error
Регистрация

по волнам памяти

 
 
по волнам памяти - Александр Корчемный
по волнам памяти - теплоход "Победа!
Посмотреть все >
Другие фотографии автора:
Пассаж :: Александр Корчемный
Горбатый мост :: Александр Корчемный
на Дворцовой площади 1975г. :: Александр Корчемный
непарадный Версаль :: Александр Корчемный
прикоснуться к Утесову... :: Александр Корчемный
ЖЁЛТЫЕ ТЮЛЬПАНЫ ЛЮБВИ :: Александр Корчемный
Сабанеев мост :: Александр Корчемный
Одесский дом ученых :: Александр Корчемный
 
Автор:
Рубрика:
Добавлена:
 
Комментарии:
Александр Корчемный
Александр Корчемный
Осенью 1948 года в западных СМИ появились сообщения о трагедии на советском теплоходе "Победа", следовавшем спецрейсом из США в Одессу. Во время пожара на борту корабля погибли китайский маршал Фэн Юйсян и его дочь. Это событие, ставшее в Америке и Европе новостью N 1, в СССР освещалось скупо. "Несчастный случай", - сухо констатировали советские газеты. История неохотно раскрывает свои мрачные тайны. Гибель маршала Фэн Юйсяна, которого многие считали одним из кандидатов на ключевой пост в новом Китае, из этого ряда.

Несчастный случай?

5 сентября 1948 года на последней полосе газеты "Красная звезда" появилось сообщение ТАСС под заголовком "Несчастный случай на теплоходе "Победа": "Одесса. 4 сентября. В начале августа из Нью-Йорка вышел теплоход "Победа", следуя в Одессу... В пути на теплоходе возник пожар ввиду неосторожного обращения с кинопленками, которые загорелись. Имеются жертвы. Среди погибших маршал Фэн Юйсян и его дочь. Теплоход доставлен в Одессу. Ведется расследование". Гроб с телом маршала был отправлен на самолете в Москву. Согласно желанию супруги маршала тело кремировали. ТАСС сообщил, что на кремации присутствовали родные покойного, представители советских Вооруженных сил и общественности. Покойному были отданы воинские почести...

Автор этих строк, завершавший тогда учебу в Каспийском высшем военно-морском училище, находился в сентябре 1948 года в отпуске, у родных в Москве. А летом проходил практику на Черноморском флоте - на кораблях в Одессе и Севастополе. Поэтому сообщения, опубликованные в "Красной звезде", заинтересовали меня. Я попытался выяснить какие-либо дополнительные сведения о случившемся через своих знакомых в соответствующих компетентных кругах. Но кроме того, что создана высокая комиссия и идет расследование, ничего узнать не удалось.

Через несколько месяцев, завершив учебу в КВВМУ и получив звание флотского мичмана, я был направлен на стажировку опять же на Черноморский флот. И оказался в Одессе, на тральщике, который участвовал в разминировании прибрежной акватории. На суше, то есть в самом городе, приходилось бывать редко. Тем не менее слухи о ЧП на "Победе" доходили до меня: идет следствие, но что и как произошло, мало кто знал. В конце стажировки я попал в Севастополь, и мне довелось-таки самому увидеть "Победу". В конце августа она уже стояла на якоре на внешнем рейде Севастополя - главной базы ЧФ и дожидалась освобождения места у причальной стенки судоремонтного завода. В бинокль можно было рассмотреть ее обгоревшую верхнюю переднюю часть.

Приехав в Севастополь поздней осенью 1949 года, я вновь увидел "Победу", пришвартованную в Южной бухте Севастопольской гавани. Она стояла рядом с несколькими судами китобойной флотилии "Слава". И без бинокля были хорошо видны черные следы пожара в надстроечной части корпуса судна, в передней, верхней части, где размещались шикарные каюты люкс. Но на судне уже вовсю шли восстановительные работы.

На судоремонтном заводе у меня было немало знакомых. Из разговоров удалось узнать кое-какие подробности. Пожар возник незадолго до полуночи, после прохода Ялты. Загорелись ящики груза, взятого на борт. Во время рейса эти загадочные ящики не раз переставляли на судне с места на место. В тот момент, когда начался пожар, на "Победе" показывали кинофильм. Часть пассажиров была в кинотеатре, остальные находились в своих каютах и готовились ко сну. Когда из кинорубки повалил дым, а потом стало выбиваться пламя, пассажиров охватила паника, люди бросились бежать кто куда. Пожар быстро распространился по соседним с кинозалом помещениям. Некоторые свидетели впоследствии утверждали, что ящики с неизвестным грузом горели, как бенгальские огни. Команда "Победы" пыталась бороться с огнем, но многие огнетушители и пожарные рукава (шланги) не работали. В конце концов локализовать главные очаги возгорания все же удалось, и обгоревшая "Победа" своим ходом дошла до Одессы...

На борту судна вместе с китайским маршалом находилась его семья - жена, сын и дочь. Все, кроме дочери, смотрели кинофильм, а последняя принимала ванну в своей каюте. Маршал - уже пожилой, грузный, но отважный человек - помогал тушить пожар и попытался сам пробраться к дочери в каюту. Но, видимо, надышался угарного газа и дыма, потерял сознание и погиб. Дочь маршала тоже погибла, ее так и нашли лежащей в ванне...

Расследование продолжалось несколько месяцев и шло в закрытом режиме. Его ходом интересовался лично Сталин. В 1949 году состоялся недолгий - всего две недели - закрытый суд. Виновниками случившегося были объявлены нештатный киномеханик Коваленко, капитан "Победы" Пахолок, старпом, радист (не передавший сигнал SOS), диспетчер пароходства. Все они получили и почти полностью отбыли разные сроки. Строже всех был наказан старпом, отвечавший за противопожарную безопасность. В его каюте в огнетушителях были обнаружены контрабандные отрезы панбархата... За все он получил 25 лет.

Однако официальная версия ЧП - "несчастный случай при возгорании кинопленки" - вызывает большое сомнение. Ведь первыми загорелись не пленки, а ящики с какой-то начинкой в соседнем помещении. Киноаппаратура же судна была в полном порядке. И в течение рейса киномеханик много раз показывал фильмы без каких-либо неприятностей.

Неспокойный маршал

Приезд маршала Фэн Юйсяна в СССР осенью 1948 года был явно не случаен. Считалось, что он может занять один из ключевых постов в создаваемом правительстве нового Китая. Маршал пользовался авторитетом у немалой части населения. И вдруг один из возможных руководителей Китая погибает в результате "несчастного случая"...

Путь Фэн Юйсяна в политике не был ровным. Родился в 1882 году в северной провинции Чжили (Хэбэй) в семье каменщика. Военную службу начал во время Синьхайской революции 1911-1913 годов и вскоре выдвинулся на командные должности. Потом служил в частях так называемых северокитайских милитаристов - одной из группировок, боровшихся за власть в Китае, стал генералом. В октябре 1924 года открыто выступил против лидера Чжилийской клики У Пэйфу, захватил со своими войсками Пекин и произвел государственный переворот. Стал маршалом. Пригласил военных советников в свои войска и приступил к их реорганизации. Установил связь с революционным правительством Сунь Ятсена на юге страны. В 1926 году вступил в партию Гоминьдан. Во время "Северного похода" в 1926-1927 годах, начатого по инициативе Гоминьдана с целью объединить страну, Фэн Юйсян вел активные боевые действия против северных милитаристов. Летом 1927 года маршал поддержал лидера Гоминьдана Чан Кайши, разорвавшего союзнические отношения с китайской компартией. В годы войны с Японией (1937-1945) Фэн был активным в отличие от Чан Кайши сторонником создания "единого фронта" и сотрудничества с коммунистами. После войны, находясь в США, окончательно порвал с Чан Кайши...

Чтобы понять причину столь дальнего путешествия китайского маршала Фэн Юйсяна - из США в СССР и далее в Китай, - вспомним, как разворачивались в то время события на его родине. Завершался разгром армии Гоминьдана противостоявшими ей войсками коммунистической Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В 1948 году на повестке дня уже стоял вопрос о создании общенационального правительства Китая. Слово Москвы в этом процессе было далеко не последним.

...В октябре 1954 года советские военные моряки-тихоокеанцы привели в китайский порт Циндао группу боевых кораблей-эсминцев, тральщиков и малых подводных лодок. Эти корабли должны были стать основой ВМФ Китая, создававшегося тогда с помощью СССР. Среди китайских моряков, которые осваивали новые корабли, был сын маршала Фэна, хорошо говоривший по-русски. Он рассказал автору этих строк, что после гибели отца ему предложили поступить в Каспийское высшее военно-морское училище (только в нем тогда готовили иностранцев). Посоветовавшись с матерью, он согласился. За несколько лет Виктор (так он просил называть себя) изучил русский язык и освоил штурманскую специальность, а окончив училище, стал служить на китайских военных кораблях. К слову, его мать - вдова маршала Фэн Юйсяна - входила в правительство КНР в качестве министра здравоохранения. В приватных беседах с советскими моряками Виктор неоднократно заявлял, что его отца убрали вражеские спецслужбы. По его словам, у него были веские основания так считать. Однако сын маршала их не приводил...

Некогда всесильный китайский маршал, долгое время контролировавший провинции Хэнань, Шэньси, Ганьсу, на момент своей гибели уже миновал зенит политической славы. Отношение к нему в Китае было неоднозначным. Он то примыкал к Чан Кайши, то вступал с ним в военное противостояние, то боролся с коммунистами, то шел на сотрудничество с КПК. Последний политический разворот Фэн Юйсян совершил как раз накануне своей трагической смерти. Он перешел на сторону КПК. Единственной стороной, к которой этот противоречивый китайский политик питал неизменные дружеские чувства, была Москва. Маршал Фэн не раз заявлял, что "подлинным другом китайского народа" был и останется Советский Союз. Впрочем, в любви и верности СССР в то время клялись многие китайские политики. Это неудивительно, если учесть, что Москва имела влияние на оба противоборствующих китайских лагеря. Имеются также свидетельства, что Фэн Юйсян находился в приятельских отношениях с советским послом-резидентом при Чан Кайши Александром Панюшкиным и неоднократно в приватных беседах сообщал ему конфиденциальную информацию. Данный факт трудно назвать сенсацией, учитывая, что на тот момент не только Фэн, но и другие политические фигуры Китая охотно шли на контакты с советскими "советниками".

Так или иначе, выбор у Сталина был. Роль Москвы в формировании политического истеблишмента нового Китая и разрешении китайского политического кризиса конца 40-х годов до сих пор до конца не выяснена. Известно, что Сталин не очень доверял Мао, называя его "редиской": снаружи красным, а внутри белым. Любопытная деталь: большая часть трофейного оружия поверженной Квантунской армии была передана Советским Союзом не Мао, а его партийному конкуренту с северо-востока Китая - Гао Гану, покончившему с собой при загадочных обстоятельствах в начале 50-х годов. Известно также, что, оказывая определенную военно-техническую помощь китайским коммунистам, приоритет Москва отдавала легитимному на тот момент правительству Чан Кайши.

Колебания Сталина, на кого из тогдашних китайских правителей сделать ставку, продолжались долго. Возможно, что, размышляя над судьбами Китая, он разрабатывал сразу несколько вариантов с привлечением "запасных" фигур. Одной из них мог быть маршал Фэн Юйсян. В любом случае его возвращение в Китай было скорее всего невыгодно Мао. Таинственная гибель Фэна на советском теплоходе "Победа" накануне краха режима Чан Кайши и прихода к власти коммунистов заставляет над этим задуматься. Возможно, что смерть Фэн Юйсяна спутала Сталину карты в его непростой китайской партии и нарушила грядущие стратегические планы. В итоге "вождь всех народов" был вынужден смириться и принять-таки в 1950 году Мао Цзэдуна в своем кремлевском кабинете как равный равного.

При участии Александра Чудодеева

Октябрь Бар-Бирюков





«Победа» продолжала работать в составе Черноморского пароходства на внутренних и зарубежных линиях. В середине 1950-х годов она числилась среди лучших судов пароходства. В 1962 г., во время Карибского кризиса, судно использовали для перевозки советских войск на Кубу, в конце 1970-х годов оно было списано из состава флота и утилизировано на берегу Гадани-бич в городе Читтагонг (Бангладеш).

Теплоходы «Победа» и «Россия» снимались в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» как «Михаил Светлов», и именно на палубе Победы, через 20 лет после трагедии, Андрей Миронов поет песню об «острове Невезения».
13.08.2014 - 08:24:39
 
Владимир Гилясев
Владимир Гилясев
СПАСИБО!!! Огромное! Вот так история! Признателен!
13.08.2014 - 09:30:08
 
Владимир Михайлович Дадочкин
Владимир Михайлович Дадочкин
Очень интересно,Александр,спасибо!
13.08.2014 - 11:28:14
 
Александр Корчемный
Александр Корчемный
Благодарю, друзья! Мне приятно.
13.08.2014 - 11:29:32
 
Ольга Винницкая (Olenka)
Ольга Винницкая (Olenka)
Какая драма, и узнаем мы о ней много лет спустя ...
Как говорится, все тайное рано или поздно становится явным !
Прочитала на одном дыхании !
13.08.2014 - 12:36:11
 
Владимир Шибинский
Владимир Шибинский
Интересная история, спасибо!
13.08.2014 - 15:07:13
 
Александр Корчемный
Александр Корчемный
Спасибо, Ольга, спасибо, Владимир!!! Я рад.
13.08.2014 - 15:26:18
 
Дмитрий Багмет
Дмитрий Багмет
Интересно.
13.08.2014 - 19:27:18
 
Нина северянка
Нина северянка
Название в точку ! Спасибо за инфо !
13.08.2014 - 21:21:05
 
Владимир Фомин
Владимир Фомин
Готовый сюжет для фильма! Спасибо, Александр!
13.08.2014 - 22:14:49
 
Просмотры: 798
Понравилось:
Павел L
Елизавета Успенская
Александр Зотов
Gamza ..
Владимир Фомин
Nick Nichols
Vlad Borschev
Нина северянка
Дмитрий Багмет
Светлана Никольская
Владимир Шибинский
Виктор
Alex
Ольга Винницкая (Olenka)
Елена Belika
Вячеслав М
Сергей Рычков
Евгений Кочуров
Юрий Афанасьевич .
Александр фотостраничка
Sergey
 
Добавили в избранное:
Игорь Липинский
Нина северянка
 
Сообщить о нарушении