В нескольких сотнях метров от Таллинского Александро-Невского собора, на Соборной площади возвышается главный лютеранский храм Эстонии, посвящённый Святой Деве Марии. Также он называется Домским собором и заслуживает внимания в первую очередь потому, что является старейшим культовым сооружением Вышгорода. Первая деревянная церковь на этом месте была возведена в 1219 году, сразу после завоевания Таллина датчанами. Уже через 10 лет монахи-доминиканцы решили заменить храм каменным, но в ходе распри, возникшей между рыцарями-меченосцами и сторонниками наместника папы римского, послушники были убиты. В 1233 году церковь продолжили достраивать меченосцы, а в 1240 году она была освящёна как Собор Святой Девы Марии. В конце XIII века храм представлял собой трёхнефное здание, перекрытое двускатной крышей. В ходе реконструкции в XV веке его перестроили в базилику. На протяжении столетий собор достраивался и перестраивался: так, главная церковная башня, служившая колокольней, принадлежит к эпохе барокко, а часовни — к более поздним архитектурным стилям. За 800 лет истории собор пережил войны, грабежи и эпидемии, но самый значительный урон зданию и всему Вышгороду нанёс страшный пожар 1684 года. Тогда от храма уцелели лишь стены и надгробия, и даже вытесанные из камня детали скульптурного декора растрескались от жара. Об этой трагедии напоминает надпись, выполненная на главном колоколе собора: «Летом 1684 года огненный жар оплавил меня, и я растёкся, а через год меня отлили в новую форму и нарекли колоколом Святой Марии».
Сегодня Домский собор известен на всю Эстонию концертами огранной музыки. Горожане и туристы приходят сюда, чтобы послушать орган XIX века. В интерьере обращают на себя внимание дворянские гербы, украшающие стены храма, а также надгробия средневековой знати и простых людей, установленные на полу. В XIII — XVIII веках церковь служила усыпальницей, а самые поздние захоронения и эпитафии относятся к XIX веку. Наряду с надгробными плитами цеха мясников Домской гильдии и сапожников, в Домском соборе можно найти беломраморную гробницу прославленного российского флотоводца Сэмюэля Грея и могилу известного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна, совершившего первую русскую кругосветную экспедицию. Со смотровой площадки Домского собора, оборудованной на высоте 69 метров, открываются изумительные панорамы башенок и старинных домов Таллина. Прямо перед входом в храм лежит ещё одна надгробная плита с менее громкой фамилией, известной благодаря легенде. Это могила дворянина Отто Иоганна фон Туве. При жизни достопочтенный Отто сникал славу таллинского Дон Жуана. Будучи жизнерадостным человеком, обожавшим обильные пиршества и вина, Отто пользовался успехом у представительниц прекрасного пола. В 1696 году перед уходом в иной мир таллинский ловелас раскаялся в своей распутной жизни и завещал похоронить его перед главным входом в храм Девы Марии, и тогда каждый посетитель будет топтать его грешный прах, и Дон Жуан обретёт прощение свыше. Однако эстонцы поговаривают, что истинным намерением Отто было вовсе не искупление грехов. Как заверяют экскурсоводы, и после смерти лукавый Отто разглядывает ножки симпатичных прихожанок, топчущих его надгробие.
Сегодня Домский собор известен на всю Эстонию концертами огранной музыки. Горожане и туристы приходят сюда, чтобы послушать орган XIX века. В интерьере обращают на себя внимание дворянские гербы, украшающие стены храма, а также надгробия средневековой знати и простых людей, установленные на полу. В XIII — XVIII веках церковь служила усыпальницей, а самые поздние захоронения и эпитафии относятся к XIX веку. Наряду с надгробными плитами цеха мясников Домской гильдии и сапожников, в Домском соборе можно найти беломраморную гробницу прославленного российского флотоводца Сэмюэля Грея и могилу известного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна, совершившего первую русскую кругосветную экспедицию. Со смотровой площадки Домского собора, оборудованной на высоте 69 метров, открываются изумительные панорамы башенок и старинных домов Таллина. Прямо перед входом в храм лежит ещё одна надгробная плита с менее громкой фамилией, известной благодаря легенде. Это могила дворянина Отто Иоганна фон Туве. При жизни достопочтенный Отто сникал славу таллинского Дон Жуана. Будучи жизнерадостным человеком, обожавшим обильные пиршества и вина, Отто пользовался успехом у представительниц прекрасного пола. В 1696 году перед уходом в иной мир таллинский ловелас раскаялся в своей распутной жизни и завещал похоронить его перед главным входом в храм Девы Марии, и тогда каждый посетитель будет топтать его грешный прах, и Дон Жуан обретёт прощение свыше. Однако эстонцы поговаривают, что истинным намерением Отто было вовсе не искупление грехов. Как заверяют экскурсоводы, и после смерти лукавый Отто разглядывает ножки симпатичных прихожанок, топчущих его надгробие.