Для Новгородской боярской республики характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и землевладельческий вес новгородского боярства, имеющего давние традиции, и его активное участие в торговой и промысловой деятельности. Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления.Вече — собрание части мужского населения города, обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.После первого удачного похода на Новгород (1471) Иван III принудил новгородцев «ставить архиепископа на Москве». В результате второго похода (1478), вече было уничтожено, как политический институт, а вечевой колокол увезён в Москву. Традиции веча восходят к многотысячелетним традициям народных собраний, идущих от родо-племенных советов.Новгородские князья иногда призывались или утверждались вечем[1] из близлежащих княжеств (как правило, из Владимиро-Суздальского княжества). Функциями князя были гражданский суд и оборона, во время войны он также был главным военачальником. Князь отвечал за защиту части Новгородской земли (в некоторых городах Новгородской земли были свои князья).
Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».
Резиденция князя с 1136 года была, вероятнее всего, за городом, сейчас это место называется «Рюриково Городище», но возможно и в городе — «Ярославово Дворище».