Воронцовский маяк расположен на оконечности Карантинного (сейчас Рейдового) мола в Одесском порту на Черном море. Он первым встречает и последним провожает все приходящие в Одессу суда.
В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.
Самый первый маяк Одессы был заложен при генерал-майоре Кобле в 1815 году. Он был деревянным и возвышался не на нынешнем месте, а на мысе Большого Фонтана(в районе Александровского парка (ныне парк Шевченко)). Строительство маяка на мысе Большой Фонтан началось 2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа М. Воронцова по проекту инженер-майора Ж. В. Гаюи. Подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини завершили постройку 6 декабря 1827 года. Механизмы маяка соорудили мастера кузнечных дел Иосиф Видон и Дихтел. Чугунный фонарь изготовили на литейном заводе Луганска. Отделку серебряными листами параболы рефлектора выполнил мастер Мублик. На эту работу ушло 24 листа серебра. Высота маяка — 30 метров. На вершине перед рефлекторами зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден до 20 миль. А в 1867 году освещение стало электрическим (установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока и электродуговые лампы Фукко и Соррена). Это был первый в России и четвертый в мире электрический маяк. Даже спустя 15 лет из существовавших в мире 5000 маяков лишь 14 имели электропитание. Первым смотрителем маяка был назначен штабс-капитан Давыд Иванович Круг. Лет через двадцать была установлена английская сирена, рев которой был слышен на 5 миль. Достроен и открыт он был при генерал-губернаторе Новороссии светлейшем князе Михаиле Семеновиче Воронцове, который оказал активное содействие в устройстве маяка. По его фамилии и был назван маяк Воронцовским.
С приходом его в ветхое состояние на оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году был установлен новый маяк, тоже деревянный. Этот маяк был установлен по инициативе первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева, который был назначен командующим Черноморским флотом России.
В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск маяк был взорван (15-го сентября 1941 года), чтобы не служить ориентиром при артобстрелах и бомбардировке. Латунный верх маяка до настоящего времени покоится на дне моря. После войны на руинах маяка установили временную деревянную башню с ацетиленовым фонарем.
К 1953 году Карантинный мол был восстановлен. На его оконечности в 1954 году появился белоснежный красавец-маяк. Башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадтском судоремонтном заводе. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола в основании маяка смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть наутофона — звукосигнальной туманной установки, излучатели которой вынесены наружу. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега.
В истории Одесского порта прослеживается «династия» Воронцовских маячных огней и маяков. Они сменяли друг друга, совершенствуясь и перестраиваясь, по мере удлинения Карантинного и строительства Рейдового молов.
Самый первый маяк Одессы был заложен при генерал-майоре Кобле в 1815 году. Он был деревянным и возвышался не на нынешнем месте, а на мысе Большого Фонтана(в районе Александровского парка (ныне парк Шевченко)). Строительство маяка на мысе Большой Фонтан началось 2 августа 1823 года по указанию губернатора края графа М. Воронцова по проекту инженер-майора Ж. В. Гаюи. Подрядчики Симеон Томазини и Карл Гаджини завершили постройку 6 декабря 1827 года. Механизмы маяка соорудили мастера кузнечных дел Иосиф Видон и Дихтел. Чугунный фонарь изготовили на литейном заводе Луганска. Отделку серебряными листами параболы рефлектора выполнил мастер Мублик. На эту работу ушло 24 листа серебра. Высота маяка — 30 метров. На вершине перед рефлекторами зажигались 13 ламп с деревянным или суренным маслом. Огонь маяка был виден до 20 миль. А в 1867 году освещение стало электрическим (установили два локомобиля и два магнитоэлектрических генератора переменного тока и электродуговые лампы Фукко и Соррена). Это был первый в России и четвертый в мире электрический маяк. Даже спустя 15 лет из существовавших в мире 5000 маяков лишь 14 имели электропитание. Первым смотрителем маяка был назначен штабс-капитан Давыд Иванович Круг. Лет через двадцать была установлена английская сирена, рев которой был слышен на 5 миль. Достроен и открыт он был при генерал-губернаторе Новороссии светлейшем князе Михаиле Семеновиче Воронцове, который оказал активное содействие в устройстве маяка. По его фамилии и был назван маяк Воронцовским.
С приходом его в ветхое состояние на оконечности Рейдового или Карантинного мола в 1845 году был установлен новый маяк, тоже деревянный. Этот маяк был установлен по инициативе первооткрывателя Антарктиды адмирала Михаила Петровича Лазарева, который был назначен командующим Черноморским флотом России.
В 1941 году с выходом к Одессе немецко-румынских войск маяк был взорван (15-го сентября 1941 года), чтобы не служить ориентиром при артобстрелах и бомбардировке. Латунный верх маяка до настоящего времени покоится на дне моря. После войны на руинах маяка установили временную деревянную башню с ацетиленовым фонарем.
К 1953 году Карантинный мол был восстановлен. На его оконечности в 1954 году появился белоснежный красавец-маяк. Башня маяка с красным фонарем высотой 26 метров изготовлена на Кронштадтском судоремонтном заводе. Маяк видно за 15 морских миль. Внутри «головы» мола в основании маяка смонтированы аппаратура кругового радиомаяка и силовая часть наутофона — звукосигнальной туманной установки, излучатели которой вынесены наружу. В настоящее время электропитание подается на маяк автоматически с берега.