error
Регистрация

Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе.

 
 
Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. - Александр Качалин
Церковь Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. - Сорокосвятская церковь, Церковь Сорока мучеников
Адрес: город Москва, Динамовская улица, д. 28 (Крестьянская площадь, напротив Новоспасского монастыря)
Проезд: м. Пролетарская
Cайт http://40much.ru
Год постройки: Между 1645 и 1878.
Церковь. Действуе
Теги:  архитектура, город, динамовская, история, крестьянская площадь, москва, севастийских, сорока мучеников, спасская слобода, улица, храм, церковь
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Икона Богородицы Игоревская. :: Александр Качалин
Ростокино, Кирилла и Мефодия в Ростокине (строящаяся), церковь :: Александр Качалин
Дом Санкт-Петербургского общества страхования с кинотеатром «Одеон» :: Александр Качалин
Службы (XVII в.). :: Александр Качалин
Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Листах. :: Александр Качалин
Москва. Церковь Феодора Ушакова. :: Александр Качалин
Неизвестная старообрядческая моленная в доме Носовых. :: Александр Качалин
Снесенный Магазин "МаркПоль" Москва :: Александр Качалин
 
Другие фотографии на ФотоКто:  ←  Города Беларуси.   |   Города Беларуси.  →
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Качалин
Александр Качалин
Престолы: Сорока мучеников Севастийских, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Церковь построена в 1645 г. на месте старого деревянного храма. Колокольня возведена, по одним источникам в 1801 г, а по другим в 1838 г. В 1838 г. на средства купца Маслова построена трапезная. В 1812 г. церковь сильно пострадала от французов, была разграблена, священник отец Петр Гаврилович Святославский, защищавший храм, был умертвлен. Тело его было погребено в Новоспасском монастыре (к сожалению, надгробие не сохранилось). В церкви было два придела: во имя святителя Николая и во имя Петра и Павла.
22 марта 1922 г. в этом храме последний раз в своей жизни совершил хиротонию Святейший Патриарх Тихон.
В 1932 г. храм был закрыт. Колокольня разрушена до второго яруса, главка снесена, пристроены безобразные пристройки. Сейчас богослужение возобновлено.
http://sobory.ru/article/?object=02992
История Храма тесно соприкасается с историей Новоспасского монастыря, к которому он напрямую относится, хотя и расположен вне его ограды. По предположению одного из настоятелей Храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов.

По предположению одного из настоятелей Храма, отца Клавдия Маркова, служившего в нём в начале ХХ века, его посвящение Сорока Севастийским мученикам, особо почитаемым в Греции, связано с родством московского великокняжеского дома и византийской императорской династии Палеологов. Первое письменное упоминание о храме содержится в окладной книге церковных соборов за 1625 год. Вполне вероятно, что он был построен в XVI веке после переведения в конце XV века великим князем Иоанном III Спасского монастыря на «Новое» место и формирования в округе монастырской слободы.

В 1642 году при царе Михаиле Федоровиче, одном из главных благоустроителей Новоспасского монастыря, на месте деревянного был воздвигнут каменный храм с приделом во имя святителя Николая. В том же году были освящены сначала придел, а позже – главный престол храма.

В 1714 году, вероятно после поновления, состоялось вторичное освящение храма Новоспасским архимандритом Моисеем. Неоднократно за историю Сорокосвятского храма его настигали беды.

В 1764 году он был подвергнут ограблению. Были похищены серебряные венцы с икон, цаты и ожерелья, низанные жемчугом, а главное – святой крест и священные сосуды. Когда в 1771 году в Москве свирепствовала чума, число прихожан храма уменьшилось на 200 человек. Через два года – новое испытание: в 1773 году в пожаре сгорают все приходские дома, после чего возникает угроза закрытия храма. Но благодаря показаниям диакона Петра Гавриловича Святославского (Вельяминова) о том, что все оставшиеся без домов «приходские люди строиться намерение имеют», храм был оставлен, а сам диакон – рукоположен во священника для служения в Сорокосвятском храме. Заботами и попечением отца Петра в 1801 году храм обрёл каменную ограду и новую колокольню. В то время он славился на всю Москву иконами XVII века Господа Вседержителя и Знамения Божией Матери, Евангелием 1698 года, старинными крестами с частицами святых мощей, хранившимися на особом аналое в приделе Николая Чудотворца.

Известно, что среди прихожан храма был выдающийся художник Фёдор Степанович Рокотов, возвратившийся из Петербурга в Москву в начале XIX века и приобретший домик на Воронцовской улице. Он исповедовался у отца Петра Вельяминова, им же и был отпет в декабре 1808 года и похоронен в Новоспасском монастыре.

В Отечественную войну 1812 года храм Сорока мучеников подвергся разграблению наполеоновскими войсками, все его древние святыни были утрачены. Настоятель же храма Пётр Гаврилович Вельяминов принял от руки врага мученическую кончину. Он был убит на второй день после вторжения французов в Москву в возрасте 66 лет. Батюшка отказался выдать им место хранения наиболее ценной церковной утвари, за что подвергся жестоким истязаниям. Изрубленный саблями и исколотый штыками, но ещё живой, отец Пётр всю ночь пролежал возле храма, плавая в крови. Утром третьего сентября один из французских офицеров, сжалившись над его страданиями, выстрелил батюшке в голову. Зарытый без гроба и отпевания на кладбище Новоспасского монастыря, он трижды был вырываем из могилы неприятелем. И только пятого декабря, после того как его тело было ещё раз вырыто, отец Пётр был отпет по церковному чину. По свидетельству очевидцев, тело батюшки, пролежав в земле три месяца и три дня, оставалось нетленным и из его ран сочилась кровь. В память о подвиге одного из самых замечательных священнослужителей к храмовой стене была прибита позолоченная доска с изложением обстоятельств его кончины. После Отечественной войны храм Сорока мучеников постепенно стал принимать прежний вид.

К 1818 году его иконы были украшены сребропозлащёнными ризами, число прихожан к 1830 году достигло 1158 человек. В 1831 году стараниями настоятеля Иоанна Тимофеевича Тихомирова и усердием старосты солдатки Гликерии Елисеевой был сооружён новый вызолоченный иконостас, а в 1839 году на средства ктитора купца Петра Яковлевича Маслова храм изменил свой облик. Расширена и покрыта росписями трапезная, соединившая храм с колокольней, устроен новый иконостас в приделе святителя Николая; в южной части трапезной возник придел во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1859 году стараниями того же благотворителя храм был обновлён. В 1876-1878 годах стараниями ктитора Федора Михайловича Стриженова вновь были проведены работы по обновлению Сорокосвятского храма, и с особой торжественностью прошло 25 июня 1878 года 1878 года освящение обновлённого придела апостолов Петра и Павла, которое совершил митрополит Иннокентий в сослужении с настоятелем Новоспасского монастыря епископом Порфирием. Был совершён крестный ход вокруг храма.

При храме Сорока мучеников до 1917 года существовала богадельня для лиц сначала обоего, а потом только женского пола. Дата её открытия неизвестна, но она присутствует уже в документах XVIII века. Девятого марта 1895 года Сорокосвятский храм торжественно отметил своё 250-летие. Богослужение по этому случаю совершил местный благочинный протоиерей И. А. Смирнов. В октябре 1896 года было совершено освящение и открытие при храме церковно-приходской школы, устроителем которой явился священник храма отец Пётр Смирнов. В после революционный период для истории храма знаменательно то, что в нём двадцать второго марта 1925 года, в воскресенье Крестопоклонной недели, совершил одну из своих последних литургий святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. В марте 1921 года епископом Верейским Илларионом (Троицким) был рукоположен во диакона прихожанин храма Иван Семёнович Хренов. В нашем храме он прослужил около года и был вынужден покинуть его из-за распрей, перейдя в Троицкий храм в Котельниках. В 1937 году отец Иоанн был арестован и приговорён «тройкой» НКВД к расстрелу за контрреволюционную деятельность. Двадцать первого октября на полигоне Бутово он был расстрелян вместе с другими мучениками за Христа и похоронен в безвестной могиле. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви диакон Иоанн был прославлен в лике святых в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века. С 1922 по 1932 год, наиболее вероятную дату закрытия храма, в нём служил протоиерей Николай Морозов (1979 год). После закрытия главка храма была сломана, колокольня разрушена до второго яруса и к ней сделаны несуразные пристройки.

В годы Великой Отечественной войны в храме находился цех для изготовления болванок для снарядов. В 1965 году в церкви помещался один из НИИ, в 1980-1990 годах ЦПКТБ «Системпроект» и Главный вычислительный узел Министерства машиностроения. Передача храма общине верующих состоялась после письма Патриарха Алексия II от тридцать первого августа 1990 года в Моссовет, и с 1992 года здесь проводятся богослужения. Пятнадцатого сентября 1995 года был освящён правый придел храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, освящение совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий, настоятель Новоспасского монастыря.
http://40much.ru/istoriya-xrama/
17.09.2014 - 21:46:54
 
Просмотры: 1308
EXIF:
Изготовитель:
NIKON
 
Камера:
COOLPIX P510
 
Диафрагма:
f/3,2
 
Выдержка:
1/1000s
 
ISO:
100
 
Ф.расстояние:
5,8mm
 
Программа:
Adobe Photoshop CC (Windows)
 
Дата съёмки:
11.09.2014 - 15:52:13
 
Понравилось:
Andrey Shapkin
Владимир Лисаев
Екатерина
Nikolay Monahov
Тамара (st.tamara)
Серж Поветкин
Aнна Зарубина
Игорь
Лесо-Вед (Баранов)
Наталья ***
Hаталья Беклова
Людмила (Руца)
Евгений
Виктор Малород
 
Сообщить о нарушении