error
Регистрация

Церковь Сретения Господня.

 
 
Церковь Сретения Господня. - Александр Качалин
Церковь Сретения Господня. - Сретенская церковь
Адрес: Московская область,Серпуховский район, город Серпухов, улица Карла Маркса 36-а
Проезд: от станции "Серпухов" автобусами 5, 11 до остановки "Площадь 49 армии"
Архитектурный стиль: Нарышкинское барокко
Теги:  архитектура, барокко, город, московская область, серпухов, серпуховский район, сретения господня, сретенская церковь, улица, храм, церковь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
В лесной сказке. Альбинка 27. Москва.Зябликово. :: Александр Качалин
Симонов мужской монастырь. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. :: Александр Качалин
Москва. Церковь Николая Мирликийского в Бирюлеве :: Александр Качалин
Дом Санкт-Петербургского общества страхования с кинотеатром «Одеон» :: Александр Качалин
Церковь Флора и Лавра (иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость") на Зацепе :: Александр Качалин
Николаевский высоколётный голубь :: Александр Качалин
Венера и Павел :: Александр Качалин
Церковь Сергия Радонежского :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Летним днём.Продолжение.   |   продажа урожая  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Год постройки: Между 1700 и 1702.
Церковь. Действует.
Престолы: Сретения Господня, Толгской иконы Божией Матери, Космы и Дамиана
Координаты:54.91123, 37.39896
Сретенская церковь выстроена из кирпича в 1700-1702гг. в традиционных формах «нарышкинского» барокко. Основной объем типа «восьмерик на четверике» с трехчастной апсидой завершается двухъярусным барабаном с главой.
При общей композиции, характерной для начала XVIII в., мотивы декоративного убранства храма – пучки угловых полуколонок, оконные наличники с килевидным очельем – восходят к формам московского зодчества середины XVII в. Сочные, пластически разработанные детали сообщают архитектуре памятника скульптурную выразительность. Большая двухпридельная трапезная построена в стиле классицизма в 1814 году. В основе ее композиционного решения – прямоугольный объем со скругленными углами, украшенный приставными сдвоенными тосканскими колоннами. Южный и северный фасады трапезной завершали треугольные фронтоны с небольшими главками на тонких барабанчиках (утрачены в советское время) Выходившая на улицу трехъярусная колокольня 1833 г. снесена в 30-е годы (сохранились фрагменты первого яруса), тогда же уничтожена глава церкви.
Впоследствии храм лишился всех крыш, что привело к обрушению свода трапезной (в середине 80-х), утрате значительной части архитектурного убранства, стены пропитались влагой и появился грибок, серьезно пострадал белокаменный цоколь. Сейчас над основным объемом и апсидой храма сооружены временные кровли, начато восстановление интерьера, несколько раз в году проводятся службы.
См. также сайт Православный Серпухов
На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.
По преданию, ок. 1495 г. в семье священника церкви свв. мчч. Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием.
В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы.
27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю.
В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня.
К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола.
Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.
В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана.
C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.
Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ
tsobor.ru/?p=1215
http://sobory.ru/article/?object=02943
31.10.2014 - 16:29:21
 
Просмотры: 834
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/7,4
 
Выдержка:
1/400s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
4,3mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
06.08.2014 - 12:36:07
 
Понравилось:
Aнна Зарубина
Анатолий Ливцов
Александр Иванов
Владимир Лисаев
Сергей Иванов
Лесо-Вед (Баранов)
Александр Запылёнов
Виктор Осипчук
Владимир Кроливец
Наталья ***
Виктор Малород
юрий макаров
Alexandr Zykov
 
Сообщить о нарушении