Розовый павильон - памятник русской истории и культуры первой четверти XIX века. Он расположен в живописном месте Павловского парка, на границе трех районов: Парадного поля Новой Сильвии и Белой березы недалеко от самого большого пруда названного Розовопавильоным.
Первоначальное здание являлось до 1812 года дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну, тем более что в эти годы она уже находилась на территории расширившегося Павловского парка. Архитектор Андрей Воронихин, являвшнйся в это время главным архитектором Павловска перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. Это квадратный в плане деревянный павильон с четырьмя колонными портиками. Во фронтонах портиков живописные вставки с изображением игр амуров, выполненные в технике гризайль, имитируя лепку. Павильон был окружен замечательным розарием, откуда и пошло название павильона. Над главным фронтоном была надпись по-французски "Павильон роз".
Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем цветов, и розы для розария привозились ей со всей Европы. По замыслу хозяйки Павловска Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, полушкафы. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.
Летом 1814 года к павильону пристраивается танцевальный зал. Роспись осуществляет Д.- Б. Скотти. В живописном фризе и угловых композициях плафона нзображены военные атрибуты в цветочных гирляндах. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз, словно образующих огромную розетку. Из центра розетки спускается большая 4-х ярусная люстра, стержень которой украшают зеленые листья, образующие как бы ствол пальмы. По четырем углам - малые люстры такой же конструкции. Между окнами помещены бра в виде военных золотых шлемов, украшенных перьями и такими же, как на люстрах, листьями из окрашенной жести. Декор Розового павильона и в особенности танцевального зала, является уникальным образцом русского декоративного искусства начала XIX века.
Именно Розовый павильон стал центром праздника состоявшегося 27 июля 1814 года, так как именно в Павловске устроена торжественная встреча Александра I - победителя Наполеона и освободителя Европы. У павильона на фоне декорации, на которой декоратор Пьетро Гонзага изобразил русскую деревню, многочисленные хоры исполняли кантаты и хвалебные гимны в честь Александра I. Стрельба из пушек, фейерверк и бал завершили праздник. Об этом знаменательном событии имеются упоминания в современной тогда прессе и воспоминаниях современников. Подробное описание праздника приводит историк М. Семевский в книге "Павловск. 1777-1877", изданной к 100 -летию Павловска великим князем Константином Николаевичем.
До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны. Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.Жуковский, Н.Карамзин, И.Крылов, выступали талантливые музыканты. Постоянным участником музыкальных вечеров был Д.Бортнянскнй, здесь бывал молодой М.Глинка. В годы войны павильон был уничтожен. С конца 1970-х гг. по инициативе А.И.Зеленовой на основе исторических документов были начаты восстановительные работы. Сейчас павильон восстановлен.
Первоначальное здание являлось до 1812 года дачей Багратиона, которая была выкуплена в казну, тем более что в эти годы она уже находилась на территории расширившегося Павловского парка. Архитектор Андрей Воронихин, являвшнйся в это время главным архитектором Павловска перестраивает здание для вдовствующей императрицы Mapии Федоровны. Это квадратный в плане деревянный павильон с четырьмя колонными портиками. Во фронтонах портиков живописные вставки с изображением игр амуров, выполненные в технике гризайль, имитируя лепку. Павильон был окружен замечательным розарием, откуда и пошло название павильона. Над главным фронтоном была надпись по-французски "Павильон роз".
Императрица Мария Федоровна была знатоком и любителем цветов, и розы для розария привозились ей со всей Европы. По замыслу хозяйки Павловска Розовый павильон должен был стать царством цветов. Цветы и их изображения украшали интерьеры павильона. Стены и центральный купольный зал-ротонда были расписаны гирляндами цветов. Разнообразные вышивки с изображением роз украшали изысканную мебель, которая была специально сделана для Розового павильона из карельской березы и ясеня: диваны, канапе, банкетки, полушкафы. В свободном пространстве павильона особое место занимали ширмы с вышивками и цветники, в которых стояли живые цветы.
Летом 1814 года к павильону пристраивается танцевальный зал. Роспись осуществляет Д.- Б. Скотти. В живописном фризе и угловых композициях плафона нзображены военные атрибуты в цветочных гирляндах. Центр плафона украшает композиция из 20 подвесных гирлянд искусственных роз, словно образующих огромную розетку. Из центра розетки спускается большая 4-х ярусная люстра, стержень которой украшают зеленые листья, образующие как бы ствол пальмы. По четырем углам - малые люстры такой же конструкции. Между окнами помещены бра в виде военных золотых шлемов, украшенных перьями и такими же, как на люстрах, листьями из окрашенной жести. Декор Розового павильона и в особенности танцевального зала, является уникальным образцом русского декоративного искусства начала XIX века.
Именно Розовый павильон стал центром праздника состоявшегося 27 июля 1814 года, так как именно в Павловске устроена торжественная встреча Александра I - победителя Наполеона и освободителя Европы. У павильона на фоне декорации, на которой декоратор Пьетро Гонзага изобразил русскую деревню, многочисленные хоры исполняли кантаты и хвалебные гимны в честь Александра I. Стрельба из пушек, фейерверк и бал завершили праздник. Об этом знаменательном событии имеются упоминания в современной тогда прессе и воспоминаниях современников. Подробное описание праздника приводит историк М. Семевский в книге "Павловск. 1777-1877", изданной к 100 -летию Павловска великим князем Константином Николаевичем.
До 1828 года, года смерти императрицы Марин Федоровны. Розовый павильон играл значительную роль в истории русской культуры, здесь читали свои литературные новинки В.Жуковский, Н.Карамзин, И.Крылов, выступали талантливые музыканты. Постоянным участником музыкальных вечеров был Д.Бортнянскнй, здесь бывал молодой М.Глинка. В годы войны павильон был уничтожен. С конца 1970-х гг. по инициативе А.И.Зеленовой на основе исторических документов были начаты восстановительные работы. Сейчас павильон восстановлен.