зал Малого Эрмитажа. Часы "Павлин"
Павильонный зал Малого Эрмитажа. Часы "Павлин"
Другие фотографии на ФотоКто: ← *** | Сцена из балета "Спящая Красавица" →
Просмотры: 3365
EXIF:
Изготовитель:
SONY
Камера:
NEX-5
Диафрагма:
f/4,5
Выдержка:
1/80s
ISO:
200
Ф.расстояние:
42mm
Программа:
NEX-5 Ver.03
Дата съёмки:
21.03.2015 - 14:01:09
Чтобы птицы ожили, хранителю часов нужно завести конструкцию. Он заходит в стеклянный куб, вставляет ключ в спрятанную между медными листочками скважину и совершает несколько круговых движений.
Раздается звон колокольчиков. Птицы начинают шевелиться, показывая себя зрителям с разных сторон. Это длится три минуты. В конце раздается победный клич петуха, и все замирает.
Победа дня над ночью
Первой, как только механизм заведен, просыпается сова. Ее клетка начинает вращаться по кругу. Сама она и головой вертит, и глазами хлопает, и одну из лапок то поднимает, то опускает.
Вскоре затихает звон колокольчиков, замедляются движения совы. Наступает время павлина. Он шумно распускает золотые перья хвоста веером. Это аллегория восхода солнца. Потом птица быстро поворачивается к зрителям. Немного продемонстрировав заднюю часть, павлин начинает складывать и опускать перья и возвращаться в исходное положение.
Как только хвостатая птица заканчивает движения, пробуждается петух. Он радостно начинает кукарекать, возвещая о конце ночи и начале нового дня. С последним криком горлопана прекращает вращаться клетка совы, ночная хищница замирает. Спектакль окончен.
Дубовый пенек
Часы «Павлин» сделаны из позолоченной меди. Первоначально птицы были раскрашены в разные цвета, но со временем краска потускнела, местами сошла. Реставраторы решили ее удалить и не наносить.
Основа конструкции - дубовый пенек с живыми и засохшими ветками. К одному из сучков прикреплена ветка с совой, павлин восседает рядом на самом пеньке. Петух стоит на коряге, которая лежит у подножия дуба.
Птицы - не единственные «живые» существа, наполняющие композицию. Тут есть белка, улитки, ящерицы, лягушка и змея. Каждый элемент конструкции сделан со скрупулезной точностью. Если приглядеться к листикам на дубе, то можно увидеть на них прожилки.
Гриб-циферблат
Несмотря на явную декоративность композиции и то, что она была задумана, как механизм для увеселения, по ней можно сверять точность своих наручных часов.
Для этого нужно на переднем плане найти самый крупный гриб. У него на шляпке по кругу летает стрекоза. Она является секундной стрелкой. На краю шляпки прорезь, в которой видны цифры. Те, что римские отмеряют часы, а арабские - минуты.
В отличие от птиц, которых приводят в движение всего несколько раз в месяц, часы на грибе заводят регулярно, а ходят они точно.
История механизма
С этими часами связано много тайн. Во-первых, точно не известна дата их создания. Во-вторых, не установлен автор. В-третьих, нет даже ясности, как они попали в Россию. На этот счет существует две версии.
Исследователи Эрмитажа склоняются к тому, что часы создали во второй половине XVIII века. Несмотря на то, что нет никаких документальных свидетельств, считается, что механизм родом из Англии.
Предполагается, что «Павлин» - творение одного из мастеров, который работал на тогдашнего успешного коммерсанта Джеймса Кокса. В мастерских этого человека умельцы изготавливали разные диковинные механизмы, в том числе замысловатые часы. Стоили такие вещицы чрезвычайно дорого. Поэтому купить их могли позволить только представители королевских и царских домов, а также знатные особы.
Первым русским владельцем «Павлина» стал князь Потемкин-Таврический. Он приобрел механизм в 1780 году. Но то ли он сделал это через посредника, который привез часы из Лондона, то ли купил у английской герцогини Кингстонской. Аристократка незадолго до этого года перебралась в Петербург. Считается, что это она привезла с собой механизм.