Полицейская пожарная часть с башней-каланчей в Сокольниках
Полицейская пожарная часть с башней-каланчей в Сокольниках - Москва,Русаковская ул.,26к1, метро «Сокольники»
Архитектор: Геппенер
Архитектурный стиль:Модерн
Теги: архитектура, геппенер, город, каланча, модерн, москва, пожарная, полицейская, сокольники, часть, промышленная архитектура,
Сокольническая полицейская пожарная часть с башней-каланчей (1881-1884гг., архитектор М.К.Геппенер), ныне пожарная часть №12.
В древней Москве, застроенной деревянными зданиями, пожары носили фатальный характер — от одной непогашенной свечи выгорала половина дворов.
Все население города несло «пожарную повинность», которая обязывала жителей вести ночное дежурство (по 1 человеку с 10 дворов), а в случае пожара жители округи должны были явиться на место пожара со своими ведрами, топорами, баграми.
В XVII веке за ликвидацию пожаров отвечал Земский приказ, которому подчинялось 200 служащих, составлявших пожарную команду. На Кремлевской стене дежурили сторожа, извещавшие о пожаре звоном колокола.
В 1804 году создана первая городская профессиональная пожарная команда, которая делилась на пожарные части, тогда же отменили «пожарную повинность». С конца XVIII века над зданиями полицейских частей, при которых помещались пожарные части, возводились башни-каланчи. (Слово каланча имеет татарское происхождение, в переводе с татарского обозначает вышку). Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части.
В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей.
Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение — на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчей и смотровой площадкой было выстроено в 1881-1884 гг. в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.
Реконструировано в 1999 году.
Башня-каланча пожарной части в Сокольниках, на сегодня единственное в Москве так хорошо сохранившееся здание пожарной части с изящной вышкой и обходной галереей, поддерживаемой ажурными кронштейнами. На шпиле пожарной каланчи восстановлены шары - знаки, рассказывающие другим пожарным частям о силе пожара.
В старину, на галерее, расположенной в верхней части Каланчи, круглосуточно дежурил пожарный, наблюдая за местностью поверх крыш домов. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал вниз в помещение дежурной команды, которая собиралась и выезжала в указанном им направлении в течение 2-3 минут, включая упряжку лошадей. Эта система сохранилась до самой революции, а на окраинах и несколько лет после нее, несмотря на наличие телефонной связи уже в 1900-х годах.
В древней Москве, застроенной деревянными зданиями, пожары носили фатальный характер — от одной непогашенной свечи выгорала половина дворов.
Все население города несло «пожарную повинность», которая обязывала жителей вести ночное дежурство (по 1 человеку с 10 дворов), а в случае пожара жители округи должны были явиться на место пожара со своими ведрами, топорами, баграми.
В XVII веке за ликвидацию пожаров отвечал Земский приказ, которому подчинялось 200 служащих, составлявших пожарную команду. На Кремлевской стене дежурили сторожа, извещавшие о пожаре звоном колокола.
В 1804 году создана первая городская профессиональная пожарная команда, которая делилась на пожарные части, тогда же отменили «пожарную повинность». С конца XVIII века над зданиями полицейских частей, при которых помещались пожарные части, возводились башни-каланчи. (Слово каланча имеет татарское происхождение, в переводе с татарского обозначает вышку). Каланчи возвышались над окружающей 1-3 этажной застройкой, что позволяло быстро установить место пожара и оповестить о нем с помощью сигнала соседние части.
В верхней части каланчи располагалась обходная галерея, где круглосуточно дежурил пожарный-часовой, наблюдая за местностью вокруг. При пожаре вывешивались шар, флаг или фонарь, давался сигнал колокола. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал в помещение дежурной команды, которая была обязана собраться и выехать в указанном им направлении в течение 2,5 минут, включая упряжку лошадей.
Постройке каланчи в те времена придавалось огромное значение — на разработку ее проекта объявлялся архитектурный конкурс. Красно-кирпичная пожарная каланча над зданием бывшей Сокольнической полицейской части — вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчей и смотровой площадкой было выстроено в 1881-1884 гг. в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.
Реконструировано в 1999 году.
Башня-каланча пожарной части в Сокольниках, на сегодня единственное в Москве так хорошо сохранившееся здание пожарной части с изящной вышкой и обходной галереей, поддерживаемой ажурными кронштейнами. На шпиле пожарной каланчи восстановлены шары - знаки, рассказывающие другим пожарным частям о силе пожара.
В старину, на галерее, расположенной в верхней части Каланчи, круглосуточно дежурил пожарный, наблюдая за местностью поверх крыш домов. В случае видимого возникновения пожара он давал сигнал вниз в помещение дежурной команды, которая собиралась и выезжала в указанном им направлении в течение 2-3 минут, включая упряжку лошадей. Эта система сохранилась до самой революции, а на окраинах и несколько лет после нее, несмотря на наличие телефонной связи уже в 1900-х годах.