Базилика Сакре-Кер, венчающая Монмартрский холм, – один из самых известных символов Парижа. Но мало кто из туристов, любующихся этим громадным белокаменным храмом, знает, что построен он был на деньги благочестивых французских католиков после целого ряда национальных неудач.
Храм во искупление грехов
В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, «кровавая неделя» Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана...
По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики «во искупление грехов». Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.
При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.
Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой «всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция». Долгое время базилика считалась символом «ярого клерикализма», а парижане дали ей ехидное название – «национальный торт». Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кер давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах (за ней идут Эйфелева башня и Триумфальная арка).
Публичный культ Сакре-Кёр (Святое сердце) был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр – сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.
Базилика снаружи и изнутри
Любой инженер-строитель по достоинству оценит смелый замысел архитектора – соорудить на Монмартском холме высотой 62 метра храм высотой 94 метра! Чтобы избежать оползней в сыпучем грунте холма, пришлось укрепить фундамент сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Для строительства храма был выбран необычный материал – белый камень, доставленный из карьеров Шато-Ландона. Камень этот необычен – он прочен, как гранит, а под действием дождевой воды... белеет. Всего на сооружение базилики ушло 106 миллионов кубометров камня.
Главный фасад, обращенный в сторону города, украшен пятью барельефами на евангельские сюжеты, статуей Иисуса Христа в центре и конными статуями Людовика IX и Жанны д'Арк над главным порталом. Интерьеры собора не представляют собой особого художественного интереса – впечатляет разве что монументальная мозаика на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». Зато с с подножия купола, куда ведут 237 ступенек лестницы (в левой части собора), открывается изумительная панорама Парижа. Отсюда видны, кроме прочего, уютные садики и огороды квартала Монмартр, обычно скрытые изгородями и каменными стенами.
Александр, эта фотография попала в ТОП-10 популярных фотографий проекта fotokto.ru за 25.01.2015 г. в рубрике «Компьютерное искусство». Спасибо, что вы с нами!
Храм во искупление грехов
В 1871 году католический мир пережил серию печальных событий: поражение Франции в войне с Пруссией, многомесячная осада Парижа, «кровавая неделя» Парижской коммуны, пленение французского императора пруссаками и пленение папы римского Пия IX в результате аннексии Ватикана...
По призыву Церкви в стране была объявлен сбор средств для строительства гигантской базилики «во искупление грехов». Местом для строительства был выбран Монмартр, где как раз и началась братоубийственная война между коммунарами и версальцами. На конкурсе победил проект архитектора Поля Абади, предложившего построить базилику, в которой причудливо сочетаются элементы византийской, романской, готической и ренессансной архитектуры, что должно было символизировать взаимную терпимость и согласие.
При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.
Сторонники Республики возражали против сооружения в столице храма в псевдовизантийском стиле, чуждого и традиционному облику Парижа, и идеалам Великой французской революции. В парламенте резко критиковал проект Жорж Клемансо, а знаменитый писатель Эмиль Золя громогласно возмущался этой «всеподавляющей каменной массой, доминирующей над городом, где началась наша Революция». Долгое время базилика считалась символом «ярого клерикализма», а парижане дали ей ехидное название – «национальный торт». Впрочем, жаркие споры вокруг архитектурных и идейных особенностей Сакре-Кер давно прекратились: силуэт базилики вписался в парижский пейзаж и стал наиболее частым сюжетом, воспроизводимым на почтовых открытках и в рекламных проспектах (за ней идут Эйфелева башня и Триумфальная арка).
Публичный культ Сакре-Кёр (Святое сердце) был введен во Франции Екатериной Медичи во второй половине XVII века. Согласно католической версии, Сакре-Кёр – сердце Иисуса Христа, пробитое копьем во время распятия и вечно кровоточащее за человечество.
Базилика снаружи и изнутри
Любой инженер-строитель по достоинству оценит смелый замысел архитектора – соорудить на Монмартском холме высотой 62 метра храм высотой 94 метра! Чтобы избежать оползней в сыпучем грунте холма, пришлось укрепить фундамент сваями, забитыми на глубину до десятка метров. Для строительства храма был выбран необычный материал – белый камень, доставленный из карьеров Шато-Ландона. Камень этот необычен – он прочен, как гранит, а под действием дождевой воды... белеет. Всего на сооружение базилики ушло 106 миллионов кубометров камня.
Главный фасад, обращенный в сторону города, украшен пятью барельефами на евангельские сюжеты, статуей Иисуса Христа в центре и конными статуями Людовика IX и Жанны д'Арк над главным порталом. Интерьеры собора не представляют собой особого художественного интереса – впечатляет разве что монументальная мозаика на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним». Зато с с подножия купола, куда ведут 237 ступенек лестницы (в левой части собора), открывается изумительная панорама Парижа. Отсюда видны, кроме прочего, уютные садики и огороды квартала Монмартр, обычно скрытые изгородями и каменными стенами.