"Columba-Altar" Rogier van der Weyden, um 1455, Старая Пинакотека, Мюнхен,Рогир ван дер Ве
"Columba-Altar" Rogier van der Weyden, um 1455, Старая Пинакотека, Мюнхен,Рогир ван дер Ве - Мюнхен, Бавария, Германия, Европа, Музей, Старая пинакотека, картинная галерея, Rogeier Van Der Weyden,
"Columba-Altar", Рогир ван дер Вейден, "алтарь святого Колумбы"
Теги: Рогир ван дер Вейден, "алтарь святого Колумбы", Мюнхен, Бавария, Германия, Европа, Музей, Старая пинакотека, картинная галерея,
Рогир ван дер Вейден оставил историкам искусства множество загадок. Он был одним из наиболее выдающихся живописцев своего времени, однако о его жизни не известно практически ничего. Что же касается творчества, то, к сожалению, невозможно привести перечень работ ван дер Вейдена, с которым согласилось бы абсолютное большинство ученых.
Сложность идентификации заключалась в том, что в Нидерландах XV века художников всё ещё продолжали считать ремесленниками, поэтому подписывать свои работы в этой профессиональной среде было не принято. В случае с ван дер Вейденом это была как раз та скромность, которая вела к забвению : ещё столетие назад имя этого художника вряд ли говорило о чём-то любителям живописи, а картины, подписанные его именем, неизменно вызывали у специалистов ассоциации с другими мастерами. С легкой руки Карела ван Мандера (1548-1606), 1-го историка нидерландской живописи, прозванного "северным Вазари", Рогира ван дер Вейдена стали считать учеником Яна ван Эйка (ок. 1390-1441), а его ранние работы - приписывать не только этому мастеру, но и Дюреру (1471-1528), жившему на несколько десятилетий позже... Может быть, ван дер Вейден сам навлек на себя такую судьбу, сменив при переезде в Нидерланды своё имя с Роже де ля Патюр на Рогир ван дер Вейден.
Художник родился в 1399 (или 1400) году в небольшом фламандском городе Турне, который сегодня находится в Бельгии на границе с Францией. Жители этой местности говорили по-французски, поэтому, когда в семье ремесленника Анри де ля Патюр и его жены Агнесс де Ватрело родился первенец, его назвали распространенным французским именем Роже, о чём свидетельствует запись в сохранившемся до наших дней реестре граждан Турне. О детских годах будущего художника и его первых годах обучения практически ничего не известно. Свою карьеру он, по-видимому, начинал в родном городе, причём довольно успешно : не так давно в архиве Турне был обнаружен документ, датированный 1426 годом, в котором сообщается, что "мэтру Роже де ля Патюр, в качестве вознаграждения за работу, от городских властей было поднесено 3 бочонка первоклассного вина".
Ещё 2 документа свидетельствуют о важных событиях в жизни художника : в том же, 1426-ом, году Роже де ля Патюр женился на некой Элизабет Гофферт, 1405 года рождения, дочери сапожника, а 5 марта 1427 года поступил на работу в мастерскую знаменитого живописца Робера Кампена (1378-1444). Этот художник, которого современный искусствовед Эрвин Панофский (1892-1968) отождествил с Флемальским мастером, впервые упоминается в архивных записях Турне в 1410 году как "peintre ordinaire de la ville" - городской художник. Рентгеновский анализ левой створки "Меродского триптиха" (1425-1428), считающегося главным произведением Кампена, показал, что создателем этой части триптиха, вероятнее всего, был как раз Рогир ван дер Вейден (тогда ещё Роже де ля Патюр), которого с тех пор стали считать самым талантливым учеником и последователем Флемальского мастера.
По окончании обучения художник переезжает в Брюгге. Первым августа 1432 года датирован документ, свидетельствующий о принятии мастера в Гильдию святого Луки - организацию, объединявшую нидерландских художников.
Какие картины были написаны в Брюгге самостоятельным художником Роже де ля Патюр с 1432 по 1435 годы, - остается загадкой, о том периоде жизни и творчества мастера ничего не известно.
Началом следующего этапа его карьеры принято считать 21 апреля 1435 года, когда фамилия живописца появляется в реестре граждан Брюсселя. Скорее всего, переезду в Брюссель предшествовала работа в Лувене, где в 143401435 годах художник, по заказу Лувенской гильдии стрелков, исполнил работу под названием "Снятие с Креста"... Документ, датированный мартом 1436 года, сообщает о том, что Рогир ван дер Вейден (именно так назвал себя художник по прибытии в столицу Брабанта) "исполняет обязанности официального живописца города Брюсселя".
Несмотря на то, что художник до конца своих дней останется брюссельцем, он никогда не терял связи с Турне : об этом - как и о том, что профессия приносила ван дер Вейдену неплохой доход, - свидетельствуют размеры ежегодных денежных инвестиций художника в казну родного города. К сожалению о каких-либо работах художника этого периода ничего не известно. Можно лишь предполагать, что мастер принимал активное участие в работах по художественному оформлению различных торжественных мероприятий.
Карьера ван дер Вейдена совпала по времени с длительным периодом правления Филиппа Доброго (1419-1467), герцога Бургундского, который был известен своей любовью к искусствам. Место придворного художника герцога прочно закрепилось за Яном ван Эйком, поэтому ван дер Вейдену приходилось довольствоваться выполнением работ для влиятельных особ их окружения Филиппа Доброго. Тем не менее, недостатка в заказах мастер не испытывал. В числе наиболее влиятельных заказчиков Рогира ван дер Вейдена были Пьер Бладелин - главный сборщик налогов Бургундии, Жан Шевро - епископ Турне и личный советник герцога, Николас Ролен - канцлер Бургундии с 1422 по 1462 годы. По заказу Ролена ван дер Вейден в течение нескольких лет работает над полиптихом "Страшный Суд", предназначенным для оформления части часовни госпиталя Отель Дьё в городе Бон. В 1450 году ван дер Вейден отправляется в Рим. Тот факт, что некоторые из работ художника впоследствии были обнаружены в коллекциях итальянских любителей живописи, а также заказ на портрет, который поступил от семейства д'Эсте из Феррары, указывает на несомненное признание таланта нидерландца в Италии. А хранящаяся сегодня во Флоренции его работа "Снятие с Креста" содержит явные признаки влияния стиля великих итальянских живописцев фра Анджелико (1400-1455) и Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427). По возвращении в Брюссель (примерно в 1452 году) художник, по заказу Катрин де Брабант, вдовы Жака Брака, исполняет так называемый "Алтарь семейства Брак", а в следующем году создает для Жана Шевро триптих "Сеть Таинств".
Еще в 1435 году Рогир ван дер Вейден открыл собственную мастерскую и набрал помощников, поскольку самому справиться с огромным количеством заказов было уже просто невозможно. К концу 50-х годов эта мастерская становится известной не только в Нидерландах, но и за их пределами. Историки искусства утверждают, что многие нидерландские живописцы, в числе которых и Ханс Мёмлинг (ок. 1435-1494), делали первые шаги в профессии, работая ассистентами в мастерской ван дер Вейдена...
Художник умер 16 или 18 июня 1464 года и похоронен на кладбище брюссельской церкви святой Гудулы. В день похорон, по распоряжению руководства Гильдии святого Луки, в родном городе ван дер Вейдена, Турне, состоялась торжественная поминальная месса.
Алтарь Св. Колумбы. Триптих . Около 1455, Старая пинакотека, Мюнхен
Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Колумбы в Кёльне. В центральной части триптиха изображена сцена поклонения волхвов. На левой створке изображена сцена благовещения. На правой створке изображена сцена принесения младенца Иисуса во храм.
Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождества Иисуса Христа и является как бы синонимом главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей, вола и осла. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или - на языке того времени - очищению блаженной Девы Марии).
Заказчик алтаря не известен и изображен у левого края картины с четками. Волх, крайний правый, изображенный в богатой одежде - это Карл Смелый, герцог Бургундии, сын Филиппа Доброго
В триптихе, известном под названием Алтарь Св. Коломбы (ок. 1458—1460, Мюнхен, Старая пинакотека), в центральной части представлено Поклонение волхвов, решенное как мирная благостная сцена. Волхвы в нарядных, современных художнику одеждах выглядят знатными аристократами; в крайнем правом персонаже, одетом особенно роскошно, видят портретные черты Карла Смелого, герцога Бургундии.
Сложность идентификации заключалась в том, что в Нидерландах XV века художников всё ещё продолжали считать ремесленниками, поэтому подписывать свои работы в этой профессиональной среде было не принято. В случае с ван дер Вейденом это была как раз та скромность, которая вела к забвению : ещё столетие назад имя этого художника вряд ли говорило о чём-то любителям живописи, а картины, подписанные его именем, неизменно вызывали у специалистов ассоциации с другими мастерами. С легкой руки Карела ван Мандера (1548-1606), 1-го историка нидерландской живописи, прозванного "северным Вазари", Рогира ван дер Вейдена стали считать учеником Яна ван Эйка (ок. 1390-1441), а его ранние работы - приписывать не только этому мастеру, но и Дюреру (1471-1528), жившему на несколько десятилетий позже... Может быть, ван дер Вейден сам навлек на себя такую судьбу, сменив при переезде в Нидерланды своё имя с Роже де ля Патюр на Рогир ван дер Вейден.
Художник родился в 1399 (или 1400) году в небольшом фламандском городе Турне, который сегодня находится в Бельгии на границе с Францией. Жители этой местности говорили по-французски, поэтому, когда в семье ремесленника Анри де ля Патюр и его жены Агнесс де Ватрело родился первенец, его назвали распространенным французским именем Роже, о чём свидетельствует запись в сохранившемся до наших дней реестре граждан Турне. О детских годах будущего художника и его первых годах обучения практически ничего не известно. Свою карьеру он, по-видимому, начинал в родном городе, причём довольно успешно : не так давно в архиве Турне был обнаружен документ, датированный 1426 годом, в котором сообщается, что "мэтру Роже де ля Патюр, в качестве вознаграждения за работу, от городских властей было поднесено 3 бочонка первоклассного вина".
Ещё 2 документа свидетельствуют о важных событиях в жизни художника : в том же, 1426-ом, году Роже де ля Патюр женился на некой Элизабет Гофферт, 1405 года рождения, дочери сапожника, а 5 марта 1427 года поступил на работу в мастерскую знаменитого живописца Робера Кампена (1378-1444). Этот художник, которого современный искусствовед Эрвин Панофский (1892-1968) отождествил с Флемальским мастером, впервые упоминается в архивных записях Турне в 1410 году как "peintre ordinaire de la ville" - городской художник. Рентгеновский анализ левой створки "Меродского триптиха" (1425-1428), считающегося главным произведением Кампена, показал, что создателем этой части триптиха, вероятнее всего, был как раз Рогир ван дер Вейден (тогда ещё Роже де ля Патюр), которого с тех пор стали считать самым талантливым учеником и последователем Флемальского мастера.
По окончании обучения художник переезжает в Брюгге. Первым августа 1432 года датирован документ, свидетельствующий о принятии мастера в Гильдию святого Луки - организацию, объединявшую нидерландских художников.
Какие картины были написаны в Брюгге самостоятельным художником Роже де ля Патюр с 1432 по 1435 годы, - остается загадкой, о том периоде жизни и творчества мастера ничего не известно.
Началом следующего этапа его карьеры принято считать 21 апреля 1435 года, когда фамилия живописца появляется в реестре граждан Брюсселя. Скорее всего, переезду в Брюссель предшествовала работа в Лувене, где в 143401435 годах художник, по заказу Лувенской гильдии стрелков, исполнил работу под названием "Снятие с Креста"... Документ, датированный мартом 1436 года, сообщает о том, что Рогир ван дер Вейден (именно так назвал себя художник по прибытии в столицу Брабанта) "исполняет обязанности официального живописца города Брюсселя".
Несмотря на то, что художник до конца своих дней останется брюссельцем, он никогда не терял связи с Турне : об этом - как и о том, что профессия приносила ван дер Вейдену неплохой доход, - свидетельствуют размеры ежегодных денежных инвестиций художника в казну родного города. К сожалению о каких-либо работах художника этого периода ничего не известно. Можно лишь предполагать, что мастер принимал активное участие в работах по художественному оформлению различных торжественных мероприятий.
Карьера ван дер Вейдена совпала по времени с длительным периодом правления Филиппа Доброго (1419-1467), герцога Бургундского, который был известен своей любовью к искусствам. Место придворного художника герцога прочно закрепилось за Яном ван Эйком, поэтому ван дер Вейдену приходилось довольствоваться выполнением работ для влиятельных особ их окружения Филиппа Доброго. Тем не менее, недостатка в заказах мастер не испытывал. В числе наиболее влиятельных заказчиков Рогира ван дер Вейдена были Пьер Бладелин - главный сборщик налогов Бургундии, Жан Шевро - епископ Турне и личный советник герцога, Николас Ролен - канцлер Бургундии с 1422 по 1462 годы. По заказу Ролена ван дер Вейден в течение нескольких лет работает над полиптихом "Страшный Суд", предназначенным для оформления части часовни госпиталя Отель Дьё в городе Бон. В 1450 году ван дер Вейден отправляется в Рим. Тот факт, что некоторые из работ художника впоследствии были обнаружены в коллекциях итальянских любителей живописи, а также заказ на портрет, который поступил от семейства д'Эсте из Феррары, указывает на несомненное признание таланта нидерландца в Италии. А хранящаяся сегодня во Флоренции его работа "Снятие с Креста" содержит явные признаки влияния стиля великих итальянских живописцев фра Анджелико (1400-1455) и Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427). По возвращении в Брюссель (примерно в 1452 году) художник, по заказу Катрин де Брабант, вдовы Жака Брака, исполняет так называемый "Алтарь семейства Брак", а в следующем году создает для Жана Шевро триптих "Сеть Таинств".
Еще в 1435 году Рогир ван дер Вейден открыл собственную мастерскую и набрал помощников, поскольку самому справиться с огромным количеством заказов было уже просто невозможно. К концу 50-х годов эта мастерская становится известной не только в Нидерландах, но и за их пределами. Историки искусства утверждают, что многие нидерландские живописцы, в числе которых и Ханс Мёмлинг (ок. 1435-1494), делали первые шаги в профессии, работая ассистентами в мастерской ван дер Вейдена...
Художник умер 16 или 18 июня 1464 года и похоронен на кладбище брюссельской церкви святой Гудулы. В день похорон, по распоряжению руководства Гильдии святого Луки, в родном городе ван дер Вейдена, Турне, состоялась торжественная поминальная месса.
ок. 1458-1459
(левая створка алтаря святого Колумбы),
ок. 1458-1459
Художник исполнитель: Рогир ван дер Вейден
Дата завершения картины: 1455
Стиль картины: Северное Возрождение
Серии: Triptych
Жанр исполнения: религиозная живопись
Техника исполнения: масло
Материал: панель
Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Колумбы в Кёльне. В центральной части триптиха изображена сцена поклонения волхвов. На левой створке изображена сцена благовещения. На правой створке изображена сцена принесения младенца Иисуса во храм.
Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождества Иисуса Христа и является как бы синонимом главного рождественского сюжета. Доказательством этого служит присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей, вола и осла. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или - на языке того времени - очищению блаженной Девы Марии).
Заказчик алтаря не известен и изображен у левого края картины с четками. Волх, крайний правый, изображенный в богатой одежде - это Карл Смелый, герцог Бургундии, сын Филиппа Доброго