Колоннада Аполлона принадлежит к первым постройкам Павловска и имеет удивительную судьбу.
Задуманная Чарльзом Камероном как «Храм Аполлона» колоннада была воздвигнута в 1783 году, недалеко от церкви Марии Магдалины. Эта постройка должна была символизировать царящий в Павловске культ искусства, покровителем которого, как известно, является солнечный бог. Для храма было выбрано и соответствующие место – залитая солнцем открытая поляна, на въезде в Павловск со стороны Царского Села.
Сооружение состояло из 13 пар колон, соединенных верхним перекрытием – антаблементом. В центре колоннады стояла статуя Аполлона, копия знаменитого Аполлона Бельведерского хранящегося в ватиканском дворце. Изначально статуя была изготовлена из гипса, но этот материал был недолговечен и требовал постоянного ухода. В итоге, Аполлона отлили из чугуна и стали красить под мрамор.
После завершение строительства Павловского дворца, великая княгиня (а в дальнейшем и императрица) Мария Федоровна обнаружила, что колоннад плохо просматривается из окна дворца. За этим открытием, последовало повеление - перенести конструкцию ближе к реке Славянка, а у основания колоннады устроить водный каскад. Но здесь, высочайшей воле было оказано вежливое, но твердое сопротивление.
Для Камерона колоннада на солнечной поляне была аналогом священной рощи, где древние греки чествовали культ Аполлона. Перенос колоннады, и устройства в этом месте каскада по логике мастера являлось грехопадением. Скульптор долго и изощренно сопротивлялся пожеланию Марии Федоровны, но итог противостояния художника и великой княгини оказался немного предсказуем. Колоннада Аполлона была передвинута ко дворцу.В отчаяние, Камерон стал настаивать, чтобы каскад, бьющий из ротонды, проходил через чугунную трубу, однако и здесь он не преуспел. Вода для питания каскада поступала из расположенного выше пруда и медленно подмывала фундамент. В один прекрасный майский день 1817 года, во время грозы, по колоннаде попала молния и ближайшая к каскаду часть колоннады обрушилась. Результат вмешательства божественного архитектора оказался удачнее находок земных мастеров. Получалась, что бог Аполлон ударом молнии разбил колоннаду и извлек из камня водный поток каскада. Разбитые колонны не стали восстанавливать, а разложили подобно античным руинам. Так возник один из самых красивых пейзажей Павловского парка.
В 1824 года под колоннадой наконец-то была проложена чугунная труба для воды. Но с середины XIX века воды в нем становилось все меньше и меньше, и каскад иссяк. Ушла в небытие и пейзажная картина из-за которой Мария Федоровна поссорилась с Камероном. Разросшиеся деревья закрыли вид на колоннаду из дворца.
В годы Великой Отечественной войны колоннада была разрушена и восстановлена только в 1969 году
Задуманная Чарльзом Камероном как «Храм Аполлона» колоннада была воздвигнута в 1783 году, недалеко от церкви Марии Магдалины. Эта постройка должна была символизировать царящий в Павловске культ искусства, покровителем которого, как известно, является солнечный бог. Для храма было выбрано и соответствующие место – залитая солнцем открытая поляна, на въезде в Павловск со стороны Царского Села.
Сооружение состояло из 13 пар колон, соединенных верхним перекрытием – антаблементом. В центре колоннады стояла статуя Аполлона, копия знаменитого Аполлона Бельведерского хранящегося в ватиканском дворце. Изначально статуя была изготовлена из гипса, но этот материал был недолговечен и требовал постоянного ухода. В итоге, Аполлона отлили из чугуна и стали красить под мрамор.
После завершение строительства Павловского дворца, великая княгиня (а в дальнейшем и императрица) Мария Федоровна обнаружила, что колоннад плохо просматривается из окна дворца. За этим открытием, последовало повеление - перенести конструкцию ближе к реке Славянка, а у основания колоннады устроить водный каскад. Но здесь, высочайшей воле было оказано вежливое, но твердое сопротивление.
Для Камерона колоннада на солнечной поляне была аналогом священной рощи, где древние греки чествовали культ Аполлона. Перенос колоннады, и устройства в этом месте каскада по логике мастера являлось грехопадением. Скульптор долго и изощренно сопротивлялся пожеланию Марии Федоровны, но итог противостояния художника и великой княгини оказался немного предсказуем. Колоннада Аполлона была передвинута ко дворцу.В отчаяние, Камерон стал настаивать, чтобы каскад, бьющий из ротонды, проходил через чугунную трубу, однако и здесь он не преуспел. Вода для питания каскада поступала из расположенного выше пруда и медленно подмывала фундамент. В один прекрасный майский день 1817 года, во время грозы, по колоннаде попала молния и ближайшая к каскаду часть колоннады обрушилась. Результат вмешательства божественного архитектора оказался удачнее находок земных мастеров. Получалась, что бог Аполлон ударом молнии разбил колоннаду и извлек из камня водный поток каскада. Разбитые колонны не стали восстанавливать, а разложили подобно античным руинам. Так возник один из самых красивых пейзажей Павловского парка.
В 1824 года под колоннадой наконец-то была проложена чугунная труба для воды. Но с середины XIX века воды в нем становилось все меньше и меньше, и каскад иссяк. Ушла в небытие и пейзажная картина из-за которой Мария Федоровна поссорилась с Камероном. Разросшиеся деревья закрыли вид на колоннаду из дворца.
В годы Великой Отечественной войны колоннада была разрушена и восстановлена только в 1969 году
Спасибо за работу и информацию!!!