Первопечатник Иван Федоров
Первопечатник Иван Федоров
Другие фотографии на ФотоКто: ← Проходя Троицкий мост | "Дельфин" выбросило на берег →
Просмотры: 1066
EXIF:
Изготовитель:
NIKON CORPORATION
Камера:
NIKON D800
Диафрагма:
f/7,1
Выдержка:
1/1600s
ISO:
1250
Ф.расстояние:
28mm
Программа:
Adobe Photoshop CS6 (Windows)
Дата съёмки:
24.09.2014 - 16:54:47
...А похоронен был Иван Фёдоров в Святоонуфриевском монастыре. В его стене.
У вас доступ к нормальным, не свидомым источникам, имеется?..
5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова при невыясненных обстоятельствах, в страшной нищете. Похоронен он во Львове, возле Свято-Онуфриевского монастыря на княжеском кладбище. На его могиле был поставлен памятник с надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных». В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через три года после смерти отца. В 1977 г. здесь был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.
Подписка на сбор средств для установки этого памятника Ивану Федорову была открыта в 1870 году по предложению Московского археологического общества. Памятник был официально открыт 12 октября 1909 года. Первопечатник изображен во время работы, рассматривающим свежий оттиск страницы «Апостола». Левой рукой он придерживает печатную наборную доску. Несмотря на принадлежность к духовенству, Иван Федоров представлен в мирской одежде и с ремешком, перехватившим волосы (деталь, обозначающая принадлежность к ремесленникам). Связано это с тем, что в XVI веке многие представители низшего духовенства были вынуждены заниматься ремеслами, чтобы не впасть в нищету.
На передней стороне постамента размещена надпись: «Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Федоров». Под ней указана дата начала печатания «Апостола» — 19 апреля 1563 г. (книга увидела свет 1 марта 1564 г.). В центре пьедестала, на отлитой бронзовой доске, изображен печатный знак Ивана Федорова: рука, держащая щит с буквами «И» и «Ф», между ними изогнутая полоса в виде латинской «S», над нею — деталь, напоминающая наконечник стрелы. Исследователи расшифровывают эти изображения как изгиб реки (по древнему изречению книги — суть реки, наполняющие вселенную) и угольник — инструмент, использовавшийся при наборе букв.
Место для памятника было выбрано историческое — недалеко от Никольской, где и располагался Государев печатный двор, построенный в 1553 году: там работал И. Фёдоров. Сейчас памятник стоит уже в другом месте: сначала в 1934 г. при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены его подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е гг., при строительстве торгового комплекса «Наутилус» перенесли ближе к гостинице «Метрополь». От старого Печатного двора остался лишь теремок — «правильня» по улице Никольской, дом 15.
Иван Федоров — настоящее имя Иван Федорович Московитин, один из основателей книгопечатания в России и Украине. Он родился между 1510 и 1530 годами (точные сведения отсутствуют). По версии Е. Немировского, Иван Федоров учился в Краковском университете в 1529-1532 гг.. C 1530-х принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского. Иван Фёдоров быстро освоил тонкости типографского искусства в так называемой «Анонимной типографии», созданной чуть ранее по инициативе ряда образованных русских людей того времени (игумена Сильвестра, митрополита Макария и др.). До середины 1550-х в ней были изданы первые пробные единичные печатные листы, первые книги (не датированные, без заглавий). Все они были предназначены для повседневного богослужения (Печатная Триодь, два Евангелия), но способа быстро издавать достаточное количество экземпляров ещё найдено не было.
В 1553 году Иоанн IV приказал построить в Москве «штанбу» — типографию, которая в 1550-е годы выпустила несколько «анонимных» книг. Типографию возглавил Иван Фёдоров, взявший в 1563 г. в подручные неких Петра Тимофеева, сына Мстиславца, и Марушу Нефедьева. Началась работа над печатанием книги «Деяниями апостольские и посланиями соборные и святого Павла послания» (ныне сокращённо именуется «Апостол»). 1 марта 1564 года первой государственной типографией в Москве была выпущена первая московская печатная богослужебная книга. В конце книги рассказывается, почему введено было книгопечатание в России, и названы печатники — дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.
Была создана сама модель первопечатной книги. Блоки текста на странице имеют 25 строк. Эти блоки почти совпадают с размером современной страницы А4. По всем правилам подготовки типографского издания «Апостол» снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Сам первопечатник провел большую текстологическую и редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени.
Творчески переработав орнаментальные приёмы школы Феодосия Изографа (ведущего оформителя русской рукописной книги начала XVI в.), заимствовав внешнее оформление у русской миниатюры, Иван Фёдоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал её полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI в. Вслед за Деяниями святых Апостолов Фёдоров и Мстиславец напечатали в 1565 году два издания «Часовника» (Часослова) — тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.
О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Единственным источником сведений о станке Федорова является опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: «типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, ...большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры». Размер его был небольшим, вес около 104 кг.
Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Вначале изготавливалась матрица шрифта — вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле; полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст. Федоров в своей работе применял шесть шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. В XVI-XVII вв. шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.
Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски. Рисунок для резьбы составляли знаменщики. На первых порах при печатном стане работали два человека — батырщик и тередорщик. Это были сами Федоров и Мстиславец. Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску. Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную.
Новшество вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание богослужебных книг происходило в молитве и посте; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков. Печатников обвинили в распространении ереси. Поскольку же главный защитник Ивана Фёдорова — митрополит Макарий умер в 1563 году, первопечатники остались без покровительства. Будучи радушно принятым польским королём Сигизмундом, Иван Фёдоров нашел пристанище у польского гетмана Григория Александровича Ходкевича, мецената и просветителя, который в своём имении Заблудове (недалеко от Гродно в Белостоцком воеводстве) основал типографию.
Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем, было Учительное Евангелие (1568), получившее название Заблудовского. В предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству — Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли без отчеств как людей простого звания. «Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. В 1569 г. Пётр Мстиславец уехал в Вильно, где завел свою типографию, а Иван Фёдоров продолжал работать в Заблудово, издав Псалтырь с Часословцем (1570). В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а Православие стало постепенно изгоняться из государства.
В 1574 году вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов. Здесь в 1573 г. «дукарь москвитин» («московский печатник») организовал уже собственную типографию, и в 1574 г. сумел переиздать Апостола в количестве более 1000 экземпляров, приложив к изданию собственное послесловие. Оно отпечатано в конце книги на девяти страницах. Из него становится очевидным знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, документами «Стоглава», а также с сочинениями других современников. В том же году во Львове им был издан первый русский печатный букварь с грамматикой — Азбука, по его словам, «для пользы русского народа» (единственный экземпляр «Азбуки» И. Фёдорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США, в библиотеке Гарвардского университета). Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой.
Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию. В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов.
Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки – аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки – рцы – аз = бра). Здесь аз, буки, рцы — буквы кириллического алфавита. Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики. В раздел «А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматики» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная» дает сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По ортографии» содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно. Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. — «край строки») или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.
Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам. Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. «Да внидет к научению сердце твое и уши к словесам разума», «не сътвори насилия убогому, понеж убог есть», «не дотыкаися межей чужих и на поле сироты не вступай» — вот каким духовным основам жизни учила «Азбука», составленная и напечатанная Иваном Федоровым. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующее».
Вскоре Иван Фёдоров воспользовался предложением одного из весьма родовитых князей Речи Посполитой — князя Константина Острожского — устроить новую типографию в главном городе его владений — Остроге на Волыни. Около 1580 года по инициативе этого князя там была открыта «Острожская академия семи свободных наук», в которой преподавался и церковно-славянский язык. Самым крупным, наиболее представительным и известным изданием Ивана Федорова стала Острожская Библия, напечатанная в 1581 году. Хорошо выверенный и отредактированный список был привезен из Москвы от Государя Иоанна Васильевича писарем Великого Княжества Литовского Михаилом Гарабурдой.
По содержанию и орнаментальному оформлению Острожская Библия напоминает издания Франциска Скорины. Острожская Библия оформлена строго и просто. В книге нет фигурных гравюр. В орнаментальное убранство Библии входит 81 заставка, 68 концовок и свыше 1300 инициалов. Широко представлены политипажи и наборный орнамент. На обороте титула — герб князя Константина Острожского, завершает книгу типографский знак Ивана Федорова. Библия была издана большим для того времени тиражом — 1500 экземпляров. Книга распространялась в Великом Княжестве Литовском. Часть тиража отправили в Москву.
Острожская Библия сыграла важную роль в духовном просвещении и развитии культуры восточнославянских народов. Это первая полная Библия на церковнославянском языке. Для Запада она явилась своеобразным свидетельством духовной зрелости русских, украинцев и белорусов. Перевод Библии на национальный язык и издание ее на этом языке говорили о росте национального самосознания, укреплении позиций родного языка. По предложению и при поддержке князя Иван Фёдоров в 1580-1581 годах напечатал второе издание «Азбуки», а также Новый завет с Псалтырью, помещая на обороте титульного листа книги герб князя Острожского.
В том же Остроге Иван Фёдоров напечатал алфавитно-предметный указатель Тимофея Аннича под интригующим названием «Книжка, собрание вещей нужнейших» и не менее оригинальную «Хронологию Андрея Рымши» — маленькое издание на двух страницах, содержавшее первый календарь — перечень 12-ти месяцев года на церковно-славянском, украинском и еврейском языках с указанием важнейших событий и праздничных дней в каждом месяце. В нем собраны изречения из Псалтири и Нового Завета в виде фраз и словосочетаний с отсылками к конкретным главам, кафизмам текста. Фразы размещены в алфавите ключевых слов. Живя в Остроге, Иван Фёдоров часто наезжал в Краков «по делу отлития малой войсковой пушки». В те же годы он побывал в Вене, Дрездене, до последних дней жизни интересуясь развитием технической мысли в западных странах и пытаясь добиться признания своих работ.
5 (15) декабря 1583 г. Иван Фёдоров скончался в предместье Львова при невыясненных обстоятельствах, в страшной нищете. Похоронен он во Львове, возле Свято-Онуфриевского монастыря на княжеском кладбище. На его могиле был поставлен памятник с надписью: «Друкарь книг, пред тем невиданных». В 1971 году при разборе монастырской стены были найдены останки первопечатника и его сына Ивана, загадочно умершего через три года после смерти отца. В 1977 г. здесь был открыт музей Ивана Фёдорова. В 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали.
В 1997 году музей получил корпус возле дворца Потоцких. Перед музеем (первоначально, в 1971 году — возле церкви святого Онуфрия) установлен памятник первопечатникам скульптора Анатолия Галяна, выпускника Львовского института прикладного и декоративного искусства. В 1998 году на Московском подворье Троицко-Сергиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком — первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе. В 2009 году Иван Фёдоров прославлен в Русской православной старообрядческой церкви как святой праведный диакон Иоанн, словенским книгам печатник. 23 июля 2010 года Московскому государственному университету печати было присвоено имя Ивана Фёдорова в связи 80-летием основания университета.
К настоящему времени известны двенадцать печатных изданий Ивана Фёдорова — памятники русского типографского искусства. Отлитые Фёдоровым шрифты прекрасно читаются, заставки, концовки, заглавные буквицы отличаются удивительной тонкостью работы (миниатюры евангелиста Луки, псалмопевца Давида, гербы гетмана Ходкевича, князя Острожского, города Львова). Все они сопровождаются издательским знаком самого первопечатника — инициалами «И. Ф.». Отличительная особенность книг Федорова — наличие в них авторских предисловий и послесловий, написанных живым разговорным языком от имени печатника. В них содержится история создания его книг, биографические сведения об авторе-издателе.
После отъезда Ивана Фёдорова в Литву книгопечатание в Москве было перенесено в Александровскую слободу, но в конце XVI в. вернулось в столицу. Ученики Фёдорова — печатники Тимофей Невежа, Андроник и Иван Невежины, Никифор Тарасиев и другие — продолжили его дело, издав около 20 печатных книг, причём в 1597 году «Апостол» был снова издан тиражом уже в 1050 экземпляров.
Алла Ерошкина