Пересыпь – микрорайон в Одессе, построенный на пересыпи – песчано-ракушечной косе, отделяющей Хаджибейский и Куяльницкий лиманы от Чёрного моря.
История этого района началась в Средние века, когда, задолго до основания Одессы, район этот был дном Чёрного моря, вдававшегося в сушу узкими заливами, ныне превратившимися в Куяльницкий и Хаджибейский лиманы. Принято считать, что в ХІ-ХV веках море отступило, когда поднявшийся со дна Одесской банки песок образовал перешеек. Тут пролегали торговые пути, образовывались казачьи хутора.
Уже вскоре после своего основания, Одесса превратилась в преуспевающий торговый город, через который проходило множество грузов. Рядом со складами и амбарами стали возникать фабрики и мануфактуры. Места не хватало – порт был зажат между морем и горой. Поэтому складские кварталы «шагнули» аж на Пересыпь. Тут же образовались многочисленные мастерские и небольшой посёлок для рабочих.
За пересыпским поселением тянулась огромная пустошь. Даже небольшой ветер вызывал здесь песчаную бурю, которая при случае накрывала Одессу. Поэтому уже в 1831 году новый одесский градоначальник Алексей Лёвшин распорядился посадить здесь 40 тысяч деревьев. Верное решение проблемы появилось у градоначальника не случайно – до назначения в Одессу он трудился в Казахстане и знал о песчаных бурях не понаслышке. Насаждения, занимавшие площадь в 275 га, назвали Лёвшинской плантацией. Здесь произрастали рощи из пирамидальных тополей, вербы, лозы разных пород и тамариска. Это позволило закрепить ползучий ландшафт песчаного моря и прекратить пылевые бури, пронизывавшие город насквозь.
Правда, уже в 1860-е годы лес постепенно свели, а землю начали застраивать промышленными предприятиями и прилегающими к ним жилыми кварталами для рабочей бедноты. В немалой степени способствовало этому и проведение через Пересыпь в 1867 году железной дороги. Район стал важнейшим транспортным узлом Одессы.
История этого района началась в Средние века, когда, задолго до основания Одессы, район этот был дном Чёрного моря, вдававшегося в сушу узкими заливами, ныне превратившимися в Куяльницкий и Хаджибейский лиманы. Принято считать, что в ХІ-ХV веках море отступило, когда поднявшийся со дна Одесской банки песок образовал перешеек. Тут пролегали торговые пути, образовывались казачьи хутора.
Уже вскоре после своего основания, Одесса превратилась в преуспевающий торговый город, через который проходило множество грузов. Рядом со складами и амбарами стали возникать фабрики и мануфактуры. Места не хватало – порт был зажат между морем и горой. Поэтому складские кварталы «шагнули» аж на Пересыпь. Тут же образовались многочисленные мастерские и небольшой посёлок для рабочих.
За пересыпским поселением тянулась огромная пустошь. Даже небольшой ветер вызывал здесь песчаную бурю, которая при случае накрывала Одессу. Поэтому уже в 1831 году новый одесский градоначальник Алексей Лёвшин распорядился посадить здесь 40 тысяч деревьев. Верное решение проблемы появилось у градоначальника не случайно – до назначения в Одессу он трудился в Казахстане и знал о песчаных бурях не понаслышке. Насаждения, занимавшие площадь в 275 га, назвали Лёвшинской плантацией. Здесь произрастали рощи из пирамидальных тополей, вербы, лозы разных пород и тамариска. Это позволило закрепить ползучий ландшафт песчаного моря и прекратить пылевые бури, пронизывавшие город насквозь.
Правда, уже в 1860-е годы лес постепенно свели, а землю начали застраивать промышленными предприятиями и прилегающими к ним жилыми кварталами для рабочей бедноты. В немалой степени способствовало этому и проведение через Пересыпь в 1867 году железной дороги. Район стал важнейшим транспортным узлом Одессы.