Теги: арзамас, архитектор м.п.коринфский, архитектура, воскресенский кафедральный собор в арзамасе, воскресенский собор в арзамасе, город, классицизм, нижегородская епархия, нижегородская область, паломничество
Арзамас. Воскресенский собор
Арзамас. Воскресенский собор
Другие фотографии на ФотоКто: ← рп | Вечер над Финским заливом →
Просмотры: 2333
EXIF:
Изготовитель:
Canon
Камера:
Canon EOS 5D Mark II
Диафрагма:
f/10
Выдержка:
1/160s
ISO:
160
Ф.расстояние:
40mm
Программа:
Adobe Photoshop CS5 Windows
Дата съёмки:
30.09.2012 - 08:28:20
После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
Постройка собора была начата в 1814 году по проекту архитектора М.П. Коринфского, местного уроженца, выдающегося мастера позднего классицизма. Новый собор построен на месте ветхого летнего храма во имя Воскресения Христова с приделом великомученика Иоанна Воина.
Строительство продолжалось 28 лет, и неоднократно приостанавливалось из-за недостатка средств. Так после возведения стен оказалось, что нет железа для кровли. Сумма для покупки необходимого количества материала была огромная, но нашли необычный для того времени выход: железо купили в кредит у московского купца Герцова.
Отделочные работы и роспись храма длились 21 год. Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн.
Главный престол во имя Воскресения Христова освящен в 1840 году. Собор имеет еще четыре придела, освященные последовательно в 1832,1833, 1834 и 1842 годах. В храме празднуется 9 престольных праздников.
Собор расписан учениками Арзамасской школы живописи А.С. Ступина Осипом Семеновичем Серебряковым и его сыном Александром. Фрески, за исключением центрального купола, выполнены в коричневых легких тонах без цветных красок, что располагает к особому молитвенному настроению. Художники работали тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходится сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись. Все сюжеты фресок посвящены теме земной жизни Иисуса Христа.
Величественный иконостас резной работы выполнен братьями Василием и Климом Ломакиными. Все пять иконостасов обрамлены огромными деревянными колоннами с капителями, украшенными пилястрами с изящной резьбой. Алтарные врата главного престола украшены иконами Спасителя и Богоматери, которые изображены восседающими на царских тронах, в белых одеждах, с коронами на главах. Это работа профессора живописи Алексеева (зятя А.В. Ступина), расписывавшего впоследствии Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
В храме пребывает много святынь: Животворящий Крест Господень, старинные иконы, образы золотого и серебряного шитья. Одна из древнейших икон – «Воскресение Христово» – письма XVI века, упоминается в описи 1643 года как дар царя Ивана Грозного и называется «Государево данье». Резной образ святителя Николая Чудотворца, называемый Николой Можайским, упоминается в описи Никольской церкви в 1580 году.
Много икон золотого и серебряного шитья работы золотошвеек Алексеевского монастыря г. Арзамаса. Искусство золотого шитья было доведено до совершенства, изделия рукодельниц украшали храмы Иерусалима, Афона, Греции, Москвы.
Одновременно с Воскресенским собором была построена колокольня. Колоколов было десять. Самый большой весом более восьми тонн был отлит мастером Мартьеновым в Ярославле в 1849 году в память почетного гражданина Арзамаса П.И. Подсосова усердием его сыновей; второй по величине колокол весил около трех тонн. У западных врат храма – две памятные доски с именами строителей и жертвователей.
При холодном соборе была возведена теплая церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Церковь вместе с колокольней построена в 1794 году на месте старого каменного храма. Архитектура церкви носит переходный характер от барокко к классицизму. В плане представляет собой прямоугольник с полукружием алтаря. Храм имеет 22 окна, украшенные наличниками с лепниной
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с Петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Н. Н. Померанцев.
http://arzamas-vozrogdenie.ru/cserkvi_1_22/