error
Регистрация

***

 
 
*** - Сергей Иванов
*** - Барельеф полуколонн фасада Борисоглебского собора с изображением загадочного крылатого зверя.
Теги:  Барельеф, Собор, Симаргл
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Черниговский коллегиум :: Сергей Иванов
Про январь :: Сергей Иванов
Ромашки :: Сергей Иванов
Борисоглебский собор :: Сергей Иванов
Спасо-Преображенский собор (Спасский собор) :: Сергей Иванов
Семаргл :: Сергей Иванов
Портовый житель :: Сергей Иванов
Уходят в море корабли :: Сергей Иванов
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Тренировка на горных лыжах   |   ...  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Сергей Иванов
Сергей Иванов
Так же изображение этого загадочного крылатого зверя можно увидеть на резном белокаменном барельефе ХІІ столетия, который когда-то украшал портал Борисоглебского собора, а сейчас экспонируется внутри храма-музея. Это фантастическое существо, оплетенное лозой, имеет собачью голову, две лапы, крылья птицы и покрытое чешуей туловище, оканчивающееся змеиным хвостом. Как правило, Черниговского Зверя отождествляют со славянским языческим божеством Семарглом (Симарглом).
Еще до христианизации Руси, в 980 г., князь Владимир решил упорядочить языческий культ подвластной ему страны. Как свидетельствует «Повесть временных лет», «И поставил он кумиров на холме, позади терема: Перуна… и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Макошь».
О древности образа Семаргла свидетельствуют упоминания в индийской Ригведе и персидской Авесте. Само же имя расшифровывается как "Сайна-мрига", "Симург" - "собако-птица".
Семаргл - это мифическое существо, хорошо известное в иранской мифологии и представляющее собой крылатую собаку, священного пса Агурамазды Сэнмурва, покровителя семян и ростков. Но вполне возможно, что Семаргл – чисто наш, славянский мифологический персонаж. Так, например, считают современные «неоязычники», согласно верованиям которых, Семаргл был богом огня. Само же имя Семаргла производят от старорусского "смага", т.е. огонь, язык пламени, в чем проявляется его связь с Жар-птицей - огненным вестником счастья.
Однако имя Семаргла довольно быстро исчезло из русских антиязыческих поучений или же упоминалось в сильно искаженном переписчиками виде. В XII - XIV вв. в поучениях против язычества вместо Семаргла появляется Переплут, бог изобилия и богатства, культ которого выражался в плясках и питье из турьих рогов. Есть даже предположение, что в более поздних этнографических материалах ему, по всей видимости, соответствует сам «свет и сила – бог Ярило»!
Каким же образом изображение языческого божества Семаргла оказалось на портале Борисоглебского собора? Видимо нужно искать причины появления изображения Семаргла на портале Борисоглебского собора – в типичном для славянского мироощущения «двоеверии», когда новые, христианские представления накладывались на еще не забытые старые, языческие.
Кем бы ни был Черниговский Зверь – он очень любим Черниговцами. Его белокаменное изображение на протяжении многих лет ассоциировалось с Черниговом, было символом города, мотивом многих произведений искусства, использовалось в оформлении исторической и краеведческой литературы. Многочисленные «Семарглы» украшают кованую ограду Черниговского Вала.
28.03.2015 - 11:37:48
 
Юрий Поляков
Юрий Поляков
Интересный материал!
28.03.2015 - 16:51:35
 
Просмотры: 1109
Понравилось:
Nina Yudicheva
Илья Скупой
Надежда Ерыкалина
Евгений Khripp
Алексей Патлах
Юрий Музычка
Елена Шаламова
сергей адольфович
Dr. Olver  ( ОлегЪ )
Сергей  Могутов
Юрий Морозов
Андрей Синицын
ПК
Маргарита
Sergey Serebrykov
Anatol L
Виктор Заморков
Nikolay Monahov
Witalij Loewin
Alex
Olga
 
Сообщить о нарушении