error
Регистрация

Храмовый комплекс Рогожского кладбища

 
 
Храмовый комплекс Рогожского кладбища - Александр Качалин
Храмовый комплекс Рогожского кладбища - Адрес:Россия, город Москва,улица Рогожский поселок, дом 29.
Проезд:м. "Площадь Ильича", далее на трамвае №46,38 две остановки до остан."Рогожский торговый центр", далее до кладбища 15 минут пешком вдоль третьего кольца.
Храмовый комп
Теги:  Рогожское кладбище, Россия, город, Москва, Рогожский поселок, улица, храм, церковь, собор, храмовый комплекс, пейзаж, архитектура, колокольня, старообрядчество,
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Москва. Церковь Анатолия и Протолеона Никомидийских в парке имени Артёма Боровика. :: Александр Качалин
Люберцы. Церковь Иннокентия, епископа Иркутского. :: Александр Качалин
Царские врата иконостаса церкви  Луки, архиепископа Крымского, в Марьинском парке в Москве. :: Александр Качалин
кошка на прогулке у храма :: Александр Качалин
Собор Николая Чудотворца ("Николы Белого") :: Александр Качалин
Церковь Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе :: Александр Качалин
День города Москва 873 ,Коломенское,Времена и Эпохи 05.09.2020 :: Александр Качалин
Церковь Николая, царя-мученика. :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Svetlana   |   Старая лиственница  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Нижегородский,Московская епархия (городская) / Петропавловское благочиние
Координаты:55.739222, 37.703544
Храмы комплекса:
1. Церковь Николая Чудотворца на Рогожском кладбище
2. Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище
3. Старообрядческая церковь Рождества Христова Рогожской общины
4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в колокольне Рогожской общины
Рогожская слобода (Кладбище). Местность в Москве, на которой расположена старообрядческая митрополия Московская и всея Руси и современное Рогожское кладбище, издревле считалось одним из важнейших центров российского старообрядчества. Во время страшной чумы 1771 г. московские старообрядцы взяли на себя организацию противоэпидемических мероприятий, спасших город от полного вымирания. В память об этих событиях императрица Екатерина Великая даровала эту обширную территорию под организацию древлеправославного духовного центра и старообрядческого кладбища.
Здесь постепенно возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами. Сначала был построен храм во имя святителя Николы. Затем в 1790 г. рядом с ним начато было сооружение по официальному наименованию - часовни, по сути же - огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. По обширности не было равного ему в Москве (Только один московский храм превосходит Покровскую церковь вместимостью - это храм Христа Спасителя.). Но московским старообрядцам не дали закончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом. Зато внутри храм поражает великолепием настенной росписи и редкостными по древности иконами. В конце XVIII - начале XIX в. территория Рогожского поселка занимала площадь более чем в 24 га.
Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
В 1854 г. у старообрядцев был отобран Никольский храм и передан единоверцам, а через два года были запечатаны алтари в Покровском и Рождественском храмах. Распечатание же алтарей последовало только в 1905 г. С начала XIX в. Рогожское кладбище становится руководящим центром Древлеправославной Церкви Христовой. Тогда родилась поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец, на том и Керженец».
В начале XIX в. рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы возникло еще одно храмовое сооружение кладбища - зимняя каменная церковь во имя Рождества Христова. В этом храме собирались церковные Соборы. На них съезжалось древлеправославное духовенство, представители монастырей, делегаты от иногородних общин, попечители. Благодаря стараниям попечителей храмы были украшены не хуже кафедральных соборов древней Руси. Собранные несколькими поколениями иконы были превосходного старинного письма.
В зимнее время служба проходила в храме Рожества Христова, а в летнее - в Покровском соборе. В двунадесятые праздники и так называемые царские дни служились «молебны соборные», то есть всеми священнослужителями, находившимися в тот момент на Рогожском.
Крестные ходы проходили несколько раз в год. Для освящения воды существовал специально выкопанный пруд с обустроенным протоком воды, выведенным на юг к Рязанскому шоссе. На пруду была устроена деревянная иордань, в которой святили воду три раза в год, как установлено церковным Уставом.
Особое значение Рогожское кладбище приобретает в середине XIX в., когда на его территории утверждается российский центр Белокриницкой иерархии. К концу XIX в. в Рогожском старообрядческом духовном центре находилось более 20 крупных зданий. С приходом советской власти все они, за исключением Покровского собора, были национализированы и переданы в собственность государства.
За годы советской власти внешний облик старинного старообрядческого центра сильно изменился. Само кладбище было передано в ведение московских властей. Вскоре с территории некрополя были вывезены многие гранитные и мраморные памятники, которые впоследствии использовались на строительстве метрополитена. В этот период были утеряны старинные фамильные захоронения - на их месте появились новые, не имеющие отношения к старообрядчеству. Вместо резной каменной ограды появилась стена с колумбарием. Примерно в 70-е гг. XX в. были закопаны Рогожские пруды - комплекс естественных водоемов с проточной водой, уничтожена часовня «Иордань». На месте прудов построен стадион.
Часть зданий (преимущественно двухэтажные деревянные постройки) была снесена, другую часть государство использовало для своих нужд. Так, например, в здании Бугровской богадельни расположился детский приют, здание храма Рождества Христова долгое время служило складом, затем столовой. В Доме причта, по некоторым данным, располагались бани, что повлекло за собой серьезные повреждения этого исторического здания.
С середины 1990-х гг. государство стало поэтапно возвращать здания Церкви. Так, 7 февраля 1995 г. было подписано постановление Правительства Москвы №102 «О передаче зданий и сооружений церковно-архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» XVII-XX вв. в безвозмездное и бессрочное пользование Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви». Однако предстояла большая работа по реставрации Рогожского культурно-исторического ансамбля, поскольку большинство переданных Церкви зданий находились в плачевном состоянии.
Календарь РПСЦ. 2010. С.150-152,
История старообрядчества. РПСЦ. 2007. С. 20-21.
http://sobory.ru/article/?object=17192
24.01.2015 - 08:42:46
 
Просмотры: 788
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/8,3
 
Выдержка:
1/125s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
4,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
21.01.2015 - 15:31:54
 
Понравилось:
Larisa
Юрий Пучков
Тамара (st.tamara)
nika555nika Ирина
Aнна Зарубина
Серж Поветкин
Наталья (Nattina) ...
mila
Наталья ***
Людмила (Руца)
Александр Творогов
Лесо-Вед (Баранов)
юрий макаров
Виктор Осипчук
Лариса Рогова
Сергей Тонких
Marina Timoveewa
Дмитрий Просвирнин
 
Сообщить о нарушении